0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему суда ходят под флагами других стран

Содержание

«Офшор или триколор»

Почему российские судовладельцы эксплуатируют свой флот не под российским флагом?

Невероятно, но факт: сегодня 9 из 10 судов, принадлежащих отечественным судовладельцам, ходят в морях-океанах под иностранными флагами. Если бы это отражалось только на российских моряках, которые плавают на таких судах, – они лишаются поддержки своего государства, поскольку по международным законам оказать помощь судну под иностранным флагом, попавшему в переплет, Россия не может (единственное, на что могут рассчитывать наши соотечественники, – на гуманитарную помощь).

Но это отражается и на доходах нашего государства: российский бюджет несет существенные потери в виде недополученных налогов от флота, которого у России, по сути, получается, нет, не говоря уже о разрушенной судостроительной отрасли (ставшей ненужной за отсутствием флота). Про патриотизм и репутационные издержки пока помолчим, хотя и они вызывают немало вопросов.

Почему же российские судовладельцы эксплуатируют свои суда под чужим флагом? И куда смотрит при этом правительство морской державы, потерявшей флот?

«Дешевый» флаг

– В настоящее время суда могут принадлежать компании, зарегистрированной в одном государстве, фактически быть собственностью владельца из другой страны, а судно может ходить под флагом третьей страны, – говорит доктор экономических наук, профессор, член Экспертного совета при председателе Счетной палаты РФ Елена Румянцева.

Государства, регистрирующие суда, можно разделить на две группы: с закрытым и открытым реестром. Первый подразумевает возможность регистрации судов только резидентами страны, которые подпадают под полное налогообложение. Второй – возможность регистрации судов нерезидентов или их местных офшорных компаний с освобождением или существенным снижением налогов на доходы от эксплуатации судов. Большинство стран «дешевого» флага одновременно являются и признанными офшорными центрами.

– Режим «удобного» флага предоставляет существенные льготы, – продолжает Елена Румянцева. – Он гарантирует судовладельцам очень быструю и упрощенную регистрацию иностранных судов как в самой стране «дешевого» флага, так и в ее зарубежных консульствах. А еще возможность беспрепятственной перерегистрации в морском реестре другой страны. Администрация морских регистров портов обеспечивает анонимность директоров судоходных компаний и гарантирует сохранение конфиденциальности коммерческих операций. Именно поэтому так много российских судов ходит под «дешевыми» флагами.

Премьер пристыдил офшорами

Ныне даже крупнейшее государственная судоходная компания ОАО «Совкомфлот» тоже предпочитает «дешевые» флаги. Компания специализируется на морской транспортировке энергоносителей, обслуживая около 25% всех экспортных поставок энергоносителей из России, входит в пятерку крупнейших танкерных компаний мира. Предприятие управляет 157 судами общим дедвейтом почти 12 млн тонн. 100% акций компании принадлежит государству.

Однако под российским флагом у «Совкомфлота» ходит около десятка судов. В основном это балкеры. А танкеры бороздят просторы Мирового океана под флагами Кипра, Либерии, Мальты, Испании. К примеру, танкер «Невский проспект» плавает под флагом Либерии, танкер «Юрий Сенкевич» – под флагом Кипра, а «Максим Горький» ходит под флагом Багамских островов.

Статья в тему:  Басманный суд как добраться

Напомним, что в свое время Россия занимала пятое место в мире по количеству морских торговых судов. В 80-х годах в стране был флот из 9 тыс. судов общим дедвейтом 22 млн тонн. Сегодня насчитывается 1,7 тыс. судов суммарным тоннажем 18 млн тонн. При этом более 60% этих судов ходит под чужими флагами. Причина проста – в России судовладельцы платят в виде налогов до 80% своей прибыли, в европейских странах – 10-15%, а в офшоре – 5%. Вот и весь секрет.

Но «Совкомфлот», как и другие государственные компании, некоторое время тому назад получил «задание» от премьер-министра Путина порвать с офшорами. Владимир Путин объявил об этом на совещании по электроэнергетике в Хакассии. Премьер выступил тогда с резкими заявлениями, разоблачающими коррупцию. В числе необходимых мер глава российского правительства назвал вывод компаний из офшоров и раскрытие информации о доходах руководителей. «Стратегические отрасли экономики должны быть выведены из офшоров», – строго заявил В. Путин. Он попросил Минэнерго, Минэкономразвития, отраслевые ведомства, а также государственные инфраструктурные компании «Газпром», «Транснефть», РЖД, «Совкомфлот», «Внешэкономбанк», «Внешторгбанк», «Росатом» в течение двух месяцев доложить о принятых мерах.

К слову, в стране немного судоходных компаний, которые до сих пор, можно сказать, являются офшорами и, по сути, работают преимущественно на экономику других стран. При этом российские чиновники спокойно смотрят на то, как от этого страдает бюджет России и ее экономика. Следствием такой политики, очевидно, стало крушение судостроения и судоремонта, возникла угроза исчезновения системы подготовки морских кадров, а также снижения стандартов безопасности судоходства.

Нам поможет международный реестр?

Морские государства мира столкнулись с практикой «ухода» своих судов в офшоры более 30 лет назад. Но практически сразу же в Европе стали предприниматься попытки решить эту проблему. Одной из действенных мер для многих европейских стран стало введение национальных международных реестров судов.

Первой его ввела Норвегия в 1986 году. По уровню фискальной нагрузки международный реестр этой страны занимает промежуточное положение между офшорами и действующим традиционным реестром. Нововведение оказалось столь успешным, что и другие страны поспешили обзавестись такими же реестрами. Сегодня Норвегия вернула себе 90% флота, Дания – 97,5%, Турция – 84%, Португалия – 83%, Италия – 70%, Великобритания – 55%.

С 2006 года такой реестр есть и у России. Это так называемый Второй реестр, или Российский международный реестр судов (PMPC), который существенно упрощает юридические формальности регистрации и снижает налогооблагаемую базу. Но ощутимых результатов его создание пока не принесло.

– Еще в начале 2010 года, по данным Росморречфлота, более чем из 3 тыс. судов, имеющих право плавания под российским флагом, в PMPC было зарегистрировано не более 300, причем в основном класса «река-море», – рассказывает доктор экономических наук, директор Института микроэкономики Сергей Гальперин. – Все остальные российские суда продолжили работать под флагами Кипра, Белиза, Камбоджи, Панамы и Монголии.

Регистрация в международных реестрах этих стран действительно в разы дешевле, чем в российском. Например, в случае регистрации в PMPC судно, купленное за рубежом, облагается налогом примерно в 24% от его стоимости. А для получения флага Монголии требуется заплатить лишь 2,5% стоимости судна. Еще дешевле обходится схема с регистрацией компании-судовладельца в офшорах.

Но есть и другое объяснение популярности офшорной регистрации. Большинство судов российские судовладельцы строят на иностранных верфях на заемные средства западных банков, которые в качестве ключевого условия выдвигают требование офшорной регистрации. Почему же тогда нужно обращаться к Западу? Потому что строить в России суда уже негде (утрачены мощности и технологии), а брать кредиты в российских банках все еще нельзя (проценты по кредитам запредельные, сроки короткие – банковская система все еще у нас формируется, поддерживается правительством и опять формируется).

Статья в тему:  Каким был порядок формирования народных судов

Между тем сегодня зарегистрировавшиеся в РМРС суда не платят четыре налога – на имущество, на прибыль, транспортный налог и НДС. Таким образом, по сравнению с ранее существовавшими для судовладельцев условиями работы новый закон о Российском международном реестре судов значительно снижает затраты на эксплуатацию судов (налоговая нагрузка уменьшается в 2 раза). В то же время, в отличие от регистрации в офшорах, приписка к РМРС не освобождает судовладельца от уплаты единого социального налога (ЕСН). Это обстоятельство снижает привлекательность РМРС, зато, как считают разработчики закона, гарантирует социальную защиту моряков: пенсионное и медицинское обеспечение.

В ноябре 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о государственной поддержке российского судостроения и судоходства, принятый Государственной Думой РФ месяцем ранее. Этот документ внес соответствующие изменения в ряд действующих законов, в том числе в Налоговый и Трудовой кодексы. При этом расширяется и сфера действия Российского международного реестра судов на все типы судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года.

В частности, предусматривается освобождение от уплаты налога на прибыль операций в отношении реализации судов, зарегистрированных в РМРС, доходов от каботажных перевозок, осуществляемых судами, построенными после 1 января 2010 года на российских судоверфях и зарегистрированными в РМРС.

Вместе с тем вводится запрет на регистрацию в РМРС судов возрастом более 15 лет, состоящих в иностранных реестрах судов, а также аналогичных по возрасту судов, используемых для буксировки в каботажах.

Законом также предусматривается освобождение судоходных компаний, производящих выплаты экипажам судов, зарегистрированных в РМРС, от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды с 2012 по 2027 год.

Как построить новые суда?

В соответствии с обновленным законодательством теперь владельцы судов, зарегистрированных во Втором реестре, освобождаются от уплаты всех налогов и таможенных платежей при ввозе судна. Они будут платить лишь регистрационный взнос ($1,3-4 тыс. в год с судна в зависимости от тоннажа) и ежегодные потоннажные сборы ($3-10 тыс. с судна). Владельцы зарегистрированных в РМРС судов освобождаются и от обязательной продажи валютной выручки, доходы могут размещаться в иностранных банках без разрешения ЦБ РФ. С валютных операций по финансированию покупки или аренды судов тоже снимаются все ограничения.

Разработчики закона уверены, что российский флот существенно увеличится, в том числе и за счет судов, вернувшихся под родной флаг, что за первый год функционирования РМРС в новых налоговых условиях возможно получить доход порядка $15 млн. Ожидается и мультипликативный эффект: заказы на строительство и ремонт судов на российских верфях составят около $500 млн в год. Дополнительно появится около 18 тыс. рабочих мест для плавсостава, 150 тыс. рабочих мест – в судостроении и судоремонте.

По мнению министра транспорта РФ Игоря Левитина, РМРС способен в перспективе пополнить количественный состав судов под российским флагом на 750 единиц общим дедвейтом свыше 17 млн тонн и общей стоимостью $13 млрд. Это, во-первых, за счет принадлежащих российским судовладельцам морских судов и судов класса «река-море», зарегистрированных под иностранными флагами. Во-вторых, за счет судов, которые будут построены на отечественных верфях для российских судовладельцев (80% нового флота). В-третьих, за счет судов иностранных судоходных компаний.

– Без бюджетных средств можно вернуть под флаг России около 700 судов, – считает И. Левитин. – Это фрахт на $2,5 млрд. Сегодня из 6 млрд российского фрахта мы транспортируем лишь 5%.

Безусловно, принятие закона о Российском международном реестре судов стало важным шагом в деле возвращения отечественного флота под российский триколор. Но для его массированного возвращения под российскую юрисдикцию одного этого закона недостаточно. Сейчас принят второй важный закон – о поддержке российского судостроения и судоходства, который активизировал изменение законодательства и улучшение условий регистрации во Втором реестре.

Статья в тему:  Где находится дарницкий суд

Закон закрепил (сроком на 15 лет) норму о нулевой ставке страховых взносов, вносимых судовладельцем за членов экипажей судов, с компенсацией этих взносов из государственного бюджета РФ (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Судовладельцы получают возможность оплачивать только тоннажный сбор, а члены экипажей судов – только НДФЛ (13%). Члены экипажей судов, которые находятся за рубежом свыше 183 суток в году, по новому закону будут облагаться налогом по той же ставке 13%, вместо 30%-ной ставки, действовавшей ранее, и др.

Эксперты расценивают новый закон как революционный для обеих отраслей – и для судостроения, и для судоходства.

Однако возвращение флота под российский флаг, наверное, все же будет нескорым. Легко ломать – трудно создавать: и судостроительные мощности, и банковскую систему, и налоговую, да и в целом условия для притока инвестиций в страну. Ведь большинство судоходных компаний являются частными, а частный бизнес весьма чувствителен к инвестиционному климату и состоянию политической системы.

Российские компании начали использовать офшоры в 1991 году, когда в Москве открылся офис швейцарской фирмы Riggs Walmet Group.

Сегодня, по данным Министерства экономического развития РФ, 90 из 100 российских компаний держат свое «имущество» в офшорах.

Надежда ПОПОВА

* Статья опубликована в газете «Морские вести России» № 6 /2012г./

Что такое удобный флаг?

Важнейшей тенденцией развития современного торгового мореплавания является его интернационализация — которая, в частности, и дает сегодня работу тысячам моряков.

Что делает ее возможной?

Интернационализация проявляется в том, что рабочая сила из развивающихся стран соединяется со средствами производства из развитых стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Кроме того, растет доля развивающихся стран в тоннаже мирового флота и количественном составе его. Так, в конце XX века на судовладельцев из развивающихся государств приходилось почти 20% дедвейта мирового флота, причем особенно быстро удельный вес судовладения развивающихся стран в тоннаже мирового флота рос в последние два десятилетия, за которые удельный вес судовладения развивающихся стран увеличился в два раза.

Основными факторами, которые обеспечили интернационализацию судоходства, являются гибкая судоходная политика развивающихся стран и использование удобных флагов.

Что такое судно?

Чтобы понять суть и значение удобных флагов, необходимо владеть основными понятиями, употребляющимися в нормах морского права. Основополагающим в морском праве является понятие судна. Слово «судно» означает все виды плавучих средств, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.

Представляется, что это определение слишком широкое, поскольку под него подпадают и объекты естественного происхождения. Теория морского права предполагает существенную характеристику судна как сооружения, то есть только искусственно и целесообразно созданный человеком объект, предназначенный для плавания или передвижения по воде, или непосредственно над ней, либо под ней (в толще воды) может быть морским судном.

Кроме того, идентификация сооружения как судна возможна только при наличии юридических признаков, атрибутов, которые обязательно должны иметь место фактически для идентификации объекта как судна. Такими атрибутами считаются название судна и его регистрация.

Регистрация судна — условие приобретения национальной принадлежности и права плавания под государственным флагом. Приобретение судном права плавания под государственным флагом некоторого государства определяет национальную принадлежность судна, так что эти правовые свойства также тесно связаны.

Условия государственной регистрации различаются в разных странах. Пространство, занимаемое судном, считается частью территории страны, под флагом которой морское судно вправе плавать.

Таким образом, очевидно, что государство флага получает суверенные права в этом пространстве, и органы этого государства получают соответствующую компетенцию, что означает возникновение также определенных обязанностей государства и его органов в пространстве, которое занимает морское судно. На морском судне устанавливается правопорядок государства флага. Этот правопорядок в разных государствах может значительно различаться.

Статья в тему:  В какой суд обжаловать дисциплинарное взыскание

Заразительный пример Панамы

Уже во время Первой мировой войны в Панаме были приняты законы, устанавливающие условия регистрации торговых судов и упрощающие порядок регистрации иностранных морских судов, которые позволяли судовладельцам получить преимущества перед конкурентами при регистрации своих судов в Панаме.

Кроме того, такие судовладельцы получали преимущества, позволяющие обойти конкурентов, поскольку законодательством Панамы упрощались или намеренно занижались правовые стандарты в сфере трудовых отношений. Наконец, законодательство этого государства предоставляло льготы в области налогообложения.

Такие правовые послабления оказались столь удобными для судовладельцев, что они стали предпочитать регистрацию своих судов в Панаме регистрации в развитых в экономическом отношении государствах. Под панамским флагом стало ходить столько судов, преимущественно американских судовладельцев, что уже в 1933 году это вызвало обеспокоенность Международной федерации транспортных рабочих (МФТ).

Пример Панамы оказался заразительным. Гондурас, затем Либерия и Коста-Рика присоединились к тенденции учитывать в законодательстве преимущественно интересы судовладельцев.

Эти государства также ввели порядок открытой регистрации торговых судов иностранных судовладельцев. После Второй мировой войны масштабы регистрации морских судов под «удобные» флаги стали столь значительными, что МФТ предпринял кампанию против эксплуатации флота под «удобным» флагом, основные положения которой были сформулированы в 1949 году. Съезды МФТ в Стокгольме в 1952 году и в Амстердаме в 1958 году сыграли большую роль в борьбе против регистрации флота под удобные флаги.

Эти съезды призывали бойкотировать суда, судовладельцы которых отказывались признавать минимальные социальные гарантии для моряков, выработанные МФТ. Бойкот затронул от 300 до 400 судов.

Тоннаж судов, зарегистрированных под удобными флагами, стал несколько сокращаться. Если с 1952 по 1956 год тоннаж судов под удобными флагами возрос с 4 до 11 млн. брутто-регистровых тонн (БРТ), то с 1959 по 1962 год наблюдалось сокращение такого тоннажа на 20%. Однако успех оказался временным, и к началу 70-х годов XX века тоннаж судов под удобным флагом превышал 41 млн. БРТ. По количеству судов и по тоннажу в начале 90-х флот под удобным флагом превысил треть мирового флота, а к началу XXI века — половину.

Кроме стран открытой регистрации, странами удобного флага считаются страны экстерриториальной регистрации судов или офшорные зоны. В основном они представлены территориями, которые управляются метрополиями. Гансом Титмайером, бывшим президентом Бундесбанка, при поддержке министров финансов и национальных банков развитых стран был создан «Форум финансовой стабильности», которым в зависимости от надежности или прозрачности выделяются следующие 3 группы офшорных зон:

Гонконг, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Дублин, Гернси, Джерси, остров Мэн;

Андорра, Бахрейн, Барбадос, Бермуды, Гибралтар, Лабуан, Мальта, Монако, Макао;

Антилья, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, острова Кука, Кипр, Ливан, Лихтенштейн, Маршалловы острова,

Маврикий, Науру, Антильские острова, Ниуэ, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Сейшелы, Терке и Кайкос.

Офшорные зоны относятся к группам от наиболее надежных до наименее надежных по критериям, которые выделяются в законодательстве соответствующих государств. Чем надежнее офшорная зона, тем менее строгие условия соблюдения банковской тайны, тем более развиты функции органов государственного надзора, тем детальнее и строже правовое регулирование.

Таким образом, чем более надежна офшорная зона, тем меньше возможностей для сокрытия капиталов она предоставляет. Это вовсе не означает, что прозрачные офшорные зоны не могут быть использованы для целей оптимизации налогообложения и налогового планирования.

В надежных офшорных зонах также обязательно существуют налоговые льготы для нерезидентов. Британские владения и территории предоставляют услуги по регистрации судов при обеспечении права плавания под флагом Соединенного Королевства, Антильские острова — под флагом Королевства Нидерландов.

Статья в тему:  Что значит принято к рассмотрению в суде

Проблема второго регистра

Наконец, к странам удобного флага относятся страны международной регистрации судов. Международную регистрацию судов обеспечивают международные или альтернативные регистры, которые учреждаются развитыми в экономическом и техническом отношениях государствами для осуществления параллельной с национальной регистрации судов. Впервые второй регистр был организован в Норвегии, в Бергене.

Летом 1987 года в этом порту был основан Норвежский международный судовой регистр, который обеспечил значительные преимущества судовладельцам по сравнению с национальной регистрацией. В августе 1988 года международный судовой регистр пыл введен Данией, а в апреле 1989 — Германией. Однако, если Дания восприняла норвежскую модель, то Германия значительно изменила ее.

Судно может быть зарегистрировано в Германском международном судовом регистре только, если оно уже зарегистрировано в традиционном германском национальном регистре. Несмотря на это, первоначально Германский международный регистр был довольно успешным, но в 1992 году, после объявления о налоговой реформы, в результате которой увеличивались налоги со всех судов, зарегистрированных в Германии, бегство флота из-под флага Германии возобновилось.

Профессиональные союзы отрицательно относятся ко второй регистрации. Тем не менее, под давлением судовладельцев правительства многих государств склоняются к поддержке идеи открытия второго регистра судов.

Так, 29 марта 2004 года Коллегия Минтранса Российской Федерации одобрила проект Федерального Закона «О российским международном Реестре судов». Международные регистры имеют целью соединение преимуществ индустриально развитых государств, обеспечивающих свободный доступ к рынкам капиталов и ноу-хау, с преимуществами в отношении упрощения правил найма экипажей и уменьшения расходов на их содержание.

Отрицательное в целом отношение общественности к открытой регистрации и стабилизация фрахтового рынка способны противодействовать уходу флота из основного и международного регистров стран традиционного флага.

Однако, стоит условиям работы флота измениться в худшую сторону, как более жестко контролируемые регистры оказываются неспособными выдержать конкуренцию открытых регистров. Даже наиболее успешный Норвежский международный регипр потерял почти 750 тыс. тони за 1991 год. В то же время под иностранными флагами наблюдался рост тоннажа судов норвежских судовладельцем на 0.2 млн. тонн.

МФТ отрицательно относится ко второй регистрации, но не выдвигает требования о том, чтобы коллективный договор удовлетворял требованиям МФТ.

Считается необходимым и достаточным, чтобы коллективный договор получил одобрение национального профсоюза. МФТ предлагает считать судамн под удобным флагом только суда, принадлежащие судовладельцам, национальность которых не совпадает со страной регистрации судна.

МФТ составляет список стран удобного флага. Основой для определения стран, предоставляюших удобный или дешевый флаг, служат критерии Рочдейля, выработанные в 1970 году. Страна допускает владение иностранцев судами и эксплуатацию ими судов, имеющих право плавания под ее флагом; регистрация судов зарубежных владельцев и ее аннулирование упрощены; налоги на доходы от судоходства низкие; тоннаж флота судовладельцев собственной национальности незначительный, и его рост не стимулируется, а государство ограничивается лишь стремлением получать тоннажный сбор; ограничения на комплектование судна иностранным экипажем отсутствуют — эти признаки являются аргументами за внесение страны в указатель стран удобного флага.

Полезность создания международного регистра в Украине не менее очевидна, чем для России. Однако и препятствий для этого будет, вероятно, не меньше чем в Российской Федерации, где соответствующий законопроект обсуждается с 1998 года. Конечно, успешность второго регистра в Украине никто не сможет гарантировать.

Ведь, чем выше требования и цены, тем менее привлекательным регистр будет для судовладельцев, а чем ниже требования и цены, тем менее привлекательным регистр будет для государства.

Для успешного введения второго регистра необходимо найти соломоново решение, которое бы обеспечивало баланс интересов государства и судовладельцев, поскольку, если международный регистр Украины приобретет характер мусоросборника, который будет обеспечивать возможность регистрации и притягивать таким образом устаревшие суда («плавающие гробы»), то на международной репутации Украины может появиться еще одно пятно.

Статья в тему:  Господарський суд що це

Если же второй регистр будет предъявлять требования, даже ненамного ниже, чем усредненные, он не станет привлекательным для судовладельцев, ни отечественных, ни зарубежных. Таким образом, ситуация представляется в следующем свете: обеспечивать регистрацию только новых судов или судов, например, не старше 10 лет, предоставляя при этом экономические льготы в виде низких регистрационных сборов и налогов.

Мировая тенденция повышения удобства флага заключается в повышении удобства правил найма экипажа. Для международного регистра достаточно обязательного требования о том, чтобы капитан был гражданином страны флага. И еще очень важно обеспечить доступность финансового кредита. Идеальным решением этого вопроса представляется организация морского ипотечного банка.

Конечно, в рамках небольшой публикации достаточно полно исследовать поднятые проблемы невозможно. Мы попытались лишь обозначить важнейшие отношения, анализ которых представляется нам продуктивным для выяснения существа рассматриваемых вопросов. К осознанию необходимости предпринять подобное исследование нас подвела практическая работа нашей фирмы, специализирующейся в разрешении, часто довольно сложных, вопросов регистрации морских судов и яхт.

Почему флаг Панамы так удобен для судовладельцев?

Автор фото, Getty

Панама, небольшое государство с тремя миллионами граждан, имеет самый большой в мире флот — больше, чем у США и Китая вместе взятых. Алийя Сваби исследует, как эта крошечная центральноамериканская страна сделалась повелительницей волн.

Благодаря своему удачному расположению и вытянутой форме, Панаме повезло опекать один из важнейших морских торговых путей в мире: пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.

Прошло уже сто лет, как корабли, которые хотели избежать опасного маршрута через мыс Горн, получили альтернативу — Панамский канал.

Это 77-километровое инженерное сооружение, которое называют одним из семи чудес современного мира, ежегодно пропускает через сложную систему шлюзов 14 тыс. судов.

На многих из них развевается флаг Панамы, хотя у этой страны нет давней истории мореплавания.

Панаме принадлежит лишь одна небольшая судоходная линия и ряд компаний, предоставляющих коммуникационные услуги в портах и на канале.

Дешевая рабочая сила из-за рубежа

Большинство торговых кораблей под флагом Панамы на самом деле принадлежат иностранцам, которые хотят избежать строгих требований к мореплавателям в своих странах.

Панама позволяет плавать на условиях так называемой открытой регистрации. Ее флаг позволяет легко регистрировать суда (часто в режиме онлайн) и брать на работу дешевую рабочую силу из-за рубежа. Кроме того, иностранных владельцев не заставляют платить подоходный налог.

Под флагом Панамы сейчас ходит около 8600 кораблей. Для сравнения, США имеет около 3400 зарегистрированных судов, а Китай — не более 3700.

По международному праву, каждое торговое судно должно быть зарегистрировано как принадлежащее к флоту определенной страны, которую называют «государством флага». Эта страна имеет юрисдикцию над судном, отвечает за соблюдение им правил безопасности и достойных условий труда моряков.

Возможность открытой регистрации, которую порой пренебрежительно называют «выбором удобного флага», изначально вызвала много споров.

Автор фото, Getty

Впервые иностранные суда вошли в реестр Панамы в 1922 году. Это были два американских пассажирских корабля, которые хотели продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. За ними потянулись и другие, владельцы которых не хотели повышать зарплату и улучшать условия труда, как того требовало законодательство США.

После Второй мировой войны флот Панамы начал расти еще быстрее: американские судовладельцы стремились уменьшить расходы, а европейские — избежать высоких налогов.

Спрос на открытую регистрацию нарастал, и другие развивающиеся страны тоже открыли свой флот для всех желающих. Например, США, чтобы построить свой флот нейтральных кораблей во время холодной войны, воспользовались реестром Либерии.

Сейчас Панама имеет наибольший реестр в мире; за ней следуют Либерия, Маршалловы острова, Гонконг и Сингапур. По состоянию на прошлый год почти три четверти кораблей в мире были зарегистрированы под флагом чужой страны.

Статья в тему:  Когда начнутся смены экипажей морских судов

Для Панамы реестр чрезвычайно выгоден — экономика страны получает полмиллиарда долларов с таможенных сборов, оплаты услуг и налогов.

Однако критики этой системы указывают на то, как легко при таких условиях скрыть информацию о настоящих владельцах кораблей и пренебречь требованиями и правилами.

Обвинения в коррумпированности

Луис Фруто, представитель Международной федерации работников транспорта (International Transport Workers ‘Federation, ITF) в Панаме, говорит, что страна закрывает глаза на «выполнение своих обязанностей, которое необходимо для расширения реестра».

ITF активно выступает против «удобных флагов» с 1958. По мнению представителей федерации, панамская регистрация лучше, чем некоторые другие, «с точки зрения безопасности, но все еще имеет серьезные недостатки в таких сферах, как надзор и контроль, расследование аварий и помощь экипажу».

Два года назад Фруто расследовал инцидент, приведший к смерти 22-летней члена экипажа в ее первом же рейсе. Женщину затянуло в оборудование корабля, которое, как подозревают, было неисправным.

По данным ITF, вместо того, чтобы плыть к ближайшему порту, как предполагают правила, корабль еще более двух недель продолжал рейс с телом погибшей в холодильнике.

Другие расследования ITF позволяют предположить, что некоторые лицензии куплены нелегально.

Международные законы требуют, чтобы страны с открытыми реестрами проводили инспекцию судов, придерживались международных правил, расследовали аварии и случаи коррупции.

Но критики утверждают, что Панама пренебрегает всеми этими задачами, чем ставит под угрозу жизни работников флота.

Автор фото, Getty

Критики опасаются, что из-за недостаточного принуждения к выполнению правил, число аварий увеличивается

И действительно, аварии с панамскими судами происходят часто.

Впрочем, Карлос Гонсалес, бывший исполнительный секретарь Морского управления Панамы, объясняет этот факт численностью флота. У Панамы больше кораблей, следовательно, и аварий больше, говорит он.

С 2008 года Панаме удалось уменьшить число нарушений настолько, чтобы перейти из «черного» в «белый» список Парижского меморандума о взаимопонимании, отражающего выводы контроля со стороны 27 морских администраций стран Европы и Северной Америки.

Тем не менее, панамскую систему регистрации постоянно обвиняют в коррумпированности.

«Скандал»

В 2000 генеральному секретарю ITF Дэвиду Кокрофту за 4 тыс. долларов удалось приобрести лицензию первого помощника капитана, которая позволяет управлять судном — хотя он не имел для этого ни навыков, ни опыта.

Несмотря на постоянные заверения, что его страна исправляет свои ошибки, Роберто Линарес, председатель Морского управления Панамы, в июне подал в отставку, когда выяснилось, что управление выдает лицензии работникам без должной квалификации.

«Этот скандал возвращает нас во времена, когда Панама рассматривалась как «удобный флаг», — говорит Франклин Кастреллон, бывший пресс-секретарь Комиссии Панамского канала, независимого агентства, которое обслуживает этот водный путь после того, как он перешел от США к Панаме в 1999 году.

Новые руководители планируют все исправить.

Хорхе Баракат, новый председатель Морского управления, заявил: «Флаг Панамы все еще крепок и надежен. Если есть какие-то нарушения, администрация их непременно рассмотрит».

«Удобный флаг» Панамы принес стране коммерческий успех. Впрочем, за это приходится расплачиваться другим, говорит ITF.

«Искривление рынка»

По мнению представителей федерации, мировой экономике хватило бы сил запретить «удобные флаги» и связанные с этим расходы.

Секретарь ITF Джон Уитлоу говорит: «Понадобились бы некоторые изменения. Но для мореплавателей, которые смогли бы снова выходить под родным флагом, так было бы лучше: это означало бы большую защиту и большие гарантии».

Цены на морские перевозки выросли бы, но нынешняя свободная конкуренция существенно исказила рынок, сетует Уитлоу.

Однако защитники существующей системы считают, что такой способ мышления устарел, и «удобные флаги» уже никто не отменит.

Статья в тему:  Юридический интерес как предпосылка обращения в суд

«Флот Панамы никуда не исчезнет, — говорит Хорхе Луис Санчес, преподаватель Международного морского университета Панамы. — Те, кому не нравится открытая регистрация, пусть регистрируют свои корабли, как пожелают».

Ясмина Рови, бывший директор Ассоциации морского права Панамы, считает, что профсоюзам лучше добиваться соблюдения стандартов, чем полной отмены открытого реестра.

С новым руководителем Морского управления, вступившим в должность только в прошлом месяце, остается ждать: сможет ли Панама преодолеть коррупцию и повысить безопасность, или и дальше будет жить с пятнами, которые до сих пор остаются на многих «удобных флагах».

Почему корабли ходят под флагами других государств

Многие хоть раз в жизни, обращали внимание на новости, которые начинались примерно так: «Судно под флагом Панамы с российским экипажем».

И действительно, смотришь, вроде российский корабль, у которого владелец находится в России, экипаж тоже набран в нашей стране, а флаг у него чужой. Почему так?

Вы удивитесь, но у не имеющей выхода к морю Монголии, тоже есть свой флот. И насчитывает он несколько тысяч единиц. И у Белоруссии корабли имеются. Вот только не надо ерничать насчет «Белорусского моря», появившегося в свое время с легкого слова Дженифер Псаки.

А вообще, почему так? Моря нет, а флот есть? Что заставляет суда, поднимать чужие флаги? Отсутствие патриотизма у капитана?
В 1925 году, Панама упростила процедуру регистрации торговых судов в своей стране. Упростила и снизила требования на столько, что крохоборам-судовладельцам, желающим сэкономить на судне и его экипаже, оставалось только радоваться.

Налогообложение заниженное, стандарты по охране труда, тоже практически отсутствуют. Бери, регистрируй любую лохань, вешай флаг и работай как и хочешь.

Узнав что «там вам не тут», в США нашлись ушлые деятели, которые поняли что с этого можно что-то поиметь. Хочешь нанять дешевых иностранных моряков из неблагополучных стран? Пожалуйста. Не следишь за техническим состоянием своего судна и не можешь поставить его на учет в своей стране по всем правилам? Не проблема, Панама поможет.

В страну хлынули сотни любителей халявы, регистрировать не только то что ходит, но и то что плавает (вспомним, что у моряков ходит. а что плавает).

Добавило желающих повесть на мачту панамский флаг, и введение сухого закона в США.

Американские контрабандисты, могли спокойно перевозить на своих кораблях спиртное, не беспокоясь о том, что могут получить за это подзатыльник, от карающей руки закона.

И вроде бы все были рады. Судовладельцы получали возможность зарегистрировать свой корабль по заниженным требованиям, а панамцы зарабатывали денежку.

И может быть так бы и оставалась Панама местом сбора недоржавевших лоханок из США с проблемными документами. Но после окончания Второй мировой войны, в мире вдруг резко увеличился тоннаж торгового флота. Начался бум гражданского кораблестроения, и разумеется регистрации судов.

А раз кораблей становится больше, значит и желающих зарегистрировать их на льготных условиях тоже. Панамцы уже было начали прикидывать куда им все эти деньги складывать, как вдруг другие страны посмотрев на то как они там в одно лицо все сливки собирают, решили что не только панамцам быть такими хитрыми.

И началось. Всякие Вануату, Белизы и Барбадосы, начали менять свое законодательство таким образом, чтобы предложить судовладельцам наиболее выгодные условия, дабы они регистрировали свои суда у них.
Даже такие сухопутные страны как Монголия, где не то что моря, обилием рек то похвастаться нельзя, и те решили что отсутствие выхода к морским просторам, не может мешать такому заманчивому признаку.

Ну а что, международное законодательство не запрещает странам не имеющим выхода к морю, регистрировать у себя суда. Вон, у Боливии даже военно-морской флот есть, в отсутствии моря. Но это другое.
А практика регистрировать торговые суда в странах с наиболее льготными условиями, отныне называется «Удобный флаг». Это своего рода клуб стран, предоставляющих подобные услуги.

Статья в тему:  Суд как обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений. состав суда. отводы

Международные институты, кажется не видят в этом ничего плохого и на межгосударственном уровне, никто с этим не борется. Хотя, думаю, придет время и в этой сфере тоже наведут таки порядок.

Удобный флаг

Удобный флаг – офшоры, предлагающие судовладельцам выгодные условия регистрации морских судов. Большая часть мирового торгового флота зарегистрирована в таких странах.

Что такое – удобный флаг

Термин удобный флаг применяют к странам, которые предлагают выгодные условия регистрации морских судов. Фактически это оффшорные зоны для судовладельцев.

Как и в ситуации с другими офшорами, судовладельцы, зарегистрировав свои суда в странах с удобным флагом, не планируют работать непосредственно на их экономику.

Как алкоголь привел к появлению стран – удобных флагов

Своей популярностью удобные флаги обязаны … алкоголю. Когда в США вступил в силу «сухой закон», судовладельцы начали нести крупные убытки, ведь продажа спиртного во время круизов составляла немалую часть выручки. Лазейка нашлась быстро: суда перерегистрировали на страны, которые не запрещали продавать алкоголь. Большинство перерегистраций пришлось на Панаму, которая с тех пор прочно удерживается в лидерах.

«Сухой закон» американцы отменили в 1933 году, но к тому моменту судовладельцы оценили преимущества удобных флагов в полной мере, ведь это не только возможность продавать пассажирам виски, бренди, водку, коньяк и прочие горячительные напитки. Поэтому спрос на удобные флаги не угас, а увеличивался.

Преимущества удобного флага для судовладельцев

Какие преимущества открыли для себя судовладельцы, регистрируя торговые суда в странах – удобных флагах:

  • отсутствие налогов (или минимум налогов с минимальными ставками);
  • низкая плата за регистрацию;
  • быстрое оформление документов;
  • минимальные требования к подбору персонала;
  • минимальные требования к техническому состоянию судов.

Минусы удобного флага для моряков

Что хорошо одним, другим – плохо. Судовладельцы получают множество плюсов, регистрируя суда под удобными флагами, а вот для моряков такая работа несет немало минусов:

  • нет стандартов по размеру зарплаты (см. средняя зарплата по странам мира);
  • отсутствуют медицинские страховки;
  • могут не выдать спецодежду и т.п.;
  • нет профсоюза – некому пожаловаться на невыполнение работодателем условий контракта;
  • высокие риски невыплаты денег;
  • работодатель может забыть (часто так и бывает) об экипаже, если судно попадет в аварию или другую неприятную историю, и морякам приходится решать проблемы самостоятельно, привлекая родственников, дипломатов и общественность.

ТОП стран – удобных флагов

Сегодня большая часть мирового торгового флота ходит под удобными флагами. Ниже список самых популярных удобных флагов по количеству судов.

ТОП стран с удобным флагом (на 2019 год):

  1. Панама – 7860.
  2. Маршалловы острова – 3537.
  3. Либерия – 3496.
  4. Мальта – 2172.
  5. Багамские острова – 1401.
  6. Кипр – 1039.
  7. Сент-Винсент и Гренадины – 810.
  8. Белиз – 786.
  9. Антигуа и Барбуда – 780.
  10. Мадейра (автономный регион Португалии) – 624.
  • Гондурас (527),
  • Вануату (369),
  • Камбоджа (268),
  • КНДР (264),
  • Гибралтар (232),
  • Коморские острова (230),
  • Бермудские острова (148),
  • Барбадос (132),
  • Шри-Ланка (97),
  • Мьянма (95),
  • Грузия (82),
  • Кюрасао (74),
  • Ливан (55),
  • Ямайка (39),
  • Тонга (36),
  • Маврикий (28),
  • Сан-Томе и Принсипи (15).

В 2002 году удобным флагом хотела стать Беларусь. Минск активно прорабатывал варианты льготного налогообложения для судовладельцев. Однако проект до реализации не дошел.

Кто-то спросит: какой такой удобный флаг из Беларуси, если она не имеет выхода к морю? Дело в том, что это не является преградой. В числе удобных флагов такие не морские государства как Монголия (271 судно), Молдова (142) и Боливия (43).

Статья в тему:  З яких частин складається постанова суду

Какие грузы перевозят суда под удобными флагами

Торговый флот перевозит:

Финансовые регуляторы удобных флагов

Влияние удобных флагов на мировую экономику

Удобные флаги оказывают немалое влияние на мировую экономику, ведь зарегистрированные там суда перевозят львиную долю всех грузов. К примеру, в 2009 году на флот всего трех стран (Панамы, Маршалловых островов и Либерии) приходилось 39% мировой грузоподъемности судов. Если взять ТОП-10, это уже 55% грузоподъемности.

Торговые суда перевозят грузы по частным контрактам и по заключенным на товарных биржах.

Ведущие товарные биржи мира:

Дополнительные материалы о мировой экономике

  • Как категорически нельзя торговать кросс курсами? Разбор ошибок ТС А. Герчика,
  • Хеджирование рисков: просто о сложном от Masterforex-V,
  • Торговые стратегии МФ по профессиональной торговли S&P/TSX 60 на Фондовой бирже Торонто,
  • ПАММ счета: как трейдер проиграл $30 млн., а инвесторы. ему доверяют,
  • Что скрывают Форекс-брокеры и что выбрать инвестору: ПАММ или LAMM?
  • Андеррайтинг брокеров форекс: у кого он реальный для трейдеров,
  • Ошибки выставления Stop loss, не понятно по какой причине разрекламированные в интернете,
  • Скользящие средние: исправление недостатков индикатора в ТС Masterforex-V,
  • Чарльз Доу: теория теханализа и ноу-хау Masterforex-V,
  • Эрик Найман: заслуги, мифы, провалы,
  • Кредиторы или кому население планеты должно $244 трлн,
  • Как мировые СМИ разворачивают тренды на основе собственных «прогнозов» валют,
  • Какие валюты стран б. СССР наиболее стабильны к доллару США за последние 20 лет?
  • Что изменилось после вывода акций Yandex на биржу NASDAQ: тренды и заработки посредников,
  • Что будет с курсом USD RUB, если доллар США запретят в РФ,
  • Прав или нет Герман Греф в заявлении, что «нельзя давать знаний народу»?
  • Почему цена на финансовых рынках идет всегда против мелких ее игроков?
  • Реальные причины «экономического чуда в Чехии»: о чем молчит интернет,
  • ТОП лучших экономических университетов мира по подготовке финансистов,
  • 5 парадоксальных критериев Masterforex-V твердой валюты.

Рекомендованные брокеры для торговли финансовыми инструментами

Торговля финансовыми инструментами, включая товарные фьючерсы, завоевала широкую популярность благодаря расширению ассортимента, сокращению лимитов, появлению кредитного плеча и другим условиям. Например, сегодня заработок в Интернете на финансовых инструментах не предполагает в обязательном порядке физическое обладание товаром. Трейдеры и инвесторы могут торговать нефтью, бензином, пшеницей, кофе … исключительно «на бумаге», продавая и покупая права на него или заключая контракты на разницу цен.

Доступ к биржевым торгам открывается через брокеров. Смотрите рейтинг брокерских компаний Форекс от Академии Masterforex-V, чтобы узнать о 12 самых надежных форекс брокеров для безопасного трейдинга.

Название брокера, год основанияФинансовые инструментыЛицензии финансовых регуляторов
ВалютыТоварыФондовый рынокКриптовалютыПАММ
1.NordFX (2008 г.)+++++CySEC, MiFID
2.Swissquote (1996 г.)++++FINMA, FCA, SFC, Dubai FSA
3.Dukascopy (1998 г.)+++FINMA, FCMC
4.Alpari (1998 г.)+++++АРФИН
5.FxPro (2006 г.)+++FCA, CySEC, FSB, Dubai FSA, BaFin, ACPR, CNMV
6.Interactive Brokers (1977 г.)+++NFA, CFTC, FCA, IIROC
7.Oanda (1996 г.)+++NFA, CFTC, FCA, IIROC, MAS, ASIC
8.FXCM (1999 г.)++++FCA, BaFin, ACPR, AMF, Dubai FSA, SFC, ISA, ASIC, FSB
9.Saxo Bank (1992 г.)+++Danish FSA, Consob, CNB, ASIC, MAS, FINMA, JFSA, SFC Hong Kong
10.FOREX.com (1999 г.)++++NFA, CFTC, FCA, ASIC, JSDA, MAS, SFC
11.FIBO Group (1998 г.)+++++CySEC
12.ФИНАМ ФОРЕКС (1994 г.)+Банк России

С уважением, wiki Masterforex-V — курсы бесплатного (школьного) и профессионального обучения Masterforex-V для работы на форексе, фондовых, фьючерсных, товарных и криптовалютных биржах.

Источники:

http://prwt.ru/news/ofshor-ili-trikolor.html

http://seaman-sea.ru/stati/230-chto-takoe-udobnyj-flag.html

http://www.bbc.com/ukrainian/ukraine_in_russian/2014/08/140810_ru_s_panama_fleet

http://zen.yandex.ru/media/id/5adb6378a815f1636e592146/pochemu-korabli-hodiat-pod-flagami-drugih-gosudarstv-5f2eb719268a8b3aa0636897

http://www.masterforex-v.org/wiki/flag-of-convenience.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector