4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли мусульманину обращаться в суд

Можно ли обращаться в кафирский (тагутский, неисламский) суд? Постоянный комитет, аль-Баррак, аль-Альбани

1. Постоянный комитет.

Вопрос: Каково положение обращения за решениями в американский суд для решения конфликтов, возникших между мусульманами, как, например, в вопросах развода, торговли и др.?

Ответ: Не разрешено мусульманину обращаться за судом в судебные учреждения, судящие по выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда отсутствуют шариатские суды. И если такой суд вынес решение в его пользу в то время как у него нет права на то, что присуждено ему, то не разрешается ему брать это.

Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам.
Председатель: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз.
Заместитель: Абдульазиз ибн Абдуллах али аш-Шейх.
Член: Салих ибн Фаузан Аль-Фаузан.
Член: Бакр Абу Зейд.

2. Шейх Абдуррахман аль-Баррак

Вопрос №188900: «Разрешено ли в немусульманской стране звонить в полицию, чтобы сообщить о торговцах гашишем, о которых я не знаю, связаны с ними какие-нибудь мусульмане или нет? И если среди них есть мусульмане, отличается ли правовое положение? И если не разрешено звонить в полицию, то что тогда можно сделать? Особенно, учитывая то, что я знаю, что наставление в этом не поможет, а их торговля не вредит мне непосредственным образом, однако, она, вне сомнений, наносит вред другим людям. И если бы подобная ситуация сложилась в исламском государстве, разрешено ли было бы тогда звонить в полицию?

Ответ от 15.04.2013 г.: Мы обратились с этим вопросом к уважаемому шейху Абдуррахману ибн Насыру аль-Барраку , да хранит его Аллах, и он ответил: «Распространение наркотиков — дело порицаемое согласно всем системам оценки, будь они шариатскими или основанными сугубо на разуме. Поэтому (согласно шариату) будет законным сообщение о них, так как же законно будет сообщать о преступниках из убийц, воров и насильников, поскольку мы единогласны в том, что распространение героина — это распространение порчи и вреда.
И если распространителем героина является мусульманин, то он — распространитель порчи на земле, совершающий преступление против самого себя. Он сам предоставил неверным путь для господства над ним, чтобы они судили его не по шариату Аллаха и наказали его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. И что касается сообщения (правоохранительным органам) о нем, то это относится к подавлению вреда и порчи, и нет в этом на мой взгляд вообще никаких проблем».
И Аллах лучше знает.
См. https://islamqa.info/ar/188900

Статья в тему:  Как дополнить исковые требования в суде

3. Шейх аль-Альбани.

Вопрос: Если между двумя сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа кафирских судебных учреждений, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путем?

Ответ: Если он убежден, что решение суда по тому вопросу, с каким он обращается — по этому вопросу не противоречит Шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет.

Сл. «Сильсиля аль-худа уа ан-нур», 624.
______________________

Можно ли мусульманину обращаться в суд

Хвала Аллаhу Господу миров, мир и благословение нашему пророку, его семье и верным сподвижникам, а затем:

Когда разрешается обращаться в не исламские суды? Какие ограничения и правила в этом вопросе?

Нет разногласия в умме в том, что суд не по закону шариата является неверием. Каждый верующий мусульманин знает, что Коран является единственным, абсолютно верным руководством.

Говорит Всевышний в своем писании в суре «Женщины» аят 60:

Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят обращаться на суд к т|агъуту, хотя им приказано не веровать в него? Дьявол желает ввести их в глубокое заблуждение

Вот некоторые слова имамов муджтаhидов по этой теме:

≡ Говорит аль-Хафиз Ибн Касир:

فمن ترك الشرع المحكم المنزل على محمد بن عبد الله خاتم الأنبياء وتحاكم إلى غيره من الشرائع المنسوخة كفر، فكيف بمن تحاكم إلى الياسا وقدمها عليه؟ من فعل ذلك كفر بإجماع المسلمين

«Кто оставил ясный шариат, ниспосланный Мухаммаду бин ‘АбдиЛляh, печати всех пророков, и судиться по отмененным (ранее ниспосланным) законам, тот стал неверующим, тогда что сказать о тех, кто ссылается на «Аса» 1 и предпочитает их?
По единогласному мнению ученых, кто поступает таким образом является неверующим».

≡ Сказал Шейхуль Ислям Ибн Теймийя:

والإنسان متى حلل الحرام المجمع عليه ، أو حرم الحلال المجمع عليه ، أو بدل الشرع المجمع عليه ، كان كافرا مرتدا باتفاق الفقهاء

«Если человек узаконит единогласно запретное, или запретит единогласно дозволенное, или заменит единогласный шариат, то такой, по согласию всех ученых, становится неверующим, вероотступником»

И с этим все ясно. Но сегодня, к сожалению, почти во всех странах не правят по законам шариата. Этот факт вынуждает нас прибегать к неизбежной альтернативе, позволяющая решать нашу проблему иногда поверхностно, а иногда окончательно.

Речь идет о светских законах, под которыми живут многие из нас, и к которым принуждает всех, кто живет в этих государствах.

Несправедливо относить вышеприведенные доводы на тех, кто не может покинуть светские государства, кто живет под принуждением, хотя в душе своей переполнен верой в шариат!

Говорит Господь в своем писании:

Почему вы не должны есть из того, над чем произнесено имя Аллаха, в то время как Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому?
Аль-Ан’ам (119).

Также посланник Аллаhа ﷺ сказал:

Из сказанного следует, что в отношении таких людей необходимо применять именно современные фетвы, а не фетвы ученых, жившие при халифате, так как те ученые судили исходя из своих реалий.

Раньше ученые ислама не сталкивались с этой проблемой, так как веками царил благородный халифат, но их ученики поколениями передали их знания до наших дней.

Статья в тему:  Какие дела рассматриваются судами общей юрисдикции

Что же говорят наши современные муджтаhиды?

≡ Говорит постоянный комитет фетв и исследований КСА:

لا يجوز للمسلم التحاكم إلى المحاكم الوضعية إلا عند الضرورة إذا لم توجد محاكم شرعية ، وإذا قضي له بغير حق له فلا يحل له أخذه

«Не дозволено мусульманину обращаться к выдуманным законодательствам, (не считая случаев) безысходности, когда нету шариатского правления. Если (в таких судах) вынесли решение в пользу него не по праву, то ему не дозволяется брать это».

Под этой фетвой подписались:
1. ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз
2. ‘Абд аль-‘Азиз Али Шейх (ныне муфтий КСА).
3. Бакр Абу Зейд
4. Салих аль-Фаузан

≡ Говорит ‘алляма Ибн аль-‘Усеймин:

وأما تعلم الإنسان للقوانين الوضعية، إذا كان يتعلمها من أجل أن يدفع الباطل بالحق ؛ فهذا لا بأس به ، وإذا كان يتعلمها من أجل أن يتبع ما فيها من القوانين المخالفة للشرع ؛ فهذا حرام. وفي هذا نقول : حتى المحاماة في بلد تحكم الشريعة فيه نقول: إذا كان المحامي يريد إيصال الحق إلى أهله ؛ فلا بأس أن يمارس هذه المهنة

«Ну а что касается обучения человеком выдуманных законов, чтобы тем самым отразить ложь правдой, то в этом нет проблем.
А если он обучается (этим законам) чтобы следовать уставам (этих законов), то запрещено…
Если адвокат (помогает) восстановить справедливость (в отношении потерпевшего), то нет проблем в такой профессии».

Я добавлю: Тоже самое говорил шейх аль-Альбани и Мукъбил, да смилуется над ними Всевышний. Тоже самое сказали в центре фетв министерства исламских дел в Катаре.

1. В своей основе нельзя ссылаться на не исламский закон.

2. Можно ссылаться на не исламский закон лишь при соблюдении следующих условий:

  • Безвыходность
  • Бороться за то, что принадлежит вам по шариату.
  • При обращении в таких ситуациях в не исламский суд, важно не признавать их сердцем и питать к ним отвращения (не быть довольным).

3. Нет проблем работать адвокатом, если человек помогает устанавливать справедливость на земле.

А истина у Всевышнего!

1. Яса или «Ясикъ» — это закон Чингисхана.
2. Хадис передал Ибн Маджа, аль-Байhакъи и другие от Ибн ‘Аббаса.

Исламский форум

Знание прежде всего

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • FAQ

Можно ли обращаться в кафирский суд?

Можно ли обращаться в кафирский суд?

Сообщение ummfatima » 17 ноя 2009, 03:07

Сообщение A’mash » 17 ноя 2009, 14:38

Уа алейкум салям.

Следует отметить, что обращаться на суд к тагъуту, — а это любые законы, помимо закона Аллаха -, в своей основе строго запрещено! Однако учёные дозволяли это в виде исключения при необходимости и отсутствия возможности иначе восстановить свои права, или чтобы вернуть причитающееся тебе, или чтобы отвратить от себя несправедливость.
По той причине, что непонимание этого вопроса часто вызывает неурядицу среди мусульман, хотелось бы процитировать слова великих и признанных учёных по данному вопросу:

Спросили учёных Постоянного комитета: «Каково постановление вопроса обращения на суд к судье в Америке, как спорные вопросы среди мусульман, положения развода, торговли и тому подобных вещей?»
Они ответили: “Не дозволено мусульманину обращаться за судом к выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда нет шариатского суда. Но если в его пользу будет вынесено неправильное решение (неверным судом), то нельзя ему это присваивать!” См. “Фатауа аль-Ляджна” 23/502.
Под этим ответом подписались следующие члены Постоянного комитета: ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, ‘Абдуль-‘Азиз Али аш-Шейх, Салих аль-Фаузан и Бакр Абу Зейд.

Статья в тему:  Лизинг воздушных судов что это

Спросили шейха Ибн База: «Каково положение обращения на суд к тем, кто судит по вымышленным законам, если все суды в его городе судят по ним? В противном случае человек не может получить свои права, кроме как обратившись к ним на суд. Становится ли в таком случае человек неверным?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Если он вынужден обратиться к такому суду, то не становится из-за этого неверным. Однако он не должен обращаться к ним на суд, кроме как если будет вынужден сделать это и не будет другого метода отстоять свои права. Также он не должен брать то, что было присуждено ему, если это противоречит пречистому Шариату”. См. “Фатауа Ибн Баз” 23/214.

Спросили шейха аль-Альбани: «О шейх, можно ли обращаться в суд, который судит по вымышленным законам, если я являюсь притеснённым в каком-то положении?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Нельзя, кроме как тому, кто является вынужденным. И он может требовать только то, что позволил ему Шариат. Не дозволено обращаться в такой суд по причине известного положения, о котором ты упомянул (что эти суды руководствуются выдуманными законами), кроме как если человек будет вынужден. При этом нельзя злоупотреблять этим и через выдуманные законы претендовать на то, на что человек не имеет права. Основа в том, что это запрещено, а исключением является то, что я упомянул при наличии этих условий”. Сл. “Сильсилятуль-худа уан-нур” № 337.

Спросили также шейха аль-Альбани: «Если между двумя людьми сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа судебных учреждений неверных, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путём?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Если он убеждён в том, что решение суда по тому вопросу, с которым он обращается, не противоречит Шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет”. Сл. “Сильсилятуль-худа уан-нур” № 624.

Спросили шейха ‘Абду-р-Раззакъа ‘Афифи: «Каково постановление на счёт обращения к судам, которые судят по выдуманным законам?»
Шейх ‘Афифи ответил: “По мере возможностей ему не следует обращаться к ним, однако если невозможно взять своё право, кроме как через этот путь, то нет в этом проблем”. См. “Фатауа ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи” 1/166.

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “В действительности – это этот вопрос является очень важным, т.е. например, дозволено ли нам обратиться на суд к тем, кто судит по выдуманным законам, если мы правы, или же следует утратить свои права (не обращаясь к ним на суд)? Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, упомянул в начале книги «ат-Турукъ аль-хукмийя», что среди фкъихов есть такие, кто сказал: «Не обращаешься к ним на суд, даже если будут потеряны все твои права». И он сказал, что подобным подходом дела людей не придут в порядок. Особенно учитывая многочисленность тех, кто судит не согласно тому, что ниспослал Аллах. Ты можешь обращаться к ним на суд, однако если в твою пользу будет вынесено решение, не основанное на том, что ниспослал Аллах, ты должен отвергнуть это. А что касается того, чтобы мы утратили права людей, а речь может идти о большом имуществе, о многочисленных наследниках, то неужели мы всё это потеряем по той причине, что такой-то судит по выдуманным законам?! Мы обратимся к нему за судом, и если он вынесет решение согласно истине, то истина принимается от любого человека”. Сл. «Шарх Задиль-мустакъни’/Китаб аль-бую’» № 37(А).

Статья в тему:  Прокурор как государственный обвинитель в суде первой инстанции

Спросили мусульмане Америки шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково положение человека, который обращается в американский суд, если он вынужден сделать это?»
Шейх Мукъбиль ответил: “Если вы вынуждены сделать это, чтобы получить своё имущество, и у вас нет иного варианта на это, кроме как обратившись к ним, то в этом нет проблем. А если вы желаете обращаться на суд к ним, и не желаете обращаться на суд к учёным Ислама, то это считается неверием. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но желают обращаться на суд к тагъуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение» (4: 60).
Слово «желают» указывает на желание этого в их намерении.
Если ты желаешь получить свои права, и не можешь сделать этого, кроме как через этот выдуманный суд, то ты можешь обратиться к ним. А если ты желаешь обращаться за судом к выдуманным законам, а не к учёным Ислама, то есть опасение для тебя неверия”. Сл. “Асъиля Амрика”.

Спросили шейха ‘Абду-р-Рахмана аль-Баррака: «Если у мусульманина есть тяжба в стране неверных или подобной им, может ли он обратиться на суд к выдуманным законам?»
Шейх аль-Баррак ответил: “Если на мусульманина покушаются в стране неверных, будь то на его жизнь, его имущество или его свободу, то он может обратиться со своей проблемой к тому, кто может избавить его от притеснения или защитить от несправедливости. Поистине, притеснённый человек может обратиться за помощью к тому, кто окажет ему помощь, но без того, чтобы самому притеснять несправедливого. Если человек знает, что комитет, к которому он обратился для решения проблемы, покусится на притеснителя сверх того, что он заслуживает, возлагая на него штрафы, превышающие то, чем он обязан, то притесняемому не дозволяется брать больше причитающегося ему.
Подобное не расценивается, как обращение на суд к тагъуту, ибо те, обращающиеся на суд к тагъуту – это те, которые предпочитают этот суд над Шариатом Аллаха, проявляя довольство им и принимая его постановления зная, что это противоречит Шариату Аллаха. Всё, что противоречит закону Аллаха из постановлений тех, кто судит по выдуманным законам, является злом, будь они из числа неверных, как иудеи и христиане, или же из числа причисляющих себя к Исламу.
К примеру, мусульмане запрещается обращаться на суд к выдуманным законам против своего мужа, если она знает, что этот суд обяжет мужа свыше того, чем обязал его Шариат. Как и запрещено мусульманке обращаться в суд, чтобы требовать половину наследства, зная о том, что этот закон уровнял мужчин и женщин в доле наследства! И нельзя ей брать свыше того, что предписал ей из доли наследства Аллах.
Не скрыт тот факт, что обращения в подобные судебные инстанции и учреждения являются вынужденной вещью, ибо, если для проживающих в таких странах мусульман будет обязательным не обращаться к ним на суд в случае притеснения, то их постигнет великий вред по этой причине. И преступники станут покушаться на мусульман, если узнают, что им не оказывается помощь!
Исходя из сказанного, следует, что обращаться в подобные судебные инстанции в упомянутых случаях – из числа необходимости. И это не противоречит обязанности проявить неверие в тагъута, чем является постановление, которое противоречит Шариату Аллаха, который Он ниспослал в Своей Книге и Сунне Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатауа аль-Баррак” № 12848.

Статья в тему:  Как ты считаешь был ли афинский суд

Важное примечание:
Однако, если какая-либо тяжба произошла между мусульманами, которые проживают в странах, где нет шариатских судов, то они не должны обращаться на суд тагъута, однако им следует обратиться к обладателям знания их местности из числа праведных мусульман, чтобы они разрешили их конфликт согласно Шариату Аллаха.
И на правомочность сказанного указывают Коран и Сунна.
Так, Всевышний Аллах, говоря о путях решения конфликта между супругами, сказал: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (4: 35).
Шурейх ибн Хани рассказывал: “Когда мой отец – Хани прибыл с делегацией к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он услышал, как соплеменники Хани именуют его Абу-ль-Хакам (Наилучший судья). Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвал его и сказал: «Воистину, истинный Судья – это Аллах является Судьей, и только Ему принадлежит власть! Так почему же тебя именуют Абу-ль-Хакам?»
Он ответил: “Когда среди моих соплеменников возникает конфликт, они приходят ко мне, и я вершу суд между ними так, что обе стороны остаются довольны”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: « Что может быть прекраснее этого! А есть ли у тебя сыновья?»
Он ответил: “У меня есть Шурейх, Муслим и ‘Абдуллах”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А кто из них старший?»
Он ответил: “Шурейх”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда ты – Абу Шурейх (отец Шурейха)»”. Абу Дауд 4955, ан-Насаи 5387. Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” 2615.
Как мы видим из этого хадиса, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) высказал порицание именно его неправильному прозвищу, а что касается его поступка в виде разрешения конфликта людей, то он назвал это дело прекрасным.
И учёные считали это узаконенным. См. “Джами’ ли-ахкам аль-Къуран” 5/179.

Обращаться в кафирский суд

Shishani

moderator
  • Nov 11, 2011
  • #1
  • 13. О том, что по мнению некоторых ученых, можно восстанавливать свои шариатские права через кафирский суд
    скачать

    Статья в тему:  Кого у суді том врятував від шибениці

    Можно, но только при необходимости! И фатауа ученых о дозволенности этого известны.

    Например, шейха аль-Альбани когда спросили о дозволенности обращение в кафирский суд в случае получения своего права, которое невозможно получить иным путем, он ответил, что если человек убежден, что решение суда которое будет в его пользу не противоречит шариату, то можно, а в противном случае нельзя. И также он говорил, что это нельзя, кроме как при вынужденности, и в том, что не противоречит шариату, как например, чтобы не получить свыше того, что ему полагается. Сл. «Сильсилятуль-худа уа-ннур» № 337, 624.

    Также и шейх Абдуррахман аль-Баррак , когда его спросили о дозволенности обращаться в кафирский суд тем, у кого проблемы в кафирской стране, он сказал, что если на жизнь, имущество или честь мусульманина покушаются в кафирской стране, он имеет право обратиться в кафисркий суд. Притесненный имеет право обратится к тому, кто сможет оказать ему помощь! И он также сказал, что подобный случай не имеет отношение к «обращению за судом к тагъуту», сказав: «Поистине те, которые обращаются за судом к тагъуту, предпочитают его над законом Аллаха и довольствуются им, и принимают его решение, даже если знают, что это противоречит шариату Аллаха См. «Фатауа аль-Баррак» № 12848.

    По этой теме есть еще фатауа, но это то, что я мог найти у себя со ссылками. Но думаю этого ин ша-Аллах вполне достаточно, чтобы понять данный вопрос.

    Вопрос: Если между двумя сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа кафирских судебных учреждений, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путем?

    Ответ: Если он убежден, что решение суда по тому вопросу, с каким он обращается — по этому вопросу не противоречит Шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет.

    Сл. «Сильсилятуль-худа уан-нур», 624.

    Muntaqa

    Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи
    • Главная
    • ВероубеждениеВопросы такфира
    • Можно ли обращаться в кафирский суд? Имам аш-Шайбани и группа современных ученых

    Можно ли обращаться в кафирский суд? Имам аш-Шайбани и группа современных ученых

    هل يجوز التحاكم إلى محاكم الكفار في دول غير إسلامية؟
    هل يكون كفرا؟ هل يعتبر من نواقض الإسلام؟

    1. Ранний имам об обращении мусульманина в неисламский суд (тагута) за своим правом

    Писал имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани (131-189 гг.х.), ученик имама Абу Ханифы: «Если мусульманин оставил что-то на хранение другому мусульманину и разрешил в случае своего отсутствия выезжать из данной местности с этой вещью, а тот, кому оставили ее на хранение, стал вероотступником (муртад) и переехал в «дар аль-харб» (неисламскую страну), и там нашел его первый и потребовал вернуть, но второй отказался, и тогда они обратились со своей тяжбой насчет этой вещи к правителю той страны, и мусульманин не смог заполучить ее, а затем жители этой местности приняли Ислам, то эта вещь остается тому, кому была отдана на хранение, и нет у настоящего ее хозяина пути заполучить ее обратно».

    Как видно из описания, мусульманин и вероотступник обратились на суд к правителю-немусульманину, и после этого имам аш-Шайбани продолжил называть первого мусульманином и ни в чем его не осудил.

    Статья в тему:  Где посмотреть решения судов общей юрисдикции

    Эти слова имама аш-Шайбани процитировал имам Мухаммад ибн Ахмад ас-Сарахси аль-Ханафи (ум. 490 г.х.) и лишь дополнил их объяснениями причин постановления, никак не выразив осуждения мусульманину, и не исключив его из Ислама.
    См. «Шарх ас-Сияр аль-кабир» 3/168.

    قال الإمام محمد بن الحسن الشيباني (131-189 هـ ) : «وَلَوْ اسْتَوْدَعَ مُسْلِمٌ مُسْلِمًا شَيْئًا وَأَذِنَ لَهُ إنْ غَابَ أَنْ يُخْرِجَهُ مَعَهُ فَارْتَدَّ الْمُودَعُ وَلَحِقَ بِدَارِ الْحَرْبِ، فَلَحِقَهُ صَاحِبُهُ وَطَلَبَهُ مِنْهُ فَمَنَعَهُ، وَاخْتَصَمَا فِيهِ إلَى سُلْطَانِ تِلْكَ الْبِلَادِ، فَقَصَرَ يَدَ الْمُسْلِمِ عَنْهُ، ثُمَّ أَسْلَمَ أَهْلُ الدَّارِ فَالْوَدِيعَةُ لِلْمُودعِ لَا سَبِيلَ لِصَاحِبِهَا عَلَيْهَا».

    فكما وصف الإمام: المسلم والمرتد تحاكما إلى السلطان الكافر وبعد ذلك استمر الإمام في تسمية الأول مسلما ولم يعقب فعله بالإنكار، ثم نقل كلامه الإمام محمد بن أحمد السرخسي الحنفي ( ت. 490 هـ ) وبين تعليل الحكم ولم ينكر على المسلم ولم يخرجه من الإسلام.

    انظر: «شرح السير الكبير» 3/ 168.

    2. Современные исламские ученые об обращении в суд неверующих (неверных)

    2.1. Постоянный комитет по фатвам в Саудовской Аравии

    Вопрос: Каково положение обращения за решениями в американский суд для решения конфликтов, возникших между мусульманами, как, например, в вопросах развода, торговли и др.?

    Ответ: Не разрешено мусульманину обращаться за судом в судебные учреждения, судящие по выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда отсутствуют шариатские суды. И если такой суд вынес решение в его пользу в то время как у него нет права на то, что присуждено ему, то не разрешается ему брать это.

    Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам.
    Председатель: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз.
    Заместитель: Абдульазиз ибн Абдуллах али аш-Шейх.
    Член: Салих ибн Фаузан Аль-Фаузан.
    Член: Бакр Абу Зейд.

    السؤال الثالث عشر والخامس عشر من الفتوى رقم 19504
    س 13 : ما حكم تحكيم القضاء الأمريكي في النزاع بين المسلمين، أمور الطلاق والتجارة وغيرها من الأمور؟
    ج 13 : لا يجوز للمسلم التحاكم إلى المحاكم الوضعية إلا عند الضرورة إذا لم توجد محاكم شرعية، وإذا قضي له بغير حق له فلا يحل له أخذه.

    اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
    الرئيس: عبد العزيز بن عبد الله بن باز
    نائب الرئيس: عبد العزيز بن عبد الله آل الشيخ
    عضو: صالح بن فوزان الفوزان
    عضو: بكر بن عبد الله أبو زيد
    انظر (فتاوى اللجنة) 23/ 502

    2.2. Муфтият Арабской Республики Египет

    В египетский муфтият поступил вопрос: «Разрешено ли мусульманам обращаться для суда к законам, придуманным людьми, как, например, законы международного права?»

    Отдел фатв опубликовал под номером 4195 от 03.01.2017 г. развернутый ответ своего видения по этому вопросу, который подытоживался словами:

    «На основании вышеизложенного проясняется, что разрешено обращаться для суда к законам, придуманным людьми, будь они международными или местными, с условием, чтобы они не противоречили исламскому шариату, его непоколебимым положениям и ценностям».

    ورد إلى دار الإفتاء المصرية السؤال التالي: هل يجوز للمسلمين التحاكم إلى القوانين الوضعية كالقانون الدولي؟

    فأجابت أمانة الفتوى على موقع دار الإفتاء الرسمي بجواب موسع تحت رقم 4195 عن تاريخ 03.01.2017 ، تعبر فيه عن رؤيتها، وختمته بالخلاصة:

    Статья в тему:  Какой суд рассматривает родство

    «مما تقدم: يتبين جواز التحاكم إلى القوانين الوضعية؛ سواء كانت دولية أو محليَّة، شريطة ألا تتعارض مع الشريعة الإسلامية وثوابتها ومقاصدها».

    2.3. Сирийский исламский совет

    В фатве №10 группы сирийских исламских ученых, которые объединились в «Сирийский исламский совет», сказано:

    «Обладатели знания разъяснили, что разрешено обращаться в суды в странах немусульман, чтобы заполучить свое право, когда есть только такой путь к этому. При этом должны соблюдаться упомянутые далее условия.
    Первое: чтобы не было возможности отстоять свое право, кроме как этим путем.
    Второе: чтобы прибегнувший к этому испытывал неприязнь к такому суду.
    Третье: чтобы он не брал больше положенного ему по праву, даже если таким будет решение существующего закона».

    Под фатвой подписались: шейх Ахмад Хаммадейн аль-Ахмад, шейх Ахмад Хауа, шейх Усама ар-Рифаи, шейх Айман Харуш, шейх Таджуддин Таджи, шейх Сафван Дауди, шейх Абдуррахман Бакур, шейх Абдульазиз аль-Хатыб, шейх Абдульалим Абдуллах, шейх Абдульмаджид аль-Баянуни, шейх Али Наййиф аш-Шаххуд, шейх Имадуддин Хити, шейх Аммар аль-Иса, шейх Файз ас-Салях, шейх Маджд Макки, шейх Мухаммад аз-Зухейли, шейх Мухаммад Джамиль Мустафа. шейх Мухаммад Закария Масуд, шейх Мухаммад Файз Иуад, шейх Мухаммад Муаз аль-Хан, шейх Мамдух Джунейд, шейх Муса аль-Ибрахим, шейх Муваффак аль-Умар, шейх Ясир аль-Джабир.

    وأصدر المجلس الإسلامي السوري الفتوى برقم 10 في خصوص التقاضي لمحاكم غير إسلامية في قضايا الطلاق، وجاء فيها:

    «بيّن أهلُ العلم جواز اللجوء إلى المحاكم في بلاد غير المسلمين لأخذ الحقّ عند تعيّنه طريقاً لتحصيله بالشروط التالية:
    الأول: ألا يمكن الوصول إلى الحق إلا بهذا الطريق.
    الثاني: أن يكون كارهاً لهذا التحاكم.
    الثالث: ألا يأخذ أكثر من حقه، ولو قضى به القانون».

    وقد وقع على الفتوى من أعضاء المجلس السادة العلماء:

    1ــ الشيخ أحمد حمادين الأحمد 2ــ الشيخ أحمد حوى 3ــ الشيخ أسامة الرفاعي 4ــ الشيخ أيمن هاروش 5ــ الشيخ تاج الدين تاجي 6ــ الشيخ صفوان داوودي 7ــ الشيخ عبد الرحمن بكور 8ــ الشيخ عبد العزيز الخطيب 9ــ الشيخ عبد العليم عبد الله 10ــ الشيخ عبد المجيد البيانوني 11ــ الشيخ علي نايف الشحود 12ــ الشيخ عماد الدين خيتي 13ــ الشيخ عمار العيسى 14ــ الشيخ فايز الصلاح 15ــ الشيخ مجد مكي 16- الشيخ محمد الزحيلي 17- الشيخ محمد جميل مصطفى 18ــ الشيخ محمد زكريا مسعود 19ــ الشيخ محمد فايز عوض 20ــ الشيخ محمد معاذ الخن 21ــ الشيخ ممدوح جنيد 22ــ الشيخ موسى الإبراهيم 23ــ الشيخ موفق العمر 24ــ الشيخ ياسر الجابر

    2.4. Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин

    Спросили шейха Ибн Усаймина: «Как насчет положения того, чьи права были ущемлены другими людьми: его избили, забрали имущество и др.? Чтобы вернуть себе это имущество, ему нужно обратиться в суд, который выносит решения по вымышленным законам. Иногда в этих вымышленных законах бывает то, что противоречит шариатским положениям, и это встречается часто. Своден ли человек в том, чтобы обращаться в такой суд?»

    Ответ: «Если мы не имеем суда, который бы выносил решения согласно шариату, и имущественные права человека нарушаются, то мы обращаемся в те суды. Не исходя из того, что их решение и есть шариат (истинный закон), а относя их к положению ответственных за поддержание порядка (полиция), при содействии которых мы можем восстановить свои права. Обрати внимание на это условие: мы обращаемся к ним за судом, не исходя из того, что их решение и есть истинный закон, а относя их к положению ответственных за поддержание порядка (полиция), которые восстановят нарушенное право. Таким образом, нет проблемы в том, чтобы он обратился в их суд для того, чтобы восстановить свое право.

    Но если они присудят в его пользу то, получение чего с точки зрения шариата будет для него незаконным, то это ему забирать не разрешено.

    Потому что невозможно, чтобы были попраны права людей со ссылкой на то, что там судят по вымышленным законам, а он не может обратиться на суд к Аллаху и Его посланнику. Пусть скажет: я не обращаюсь к ним на суд, исходя из того, что их слова и есть окончательное решение и постановление, а обращаюсь к их суду, исходя из того, что они обязаны следить за порядком и восстановят мои права, или я восстановлю свои права при их содействии».

    Сл. «Лика аль-баб аль-мафтух», 150.

    Статья в тему:  Какие задачи стоят перед судом

    سئل الشيخ ابن عثيمين: بالنسبة للأحكام الوضعية، هناك بلدان كثيرة تحكم بهذه الأحكام كما هو معروف، السؤال: معروف أن الإنسان مكره، قد يكره على القبول بحكم وضعي، لكن الحال فيمن له حقوق عند الناس ضرب وأخذ ماله وغير ذلك فهو حتى يحصل على هذا المال يحتاج إلى أن يتحاكم إلى الحكم الوضعي، وقد يكون في هذا الحكم الوضعي ما هو مخالف -وهو كثير- للأحكام الشرعية، فهل هناك إطلاق للتحاكم؟

    فأجاب: « إذا لم نجد محكمة تحكم بالشريعة وصارت حقوقه من المال ستضيع فإننا نتحاكم إليهم لا على أن حكمهم شرع ولكن نجعلهم بمنزلة الشُرط نستخرج بهم حقوقنا، لاحظ هذا القيد: (لا يتحاكم إليهم على أن حكمهم شرع ولكن كأنهم شُرط يأخذون حقوقه) فلا بأس أن يتحاكم إليهم لاستخراج حقه، ولكن لو حكموا له بباطل شرعاً فإنه لا يجوز أن يأخذ به؛ لأنه لا يمكن أن يضيع حقوق الناس بحجة أن هؤلاء يحكمون بالقانون ولا يجد تحاكماً إلى الله ورسوله، يقول: أنا لا أتحاكم إليهم على أن قولهم فصل وحكم، لكن أتحاكم إليهم على أنهم شُرط يخرجون حقي أو أستخرج بهم حقي».

    استمع: «لقاء الباب المفتوح» 150.

    2.5. Шейх Абдуррахман аль-Баррак

    Вопрос №188900 на сайте шейха аль-Мунаджида: «Разрешено ли в немусульманской стране звонить в полицию, чтобы сообщить о торговцах гашишем, о которых я не знаю, связаны с ними какие-нибудь мусульмане или нет? И если среди них есть мусульмане, отличается ли правовое положение? И если не разрешено звонить в полицию, то что тогда можно сделать? Особенно, учитывая то, что я знаю, что наставление в этом не поможет, а их торговля не вредит мне непосредственным образом, однако, она, вне сомнений, наносит вред другим людям. И если бы подобная ситуация сложилась в исламском государстве, разрешено ли было бы тогда звонить в полицию?

    Ответ от 15.04.2013 г.: Мы обратились с этим вопросом к уважаемому шейху Абдуррахману ибн Насыру аль-Барраку, да хранит его Аллах, и он ответил: «Распространение наркотиков — дело порицаемое согласно всем системам оценки, будь они шариатскими или основанными сугубо на разуме. Поэтому (согласно шариату) будет законным сообщение о них, так как же законно будет сообщать о преступниках из убийц, воров и насильников, поскольку мы единогласны в том, что распространение героина — это распространение порчи и вреда.
    И если распространителем героина является мусульманин, то он — распространитель порчи на земле, совершающий преступление против самого себя. Он сам предоставил неверным путь для господства над ним, чтобы они судили его не по шариату Аллаха и наказали его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. И что касается сообщения (правоохранительным органам) о нем, то это относится к подавлению вреда и порчи, и нет в этом на мой взгляд вообще никаких проблем».
    И Аллах лучше знает.
    См. https://islamqa.info/ar/188900

    Статья в тему:  Эцп как доказательство в суде

    188900 : لا حرج في التبليغ عن المجرمين ولو في دول غير إسلامية
    السؤال :
    هل يجوز الاتصال بالشرطة في بلد غير إسلامي للتبليغ عن بعض تجار الحشيشة ممن لا أدري إن كان في المنخرطين معهم بعض المسلمين أم لا ؟
    وإذا كان فيهم من هو مسلم فهل يختلف الحكم ؟
    وإذا كان لا يجوز الاتصال بالشرطة فما الذي يمكن فعله إذاً ؟ لا سيما وأني أعلم أن النصيحة لا تُجدي فيه ، وأن تجارتهم هذه لا تضرني بشكل مباشر ، لكنها ولا شك تضر أناساً آخرين .
    وماذا لو حدث نفس هذا المثال لكن في دولة إسلامية ، هل يجوز حينئذٍ الاتصال بالشرطة ؟ لقد حاولت إيجاد إجابة لهذا السؤال على موقعكم لكن على ما يبدو أنكم ترون عدم جواز العمل لدى الشرطة في البلدان غير المسلمة ؛ لأنهم لا يحكّمون شرع الله .
    وعليه لا يجوز الاتصال بهم في مثل هذه الحالة أو في غيرها ، فهل فهمي هذا صحيح أم لا ؟

    تم النشر بتاريخ: 2013-04-15
    :الجواب
    الحمد لله
    :عرضنا السؤال على سماحة الشيخ عبد الرحمن بن ناصر البراك ، حفظه الله ، فأفاد في جوابه
    ترويج الحشيش منكر بكل المقاييس الشرعية والعقلية ؛ فلأجل ذلك يشرع التبليغ عن مثل هذا ، كما يشرع التبليغ عن المجرمين ، من القتلة والسراق ومنتهكي الأعراض ؛ ما دمنا متفقين على أن الترويج للحشيش فساد وضرر .
    وإذا كان مروج الحشيش مسلما ؛ فهو مفسد في الأرض ، وهو الجاني على نفسه ، وهو الذي جعل للكافرين سبيلا على نفسه ، أن يحكموا عليه بغير شريعة الإسلام ، ويعاقبوه بغير ما أنزل الله ؛ وأما التبليغ عنه : فهو من مقاومة الشر والفساد .
    !وما عندي في هذا إشكال أبدا

    الله أعلم
    موقع الإسلام سؤال وجواب

    2.6. Шейх аль-Альбани

    كلام الشيخ الألباني في مسألة التحاكم إلى المحاكم الوضعية:

    Вопрос: Если между двумя сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа кафирских судебных учреждений, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путем?

    Ответ: Если он убежден, что решение суда по тому вопросу, с каким он обращается — по этому вопросу не противоречит шариату, то ему это разрешено. А если нет, то нет.

    Источники:

    http://zen.yandex.ru/media/muntaqa/mojno-li-obrascatsia-v-kafirskii-tagutskii-neislamskii-sud-postoiannyi-komitet-albarrak-alalbani-5af570e800b3dd6d5aedaaef

    http://ar-rad.ru/303-kogda-razreshaetsya-obrashatsya-v-ne-islamskie-sudyi/html

    http://asar-forum.com/viewtopic.php?t=2562

    http://turntoislam.com/community/threads/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F-%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%83%D0%B4.81178/

    Можно ли обращаться в кафирский суд? Имам аш-Шайбани и группа современных ученых

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector