0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему компетенция судов называется общей

Содержание

Суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции – это определенные судебные органы, которые осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации с конкретной целью реализации правосудия по отношению гражданским делам и делам уголовной направленности, а также по делам о правонарушениях административного правопорядка.

Такие органы судебной власти в большинстве случаев, называются судами общей юрисдикции, потому что именно в в их компетенцию входит специальное рассмотрение и, что самое главное разрешение наибольшего количества определенных правовых споров как в каком-либо конкретном количественном исчислении, так и по широте охвата правоотношений.

Система судов общей юрисдикции РФ правопорядка осуществляет свои функции на всей территории Российской Федерации и на всех уровнях территориального устройства страны. При этом стоит отметить, что все судебные органы являются общедоступными. В установленных законом ситуациях, гражданин имеет полное право обратиться в судебный орган и получить помощь в надлежащем разрешении появившегося спора.

Общая судебная система

Судебный органы общей юрисдикции входят в общую судебную систему Российской Федерации в роли ее подсистемы. Это в свое время означает, что абсолютно любой орган судебной власти общей юрисдикции одновременно является и судом, который входит в судебную систему общего характера. Но все таки не все органы судебной направленности имеют отношение к судам общей юрисдикции. Именно поэтому, такое понятие не охватывает Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также судебные органы арбитражного характера.

Отсюда можно сделать вывод, что понятие «судебные органы юрисдикции общего порядка» и «система судебного характера Российской Федерации» соотносятся между собой, как философские категории части и целого.

Законодательство о органах судебной направленности юрисдикции общего правопорядка, помимо Конституции Российской Федерации, составляет такие конституционные законы федеральной направленности: «О судебной системе Российской Федерации»; «О судебных органах военного назначения Российской Федерации»; «О судах юрисдикции общего характера в Российской Федерации». В таких документах содержатся определенные положения, которые в свою очередь отражают некую систему судов общей юрисдикции и, что самое главное их структуру, какие-либо полномочия, специальные особенности организации, и взаимодействия между судебными органами, и другими органами государственной власти, и должностными лицами.

Статья в тему:  Почему суде говорят ваша честь

В соответствии с 1 статьей Федерального закона самой Конституции «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судебная система общей юрисдикции состоит из двух определенных групп судов – федеральных органов судебного характера общей юрисдикции, а также судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В корне данной дифференциации положен не функциональный признак, а специальный способ в процессе, которого происходит формирование различных судебных органов. К судам федерального характера относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов Российской Федерации – суды (если быть более точным, то определенные судебные лица при должности), избрание или назначение которых происходит в четком порядке, который в свою очередь устанавливается законодательством того, либо иного субъекта Российской Федерации.

Федеральные судебные органы

К федеральным судебным органам юрисдикции общего характера относятся:

  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • верховные республиканские судебные органы, а также краевые, какие-либо суды в области, суды городов федерального значения, суд области автономного характера, суды автономных округов (то есть конкретные судебные органы субъектов Российской Федерации);
  • районные суды, суды городского назначения, конечно, межрайонные суды;
  • судебные органы военной направленности абсолютно разных уровней;
  • определенные специализированные суды, полномочия, образовательный порядок и деятельность которых устанавливаются конституционным законом федеральной направленности. (На данный момент данные судебные органы еще не созданы.)

Что же касается судов юрисдикции общего порядка, образованным субъектами Российской Федерации, относятся мировые судьи.

Все судебные органы юрисдикции общего характера в своей деятельности равным образом используют федеральное законодательство, а в определенных ситуациях – законодательство субъектов Российской Федерации, другие подзаконные нормативные документы правовой направленности, а также международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и соответственно нормы права международного порядка.

Специальное инстанционное устройство

Органы власти судебного характера, которые в свое время входят в конкретную систему судов юрисдикции общего правопорядка, не находятся между собой в каких-либо отношениях власти и подчинения. В процессе действий правосудия и реализации других полномочий конкретный судебный орган занимается тем, что принимает решение от своего собственного имени, и несет за него полную ответственность. Специальное инстанционное устройство судебной системы власти общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих органов судебного характера в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судебных органов юрисдикции общего порядка можно раскрыть более полно, применяя не организационный, а конкретный инстанционный подход.

Почему компетенция судов называется общей

Глава 7. Судебная власть и прокуратура

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья в тему:  Когда подавать в суд на застройщика

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Статья в тему:  Почему суда предназначенные для перевозки нефти

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»).

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Юрисдикция суда

Понятие судебной юрисдикции

Под юрисдикцией суда или подсудностью понимается правовой институт, регулирующий распределение властных полномочий между судебными органами, и отделяющий их компетенцию от полномочий прочих органов власти.

Другими словами, подсудность определяет компетенцию определенных судебных органов по рассмотрению и разрешению дел уголовных, гражданских, административных и хозяйственных. Перед тем, как браться за рассмотрение дела, судья сначала определяет, находится ли оно в его юрисдикции, т.е. подсудно ли дело данному суду. Для этого существуют правила подсудности, заключенные в положениях процессуальных кодексов.

Способы определения судебной юрисдикции

Существуют такие виды подсудности:

  • Предметная (родовая);
  • По связи дел;
  • Территориальная.

Предметная юрисдикция позволяет отнести конкретные дела к компетенции судов, исходя из предмета спора. Например, дела о расторжении брака, взыскании алиментов или вытекающие из гражданско-правовых отношений рассматриваются мировыми судами.

Дела же, проистекающие из исков сотрудников органов внутренних дел о взыскании выплат за участие в контртеррористических операциях, невыплаченного жалования за сверхурочную работу, иски о возмещении морального ущерба реабилитированным лицам, подвергшимся незаконному уголовному преследованию, относятся к компетенции городских судов.

Дела, связанные с государственной тайной, о признании и выполнении решений иностранных судебных органов и арбитражей рассматриваются судами субъекта РФ. Определяющим фактором здесь является предмет спора и (или) субъектный состав сторон.

Статья в тему:  Как стать суд мед экспертом

Территориальная юрисдикция определяет компетенцию судов одного звена, исходя из территориального признака. Законом установлено, что одни дела рассматриваются, например, по месту жительства истца, другие – ответчика, третьи – по месту нахождения спорного имущества, четвертые – по месту совершения правонарушения, пятые имеют альтернативную подсудность и т.д.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

В ряде случаев закон предусматривает возможность изменения подсудности по согласию сторон. В пределах этой статьи мы не раскрываем все аспекты территориальной подсудности, т.к. это тема для полноценной учебной работы.

Законом запрещено изменение территориальной подсудности на уровне субъекта РФ, Верховного Суда РФ, а равно правил исключительной подсудности. Договор между сторонами дела об изменении территориальной подсудности будет учитываться судом, но только если он заключен до принятия дела к производству в суде. Это соглашение должно иметь письменную форму, и быть изложено в виде отдельного документа, или войти в текст гражданско-правового (хозяйственного) соглашения (договора, контракта).

Подсудность по связи дел в качестве критерия определяет общие для нескольких самостоятельных дел признаки, например один и тот же ответчик, и одновременно – идентичные требования к нему со стороны многочисленных истцов. Это позволяет избежать загруженности судебных органов, ускорить процесс по защите нарушенных прав, избежать противоречий при рассмотрении связанных дел и применить принцип экономии процессуальных средств.

Разграничение юрисдикции судебных органов

В процессуально-правовой науке для разграничения юрисдикции применяются такие критерии:

  • Субъектный состав спорных отношений (правовой статус сторон или третьих лиц, в интересах которых рассматривается спор). Например, если ответчиком является орган власти – дело, связанное с его полномочиями, подлежит рассмотрению в административных судах. Уголовные дела, совершенные военнослужащими, рассматриваются военными судами;
  • Предметный . Это характер спорных отношений (трудовые, семейные споры, уголовные дела, дела о признании отцовства, дела о нарушениях избирательных прав граждан и т.д.);
  • Прямое определение подсудности в процессуальном законе. Это исключения из общего правила подсудности, использующего предметный или субъектный критерий. Если законом прямо определяется категория дел, относящихся к компетенции конкретного суда, то стандартные правила определения подсудности здесь не работают. Это полностью соответствует принятому в правовой теории правилу о том, что при конкуренции нормы общей и специальной последняя имеет приоритет.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проблемой критериев разграничения подсудности является то, что почти все процессуальные нормы, определяющие компетенцию судов, содержат оговорку вроде «если иное не предусмотрено законом». Ярким тому примером является ГПК РФ, где сказано, что: а) суды рассматривают все прочие дела по правилам гражданского судопроизводства, кроме тех дел, которые рассматриваются в порядке иного судопроизводства; и одновременно – б) законом могут определяться случаи рассмотрения прочих дел по гражданско-процессуальным правилам.

Подобные законодательные формулировки наталкивают на мысль о том, что юрисдикция судов не является абсолютной величиной и имеет относительный характер. Поэтому чтобы ограничить компетенцию судов одной категории, нужно обратить внимание на границы юрисдикции других судов. Например, чтобы получить представление о том, где кончается компетенция судов гражданских, нужно знать, какие дела относятся к подведомственности судов арбитражных и административных. Это имеет свои сложности, ведь для того, чтобы досконально изучить одну процессуально-правовую отрасль, придется штудировать правила подсудности в других процессуальных отраслях.

Статья в тему:  Можно ли не явиться в суд по административному правонарушению

Поэтому для более или менее четкого понимания юрисдикции конкретного суда нужно знать, чем занимаются другие судебные органы. Значит, судебная юрисдикция не является отраслевым понятием – это межотраслевой институт, направленный не на постановку задачи, а на разграничение компетенции между судами разных звеньев, а также различных видов судопроизводства: уголовного, гражданского, административного, по делам об административных правонарушениях и арбитражного.

Разграничение же юрисдикции происходит с помощью критериев – определенных законом условий, при наличии которых дело надлежит рассматривать по конкретным процессуальным правилам в конкретных судах.

Что такое суд и зачем он нужен

Судом называется государственный орган власти, куда граждане обращаются в целях восстановления своих нарушенных прав. Это то же самое, как Вы отправляетесь к стоматологу с зубной болью либо в университет для получения высшего образования.

Граждане обращаются в суд для разрешения спорной ситуации. При этом не имеет значения, какой это спор: ФНС обвиняет Вас в неуплате НДФЛ, родственница претендует на бабушкино наследство, клиент не оплачивает сайт либо в магазине не оформляют возврат товара достойного качества.

Задача судебного органа – определить правую сторону и четко обозначить действия истца и ответчика.

Когда следует обращаться в судебный орган?

Для обращения в судебный орган необходимы 3 условия: — Вы уверены в нарушении Ваших прав; — нарушивший Ваши права не желает исправляться либо не считает себя виновным; — договориться не получается.

Мне самостоятельно обращаться в судебный орган? Когда в деле начнет участвовать прокуратура?

Если спор является частноправовым, иными словами, касается интересов двух равных лиц – долга по договору, наследства, аренды, возврата купленного товара, возмещения морального ущерба, неправомерного увольнения, — прокуратура не имеет к делу никакого отношения. Судебный орган возбуждает дело на основании Вашего иска. Это заявление подается Вами либо Вашим представителем. Название этого процесса – исковое производство.

Прокурор инициирует судебный процесс по уголовным. В этих разбирательствах истец и ответчик отсутствуют. Имеется государственный обвинитель – прокурор — и обвиняемый.

Я – индивидуальный предприниматель, желающий подать в суд на компанию-заказчика. В какой судебный орган мне подавать заявление?

В РФ множество судов. Каждый имеет конкретную специализацию либо закреплен за некоторой территорией.

Если Вы – индивидуальный предприниматель, желающий судиться с юридическим лицом, подавайте заявление в арбитражный орган. Для понимания того, в какой именно суд нужно обращаться, сперва просмотрите договор.

Если в нем обозначен определенный судебный орган, Вашим разбирательством будет заниматься именно он. К примеру, в договоре может быть указан московский Арбитражный суд.

Если в документе такой отметки нет, необходимо подавать заявление в арбитражный судебный орган региона, где зарегистрирована компания-ответчик.

Как правило, заявление подается в судебный орган по месту нахождения ответчика. Если иск к компании – по месту ее юридического адреса.

Статья в тему:  Где сейчас находится сергей помазун после суда

Мы обращаемся в московский Арбитражный суд. Какие наши действия?

Сперва нужно направить претензию с указанием всех требований. Если в договоре не указано иное, Вы обязаны предоставить ответчику 30 суток на ответ. Подтверждение направления претензии и соблюдения срока необходимо предоставить в судебный орган как приложение к исковому заявлению. В противном случае Вам его вернут либо не будут рассматривать.

После этого подавайте в судебный орган иск, подписанный Вами либо Вашим представителем.

В иске должны быть описаны требования к ответчику с указанием законодательства, обстоятельств, являющихся основанием для них, а также доказательства Вашей позиции. Если спор связан с деньгами, в заявлении нужно отобразить расчет суммы взыскания, стоимость иска и расчет государственной пошлины.

Заявление подается по почте заказным письмом с перечислением вложений и уведомлением о доставке либо передается в судебную канцелярию. Другой вариант подачи заявления – в электронном виде через систему “Мой арбитр” после предварительной регистрации в ЕСИА на сайте Госуслуг. Это обеспечит автоматическое заверение скана-копии заявления простой электронной подписью, вот почему подавать иск должен тот, кто поставил подпись в личном кабинете. Оригинал заявления не потребуется, а оригиналы документов-доказательств нужно иметь при себе на заседании: суд может попросить показать их.

Прежде чем подавать заявление в арбитражный судебный орган Вам нужно отправить его копию и приложения к нему всем участникам дела. Оригинал квитанции об отправке необходимо прикрепить к иску либо предоставить на предварительном слушании.

Детальная информация о написании, оформлении заявления, приложениях к нему – в следующем материале.

Какова длительность процесса?

На это влияют сложность дела и активность его участников.

Как бы то ни было, после подачи иска в судебный орган начинается заседание: сперва предварительное (в органах общей юрисдикции – собеседование), потом основное.

Судебный орган может вынести постановление на 1-м основном заседании, а может несколько раз откладывать рассмотрение материалов в случае предоставления сторонами дополнительных доказательств и документации. При этом дело может быть отложено на 7 дней, а может и на 30: у судебных органов имеется определенный график, куда необходимо внести рассмотрение Вашего разбирательства.

Какова стоимость?

Многое определяется сложностью разбирательства и тем, какой судебный орган занимается его рассмотрением. Как бы то ни было, в стоимость дела входят государственная пошлина и юридические услуги, привлеченных юристов.

Подавая заявление, необходимо оплатить государственную пошлину. Если Вы – ответчик, пошлину платить не надо, однако в дальнейшем с Вас могут ее взыскать в случае проигрыша дела. Если разбирательство связано с деньгами, государственная пошлина пропорциональна стоимости заявления, иными словами, взыскиваемой сумме с неустойками и процентами.

Размер и формула для расчета государственной пошлины в различные судебные органы регламентируются НК РФ, однако для удобства расчета лучше делать это на сайте органа, в который подается иск.

В несколько раз больше нужно будет заплатить юристу. Издержки на его услуги могут быть очень разными. Как и государственную пошлину, с проигравшей стороны можно взыскать эту статью издержек.

Статья в тему:  Как через суд поставить машину на учет

Юридические услуги обязательны?

На это влияет сложность дела. Зачастую бывает сложно даже понять, что прописано в законодательстве. Если Ваша позиция не сулит выигрыша, законодательство необходимо не просто разобрать, но и истолковать выгодным способом, приложив множество доказательств.

Если Вы уверены, что сможете составить заявление, выразить свою позицию, раздобыть доказательства, определиться с тактикой, достойно выступить на заседании, — смело действуйте.

Однако нужно помнить, что суд – это не только исковое заявление. Это еще и письменные ходатайства, заявления, жалобы, которые подаются и оформляются в определенном порядке. Основанием для всех требований и процессуальных действий должны быть правовые нормы.Если Вы оплатили юридические услуги, правом и всеми бумагами будет заниматься профессионал.

Какова вероятность выигрыша?

Каждый юрист ответит: для начала требуется изучение материалов дела. На исход спора оказывают большое влияние доказательства.

Действия судебных органов должны соответствовать законодательству. Иными словами, рассматривая дело, суд должен объективно оценить доказательства сторон, выяснить, нарушалось ли право, вынести постановление, основанное на правовых нормах, а не на том, кто лучше выступал, как справедливо или этично.

Требование возмещения морального вреда в 1 млн $ правомерно?

Требовать Вы можете столько, сколько хотите. Однако не факт, что через суд удастся взыскать эту сумму с ответчика. Актуальные законы не ограничивают размер компенсации морального ущерба. Судебный орган выносит решение по своему усмотрению.

Определяя размер компенсации морального ущерба, судебный орган учитывает степень вины ответчика, уровень и особенности физических и моральных страданий потерпевшего, принципы разумности и справедливости.

Иными словами, суд по своему усмотрению устанавливает размер компенсации морального ущерба исходя из обстоятельств спора. Вот почему важно объяснить суду, за что Вам должны выплатить 1млн $ и на каких основаниях.

Какова форма судебного постановления? Как его выполнит ответчик?

На заседании суд устно огласит резолюцию – итоги об удовлетворении иска либо об отказе в этом полностью или частично. Кроме того, станет известно, кто и как возместит судебные издержки, огласят срок и условия обжалования судебного постановления. Позже суд вынесет окончательное постановление.

Спустя месяц документ вступит в законную силу, и ответчик должен будет без промедления исполнить решение. За эти 30 дней он может его обжаловать.

При взыскании с ответчика неустойки у суда можно попросить о взыскании по день исполнения постановления. Иными словами, все то время, пока ответчик не оплачивает Вам долг по договору, на него будет начисляться неустойка.

В случае неисполнения судебного постановления Вам необходимо получить исполнительный лист и подать заявления в службу судебных приставов-исполнителей. Принудительно исполнять судебное постановление будут именно они: арестуют банковские счета ответчика, конфискуют в счет долга его собственность, выставят на продажу.

Как я понимаю, суд – орган, рассматривающий дела, любящий формальности и решающий все по закону. Что-то можно добавить?

Суд – орган власти, но постановления выносят люди. Вот почему Вы должны стремиться убедить судью в своей правоте.

Ему нужна ясная и четкая позиция. Все доказательства нужно обосновать и разжевать, как ребенку.

Статья в тему:  Какие суда имеют приоритет на постановку к причалу

Даже хорошее форматирование документа играет большую роль. Судье будет удобно читать не сплошной, а разделенный на абзацы текст с обозначенными тезисами. Текст должен читаться по диагонали. Значимую роль играет даже Ваше поведение по время заседания. все статьи

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.

Система и компетенция судов общей юрисдикции

Высшее звено судов общей юрисдикции

Высшее звено — это Верховный суд РФ.

Состав Верховного Суда (Закон от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

  1. Пленум;
  2. Президиум;
  3. Апелляционная коллегия (с 01.01.2012 г.);
  4. Судебная коллегия по административным делам;
  5. Судебная коллегия по гражданским делам;
  6. Судебная коллегия по уголовным делам (с 01.01.2013 г.);
  7. Военная коллегия.

Пленум Верховного суда РФ — общее собрание судей Верховного суда. Этот орган не обладает полномочиями по осуществлению правосудия . В соответствии с п.4 ст.14 гл.2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» Пленум осуществляет следующие полномочия:

  1. рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства;
  2. утверждает по представлению Председателя Верховного суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного суда РФ из числа судей Верховного суда РФ;
  3. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ;
  4. рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания в порядке осуществления законодательной инициативы;
  5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного суда РФ и отчеты председателей Кассационной и Судебной коллегий Верховного суда РФ о деятельности коллегий;
  6. осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, иные судьи и другие лица.

Президиум Верховного суда РФ (ст. 15, 16 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации») является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по отношению к решениям всех судов общей юрисдикции, т.е. рассматривает уголовные и гражданские дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Также Президиум наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и обобщения судебной практики, анализу судебной статистики и рассмотрению вопросов организации работы судебных коллегий.

Апелляционная коллегия (ст. 17 гл. 2 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

  • рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по административным делам и Военной коллегией;
  • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
  1. рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;
  2. рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  3. вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  4. обобщают судебную практику;
  5. осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Статья в тему:  Молоточек в суде как называется

Среднее звено судов общей юрисдикции

Среднее звено судебной системы образуют верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. В литературе эти суды для краткости называют областными и приравненными к ним судами.

В соответствии с установленной федеральными законами подсудностью они рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Областные и приравненные к ним суды состоят из (ст. 24 закона от 7 февраля 2011 г. N1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»):

  1. президиума суда;
  2. судебной коллегии по гражданским делам;
  3. судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум суда (ст. 26 закона) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А также выполняет ряд организационных функций:

  1. утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
  2. ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики. на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики. принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;
  3. рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
  4. заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда;
  5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанции по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики. вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией. Подсудность дел определяется ГПК РФ и УПК РФ.

Основное звено судов общей юрисдикции

Суды основного звена судебной системы именуются районными судами. В Москве эти суды называются межмуниципальными районными судами административных округов.

Районный суд рассматривает (ст. 34 Закона):

  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов;
  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района;
  • в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Статья в тему:  Як написати клопотання до суду

Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций: первой, апелляционной (второй) и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений в случае выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств. В сфере уголовного судопроизводства районные суды осуществляют и иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (ст. 29 УПК РФ).

Военные суды входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах России.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным судом РФ. В своей деятельности военные суды руководствуются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 г. и др.
Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, уголовные и административные дела. Подсудность дел военным судам определяется в ст. 7 вышеназванного закона.

Система военных судов (закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»):

  • Военная коллегия Верховного суда РФ (высшее звено) ( в Законе не обозначено );
  • окружные (флотские) военные суды (среднее звено);
  • гарнизонные военные суды (основное звено).

Военная коллегия рассматривает дела в первой инстанции, в апелляционной инстанции по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов РФ. Здесь образуется президиум, судебные коллегии или судебные составы. Окружной (флотский) военный суд рассматривает:

  1. в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, отнесенные к компетенции данного военного суда Уголовно-процессуальным кодексом, и дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам;
  2. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;
  3. дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, принятые в апелляционной инстанции;
  4. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируется один или несколько гарнизонов. Данный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, а также принимает решения по уголовным делам в ходе досудебного производства в соответствии с федеральным законом (ст. 29, 125 УПК РФ), по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Источники:

http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravoohranitelnye-organy-rossijskoj-federatsii/sudy-obschej-jurisdiktsii/

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-9.htm

http://spravochnikvs.com/yurisdikciya_suda%C2%A0

http://alrf.ru/articles/chto-takoe-sud-i-zachem-on-nuzhen/

http://jurkom74.ru/ucheba/sistema-i-kompetentsiya-sudov-obschey-iurisdiktsii

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector