0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особое положение суда как органа публичной власти

Содержание

Публичная власть в обновленной Конституции

Закон о поправке к Конституции РФ принят и одобрен всеми обязательными участниками законодательного процесса. Конституционный Суд РФ также дал на него положительное заключение.

Важной новеллой Закона о поправке стало введение в Основной Закон категории «публичная власть», а также конституционное урегулирование основ ее организации. Данная новелла нуждается в осмыслении, в том числе «по горячим следам». Вслед за Конституционным Судом, который при оценке положений Закона решал «исключительно вопросы права», также ограничусь вопросами права в рассмотрении данного Закона.

Закрепление категории «публичная власть» в новой редакции Конституции видится важным и своевременным шагом. На мой взгляд, следует согласиться с позицией КС о том, что «принцип единой системы публичной власти, хотя и не нашел буквального закрепления в главе 1 Конституции Российской Федерации, вместе с тем имплицитно следует» из многих конституционных положений. Данная позиция доказывалась многими российскими правоведами с момента принятия Конституции и до сегодняшнего дня.

Убежден, что положения о единстве публичной власти создают потенциал для ее эффективной организации и осуществления на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) в интересах граждан. Более того, они задают новый тренд конституционного развития страны.

Организация публичной власти справедливо, на мой взгляд, отнесена к ведению РФ (п. «г» ст. 71 Конституции). О единстве системы публичной власти и взаимодействии входящих в нее органов указано в ч. 2 ст. 80 Основного Закона.

Вместе с тем, внося изменения в ст. 71 о предметах ведения РФ и в ст. 72 о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, разработчики поправок, на мой взгляд, не унифицировали понятийный аппарат, хотя данная проблема широко обсуждается в научных кругах. Так, при фактически идентичном подходе в законодательном регулировании одни предметы совместного ведения прямо названы в ст. 72 (п. «д» – природопользование…), другие – с помощью термина «общие вопросы» (п. «е» – общие вопросы воспитания, образования…), третьи – с использованием понятия «координация вопросов» (п. «ж» – координация вопросов здравоохранения).

Статья в тему:  Суд это базар где торгуют свободой

В то же время содержание категории «публичная власть» осталось нераскрытым. Думаю, это было бы уместно сделать в ст. 77, указав на все составляющие публичной власти.

Значение обновленной главы 8 трудно переоценить. Ее нормы направлены на совершенствование организации местного самоуправления и его взаимодействие с государственной властью в интересах населения. Разумеется, сами по себе поправки не решат всех проблем организации и осуществления публичной власти – их созидательный потенциал необходимо реализовывать на уровне законодательства и правоприменительной практики.

Новая редакция ст. 131 Конституции предусматривает широкий выбор способов территориальной организации местного самоуправления, участия госорганов в их формировании, изменении границ территорий, на которых оно осуществляется, а также специфики городского самоуправления. Именно федеральный закон провозглашен источником определения таких форм, он же стал и ограничителем вмешательства государства в дела местного самоуправления.

Сам по себе такой подход представляется правильным, поскольку только закон должен определять взаимодействие двух подсистем публичной власти. Вместе с тем полагаю, что столь высокая роль федерального закона потребует от законодателя большей последовательности и ответственности, чем было проявлено в урегулировании вопросов местного самоуправления до настоящего времени. Обновленный статус федеральных парламентариев также требует высокого уровня профессионализма.

В соответствии со ст. 132 Конституции не только федеральный закон, но и закон субъекта Федерации становится источником перераспределения полномочий между государственной и муниципальной властями, что предъявляет повышенные требования и к качеству регионального законодательства. Практика также настоятельно диктует необходимость развития гибкой системы перераспределения полномочий между регионами и муниципалитетами. Но, разумеется, главной новеллой ст. 132 стало провозглашение единства публичной власти, предусматривающего вхождение в нее всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также обязанность их взаимодействия в целях наиболее эффективного решения стоящих перед ними задач в интересах населения.

Согласно ст. 133 Конституции органы местного самоуправления выполняют публичные функции и полномочия, имеющие государственное значение, во взаимодействии с органами государственной власти и, конечно, имеют право на компенсацию дополнительных расходов, возникших при их осуществлении.

В целом важно отметить, что конституционные поправки однозначно определили цель единства системы публичной власти и взаимодействия всех ее органов. Это означает, что вопрос должен решаться на том уровне, на котором это наиболее эффективно для граждан (поселенческом, районном (окружном) или региональном). Полагаю, что единство публичной власти не позволяет оправдывать неэффективность осуществления того или иного полномочия ссылками на относительную самостоятельность ее подсистем.

Статья в тему:  К чему снится ожидание суда

Обновление Конституции в части регулирования публичной власти вызревало в ходе научных обсуждений и поиска оптимальных решений практических проблем. В отношении взаимодействия государственной и муниципальной властей дискуссия развивалась от гипертрофированных подходов к самостоятельности местного самоуправления до предложений построения системы местного госуправления и чуждости местного самоуправления для России. В связи с этим единство публичной власти с выделением подсистем государственной власти и местного самоуправления представляется сбалансированным и перспективным.

Соглашусь с позицией КС, что изменения в главу 8 Конституции действительно «не предполагают искажения конституционной природы местного самоуправления как уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению». Они полностью соответствуют ст. 12 Основного Закона и иным нормам его глав 1 и 2. Конституционный Суд подчеркнул, что конституционные новации «не отрицают самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий и не свидетельствуют о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти». В свою очередь, органы местного самоуправления «во всяком случае входят в единую систему публичной власти политического союза (объединения) многонационального российского народа. Иное, в частности, влекло бы нарушение государственного единства Российской Федерации что является конституционно-правовым нонсенсом».

В нескольких статьях новой редакции Конституции провозглашен принцип единства публичной власти без всяких оговорок. Однако категория «публичная власть» включает не только органы власти двух подсистем (государственной и муниципальной), но и народовластие. Народ России, население субъектов Федерации, а также население муниципального образования любого типа могут и должны участвовать в решении публичных дел. Более того, местная власть рассматривается в науке как промежуточная подсистема между государственной властью и властью общества.

К большому сожалению, в Конституции не нашла концентрированного отражения третья подсистема публичной власти – власть гражданского общества, или общественная власть. Полагаю, что вопросы гражданского общества могли бы стать не только новой статьей, но и новой главой Основного Закона, что способствовало бы развитию гражданского общества и демократизации социальной практики. Ведь публичная власть – не просто власть государства плюс местная. Это власть общества, осуществляемая в его интересах, под его контролем и по его запросу. Именно в такой интерпретации конституционные новеллы о публичной власти, на мой взгляд, дадут максимальный позитивный эффект, найдя отражение в законодательстве и правоприменительной практике.

Очевидно, потребуется корректировка федерального и регионального законодательства в обозначенном направлении с целью обеспечения реализации новых положений Основного Закона. Полагаю, будет весьма продуктивно, если работа по совершенствованию законодательства пройдет с участием гражданского общества.

Суд как орган судебной власти и правосудия

Судебная ветвь власти в Российской Федерации обладает очень сложной и иерархичной структурой. Каждый вид суда как органа судебной власти будет подробно рассмотрен в этой статье.

Общая характеристика судебной власти в РФ

Судебная ветвь власти признается самостоятельной и независимой системой наряду с исполнительной и законодательной ветвями. В чем проявляется независимость суда как органа судебной власти? Закон говорит о неприкосновенности и самостоятельности судей, подчиняющихся только Конституции и прочим нормативным актам РФ.

Статья в тему:  Как написать доверенность на участие в суде

Система разделения властей базируется на принципе сдержек и противовесов. Судебная ветвь власти играет здесь не последнюю роль. Так, суды могут отменять отдельные законы, указы или постановления. При этом возможность обжаловать решения суда позволяет противостоять преступным действиям представителей рассматриваемой ветви.

На сегодняшний день закреплена следующая структура судебной системы:

  • Конституционная юстиция.
  • Система судов общей юрисдикции.
  • Арбитражные суды.

Каждое из представленных направлений будет подробно охарактеризовано далее.

О признаках и принципах судебной системы

Каждый суд как орган судебной власти и правосудия обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:

  • реализацию властных полномочий в правосудной форме;
  • самостоятельное и независимое положение;
  • особый статус судей;
  • осуществление власти посредством уголовного, конституционного, гражданского и административного видов судопроизводства.

Таким образом, признаками судебной системы являются особые черты властных органов, которые качественно отличают их от других инстанций. А какие здесь стоит выделить принципы? На каких идеях, условиях и убеждениях выстроен российский суд как орган судебной власти? Вот на что указывают юристы:

  • демократичность и гуманизм;
  • законность и подчиненность основному закону страны;
  • открытость и гласность.

Сюда же стоит добавить соответствие международным нормам, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

О системе конституционной юстиции

В Российской Федерации существует Конституционный суд РФ как орган судебной власти, считающийся основным в стране. Именно представители Конституционного суда способны отменять или пропускать законы, давать толкование нормам Конституции, а также проверять федеральные законы на соответствие основному закону страны.

Конституционный суд, таким образом, является органом конституционного контроля. Он в самостоятельной и независимой форме реализует полномочия, возложенные на него законом. Стоит отметить, что Конституционный суд выступает в роли некоего арбитра: его представители способны разрешать споры между федеральными и региональными органами. Также суд имеет право на законотворческую инициативу в рамках своей профессиональной деятельности.

В конституционную юстицию входят уставные суды. Они создаются в регионах и обладают, по сути, всеми теми же полномочиями, что и Конституционный суд. При этом уставные суды не подчиняются суду Конституционному, хоть и входят в одну систему юстиции.

Структура Конституционного суда как органа судебной власти

В состав Конституционного суда входят 19 высококвалифицированных судей. Назначаются они на должность верхней палатой Федерального Собрания. Соответствующие кандидатуры Совфеду предлагает глава государства. Полномочия рассматриваемой судебной инстанции не могут ограничиваться сроками (как в случае с Госдумой или Президентом). При этом какие-то отдельные судьи могут увольняться или сниматься с должности.

Статья в тему:  Сколько длится суд по убийству

В такой орган судебной власти, как Конституционный суд, должны входить только самые лучшие представители российской судебной системы. Так, к кандидатам на должность судьи рассматриваемой инстанции предъявляются следующие требования:

  • возраст не менее 40 лет;
  • безупречная во всем репутация;
  • наличие высшего образования по направлению «юриспруденция» и соответствующий стаж работы не менее 15 лет.

При этом сам суд осуществляет работу в двух направлениях:

  • пленарное заседание;
  • заседание палат.

Состав той или иной палаты определяется жеребьевкой. В заседании пленарного типа участвуют все судьи: здесь рассматриваются вопросы по модернизации работы инстанции, решаются вопросы законотворческого процесса и т. д. В палатах устанавливаются конкретные темы деятельности: толкование Конституции, рассмотрение законопроектов и т. д.

Общая характеристика Верховного суда

Что представляет собой Верховный суд? Согласно статье 126 российской Конституции, это основной орган в судебной системе общей юрисдикции. В полномочия Верховного суда входят:

  • контроль над деятельностью нижестоящих судов (областных, районных, мировых);
  • рассмотрение дел в качестве первой или второй инстанции;
  • изучение и анализ судебной практики;
  • осуществление законотворческого процесса в рамках своей профессиональной деятельности.

Верховный суд — высший орган судебной власти. Это, можно сказать, конечная и самая важная инстанция во всей системе общей юрисдикции — системе, работающей непосредственно с российскими гражданами. Стоит подробнее рассказать про структуру Верховного суда.

О структуре Верховного суда

Структуру верховной судебной инстанции (далее ВС) составляют следующие органы:

  • Пленум.
  • Президиум.
  • Кассационная коллегия.
  • Судебные коллегии по делам гражданского, уголовного и военного типа.

Чем занимается пленум? Здесь всем руководит председатель ВС, назначаемый на должность Совфедом. На пленуме решаются вопросы по обобщению судебной практики, модернизации всей деятельности судебной инстанции, осуществляется законотворческий процесс и т. д. Президиум же занимается более конкретными видами деятельности. Это рассмотрение новых судебных дел, анализ судебной практики, контрольно-надзорная деятельность за нижестоящими инстанциями и т. д.

В кассационной коллегии дела решаются повторно, то есть в качестве второй инстанции. Все остальные коллегии занимаются профессиональной деятельностью в рамках своих полномочий.

О районных судах

Районный суд считается самой распространенной инстанцией в системе общей юрисдикции. Она осуществляет все виды судопроизводства в качестве суда первого звена и второго звена в отношении мирового судьи. Как не сложно догадаться, районные суды расположены в отдельных районах того или иного субъекта РФ. Существуют также межрайонные инстанции — городские, областные, краевые и др.

В районном суде работают профессионалы-судьи, в обязанности которых входит:

  • заслушивание дел;
  • избрание санкций;
  • рассмотрение ходатайств;
  • выдача приговоров и т. д.

Решение районных судов как органов судебной власти и судебной системы могут быть переданы в Верховный суд как в инстанцию кассационного или апелляционного типа. При этом и сами районные суды могут быть вторыми звеньями — в отношении так называемых мировых судей.

Статья в тему:  Тоже что божий суд

О мировых судьях

Во всей российской судебной системе мировые судьи считаются самыми низкими инстанциями. Мировой судья осуществляет свои полномочия единолично. Занимается он рассмотрением незначительных гражданских дел. Вот на какие его полномочия указывает закон:

  • уголовные дела о преступлениях, наказание за которые не может превышать три года;
  • дела о выдаче приказов судебного типа;
  • дела о расторжении брака, но при условии, что у супругов отсутствуют дети;
  • дела о разделе имущества, сумма которого не превышает 50 тыс. рублей;
  • дела по некоторым имущественным спорам, стоимость предмета которых все так же не превышает 50 тыс. рублей;
  • дела об установлении или лишении отцовства или материнства.

Мировой судья выступает только в качестве первой инстанции.

О военных судах

Что представляет собой военный суд как орган судебной власти? Юрисдикция суда военного типа прописана в ФКЗ № 1 «О военных судах». Вот какие полномочия военных судей здесь выделены:

  • Рассмотрение дел о преступлениях, совершаемых военными российских Вооруженных сил, солдатами-срочниками, контрактниками, представителями офицерского состава, сержантами, мичманами, матросами и т. д.
  • Рассмотрение правонарушений в системе гражданского судопроизводства. Речь идет о конфликтах между военнослужащими и российским Министерством обороны.

Стоит отметить, что сам военный суд входит в систему общей юрисдикции. Подчиняется он Верховному суду РФ; более того, он даже является его частью. Существует несколько видов судов военного типа: флотские, гарнизонные, окружные и прочие. Все они являются судами первого звена. Если же говорить о второй, кассационной инстанции, то стоит отметить военную коллегию Верховного суда РФ.

Про арбитражные суды

В третьей судейской ветви, а именно арбитражной, до 2014 года существовал Высший арбитражный суд. Решением парламента и президента эта инстанция была распущена, а на ее месте появилась коллегия по разрешению экономических споров, входящая в систему Верховного суда. В регионах же сегодня действуют суды арбитражного характера, находящиеся в подчинении у представленной коллегии.

Что представляет собой арбитражный суд как орган судебной власти? Кратко охарактеризовать его полномочия можно следующим образом:

  • защита законных интересов физических и юридических лиц в области деятельности экономического и предпринимательского характера;
  • восстановление нарушенных прав лиц в этой же области;
  • укрепление законности и следования законодательству РФ в представленной сфере деятельности;
  • реализация государственной политики в рамках своей профессиональной компетенции.

Соответственно, сами арбитражные суды занимаются изучением и обобщением судебной статистики и практики, разрешением споров, деятельностью по осуществлению правосудия и т. д.

О третейских судах

Третейские суды в систему государственной власти не входят, однако упомянуть о них стоит. Все-таки законные и независимые функции способен осуществлять и третейский суд как орган судебной власти. Полномочия представленной инстанции очень похожи на функции судов арбитражного типа. Отличие одно — третейские суды, как правило, осуществляют свою деятельность на платной основе, а потому зачастую куда более эффективно и качественно.

Статья в тему:  Как екапуста подает в суд

Третейские судебные инстанции рассматривают и разрешают экономические споры между юридическими лицами и обычными гражданами. В состав третейского суда входит специальная коллегия арбитров. Решения таких судов обязательны для исполнения, в противном случае на провинившееся лицо может быть возложен штраф.

Особое положение суда как органа публичной власти

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Статья в тему:  Сколько видов судов существовало в новгороде в 15 веке

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Статья в тему:  Кто оплачивает адвоката в суде

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе. Суд как орган судебной власти

Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

  • по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
  • по обязательному толкованиюнорм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);
  • нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);
  • контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.

Полномочия судебных органов власти включают:

  1. основные (исключительные):
    • осуществление правосудия;
    • конституционный контроль;
  2. вспомогательные:
    • контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, обще­ственных объединений, должностных лиц;
    • обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
    • дача разъяснений по вопросам судебной практики;
    • участие в формировании судейского корпуса и содействие орга­нам судейского сообщества.

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате дея­тельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представи­телей населения.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу су­дебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Кон­ституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной сис­теме Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются пред­назначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимо­связей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.

Закон о судебной сис­теме дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отно­шению к мировым судьям (ст. 21)

Суд как орган судебной власти

Неотъемлемое свойство судебной власти зак­лючается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государствен­ные органы во многом отличаются от других государственных орга­нов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.

Отличие выражается не только в специфике судебных полномо­чий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной вла­стью.

Специфика суда как органа судебной власти:

В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюде­нием специально установленной законом процедуры. В идеале, её реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разре­шать по существу отнесенные к их ведению дела.

Статья в тему:  Какой суд был у седоковой

Достижению дан­ной цели должна содействовать, в частности, система особых защит­ных средств , гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возмож­ность своевременно и обоснованно “очищать” этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался не способным достойно нести звание судьи.

Существенным моментом, характеризующим органы судебной вла­сти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций .

При­нятие ими решений по конкретным делам должно быть ограждено от посторон­него влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны исполнительной власти или вышесто­ящих судебных инстанций).

Однако при всем различии органы государственной власти должны взаи­модействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достиже­нии общих целей.

Суды, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и ис­полнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконсти­туционным, а решение исполнительного органа — незаконным. С дру­гой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практи­чески почти полностью зависеть от исполнительных органов, прежде всего Министерства юстиции РФ и подчиненных ему органов и уч­реждений.

Специфика суда как органа судебной власти (или судебного органа власти) состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (про­цедура) . Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рас­смотрении им подведомственных дел и вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он ос­нован на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вы­несении решений, равноправии сторон, участвующих в разбиратель­стве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.

Установленные для законодательных и исполнительных органов про­цедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных орга­нах правила принятия решений и т. д.) не обладают той тщательнос­тью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотре­ния и разрешения дел в судах.

Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):

  • конституционное судопроизводство;
  • гражданское судопроизводство;
  • арбитражное судопроизводство;
  • уголовное судопроизводство;
  • административное судопроизводство.

Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Кон­ституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.

Правоохранительные органы. Шпаргалки

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

Статья в тему:  Кого захищав у суді аттікус фінч

Оглавление

  • 1. Понятие правоохранительной деятельности
  • 2. Понятие правоохранительных органов
  • 3. Функции правоохранительных органов
  • 4. Нормативная база курса «Правоохранительные органы РФ»
  • 5. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов
  • 6. Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов
  • 7. Законы, регламентирующие деятельность прокуратуры, органов безопасности, налоговой службы и органов внутренних дел
  • 8. Понятие судебной власти
  • 9. Суд как орган судебной власти
  • 10. Судебная система Российской Федерации
  • 11. Понятие судебного звена и судебной инстанции
  • 12. Понятие правосудия и его принципы

Из серии: Зачет

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

9. Суд как орган судебной власти

Понятие «суд» имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.

Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, товарищеский суд), не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.

Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют от имени государства.

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.

Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности. Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.

Источники:

http://www.advgazeta.ru/mneniya/publichnaya-vlast-v-obnovlennoy-konstitutsii/

http://businessman.ru/sud-kak-organ-sudebnoy-vlasti-i-pravosudiya.html

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-9.htm

http://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-polnomochiy-sudebnoy-vlasti-na-sovremennom-etape-sud-kak-organ-sudebnoy-vlasti

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8/9

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector