0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему вахта собачья так называется на судах

Содержание

Собачья вахта

На флоте с давних времен, собачьей вахтой называется дежурство от 00-00 до 04-00 на корабле по аналогии с собачьей жизнью. Насколько справедливо сейчас, очень спорно – иные собаки совсем на жизнь не жалуются. Но здесь речь не об этом. У нас в части «собачьей вахтой» был назван единичный случай, ставший притчей во языцех.
Когда доблестный полк тяжелой артиллерии уходил на учения, все трудности несения караульной службы доставались остающимся в части. Количество способных нести ее сокращалось в разы, а количество охраняемых объектов оставалось неизменным.
Иногда приходилось формировать сборный наряд из солдат разных подразделений, что категорически запрещено Уставом гарнизонной и караульной службы, т.к. разводящий и часовой в карауле должны хорошо знать друг друга лично. Обходили этот запрет тем, что с утра караульных переводили в спальное расположение разводящих или наоборот, чтобы до заступления в наряд они узнавали друг друга и не перестрелялись потом на постах. Так поступили и с нами, когда мне пришлось заступать начальником караула на склад боеприпасов.
Караул был «сержантский», т.е. начальником караула назначался сержант. Такое практикуется, если в карауле не более двух постов. Все мои собственные подчиненные уже от режима «через день на ремень» валились с ног, им дали временную передышку. А опытного начальника караула заменить некем, пришлось мне идти в наряд, да еще не в свой караул — наш родной был в техническом парке.
С утра нагнали мне в казарму молодых казахов, сказали погонять их до развода, чтоб привыкли и узнавали командира. Для меня они все были на одно лицо, по-русски говорили через пень-колоду, чтобы их научиться различать не хватило бы и недели. Думаю и им тоже. После обеда все ложились перед нарядом спать, так что на само привыкание оставалось часа три, не больше.

Второй караул представлял собой кусок степи, огороженный колючей проволокой по периметру двести на двести метров, с караульным помещением, двумя вышками по диагонали и четырьмя собачьими конурами по углам. Все это продувалось хиусом со скоростью десять-пятнадцать метров в секунду. Если верить, что метр в секунду равен одному градусу мороза, то посчитайте, в каких условиях предстояло нести службу при показаниях градусника минус тридцать восемь, тридцать девять. При сорока градусах мороза обычно поступал приказ сменять часовых через час. Разводящим труднее, караульным легче. Я был в одном лице и начальник, и разводящий, постов всего два.
В восемь часов принял караул, осмотрел периметр. Все спокойно, только непривычно. В нашем карауле технический парк обнесен глухим высоким забором, есть защита от ветра, нет собак. Здесь же наземных сооружений никаких, весь склад находился под землей, куда по замаскированной траншее наподобие входа в метро, заходили машины для погрузки и разгрузки бомб, мин, снарядов, патронов, взрывчатки различного назначения.
Внутри ограждения, волоча цепь по толстой шестимиллиметровой проволоке, бегали звероподобные собаки ростом с доброго теленка. Проволока визжала, собаки рычали. Я не знал их породы, но волков видеть приходилось, сравнение не в пользу последних. У всех было по конуре, размером чуть поменьше караульной будки. Каждая контролировала свою сторону забора, иногда забираясь отдохнуть и укрыться от ветра в конуру. У часового такой возможности не было, колючая проволока — плохая защита.

Статья в тему:  Штраф суда как вид административного наказания

С вечера все было нормально, если не считать, что посыпал снежок, поземка свела видимость к нулю и менять часовых, даже с фонарем, приходилось на слух. Две первых смены прошли без приключений, хотя в карауле были молодые, некоторые по первому разу, солдаты. К третьей смене снег усилился, началась метель, мороз крепчал.
Пока развел караульных, поленившись одеться теплее, замерз. Это за пятнадцать минут. Каково же было часовым, несмотря на тулупы и валенки? Посмотрел на смену, которая пришла с мороза, говорить они сведенными губами не могли, одному прихватило нос, руками владели плохо. Одно утешение – застрелить меня на посту даже при желании эти вояки не смогли бы.
Позвонил дежурному, попросил разрешения сменять часовых через час. Тот, явно спросонья, обозвал меня кисейной барышней, напомнил о присяге и приказал «стойко переносить тяготы и лишения воинской службы», как будто я заботился о себе. Ну и ладно, мне реже выходить на мороз.
На постах стояли маленький, плохо говоривший по-русски, рядовой Жанобаев, второго не помню. Оба месяц как приняли присягу. Жанобаева запомнил потому, что он создатель феномена «собачья вахта».
Собак вечером завозили, утром увозили. Привозил их собаковод чеченец Ваха Хаджимуратов, самбист, ростом чуть повыше питомцев, но слушались они только его, причем беспрекословно. Если нужно было что-то сделать с собаками, его привозили и увозили на грузовике. Собаки настолько рослые, что по команде легко запрыгивали в кузов. Ваха закрывал борт, привязывал и ехал с ними, даже если кабина была свободная.
На столбе возле каждой вышки установлен звонок для вызова начальника караула. Вышки используются днем при хорошей видимости, ночью часовой ходит по своей зоне снаружи ограждения. В этот раз они бегали, несмотря на множество одежды: внизу кальсоны, брюки х/б, ватные брюки. Сверху гимнастерка, телогрейка, шинель, полушубок и тулуп с полуметровым стоячим воротником. Все это весило как латы крестоносцев, вдобавок автомат — к концу смены ноги бойцов подкашивались. Но мороз все равно донимал.

Примерно через час после смены караула прозвенел звонок со второго поста. Для караула это боевая тревога. Поднял отдыхающую смену, взял с собой бодрствующую, зарядили автоматы, сняли с предохранителей и на пост. Добежали до поста, часовой доложил, что на первом посту кого-то рвет собака.
Действительно, сквозь завывание пурги, слышался рев, визг и лязганье. Побежали в сторону первого поста. На ходу соображаю, что если проникновение постороннего на пост, тогда бы вызов или выстрелы были с этого поста. Значит, часовой попал, каким то образом под собаку.
Сравнил физические кондиции Жанобаева и пса и с ужасом понял, что у солдата шансов нет. Подбегая, увидел, что калитка для прохода к конуре в заборе открыта и хлопает на ветру. Возле конуры возня, рык собак, визг и нечленораздельные, истошные человеческие вопли, сопровождающиеся звоном цепей, воем пурги.
Отправил одного караульного звонить в часть, вызывать помощь, сам стал прикладом автомата бить собаку, стараясь не приближаться к ней. Второй караульный светил фонарем. Я заметил, что на морде пса крови нет, значит, он еще не добрался до Жанобаева. А то, что тот живее всех живых подтверждал его визгливый вой на одной ноте заглушающий метель. Подойти к собаке можно было только с одной стороны, вторую ему прикрывал такой же зверь, разъяренный не меньше первого. Стрелять нельзя, собака и часовой на одной линии. Оставалось отвлекать и давать передышку солдату. В свет фонаря иногда попадал вход в конуру, возле которого трепыхались, уносимые ветром клочья меха, а в самой конуре визжал, каким то чудом оказавшийся там, Жанобаев.
Удалось переключить внимание собаки на себя, но что это было за внимание! Если бы собаке удалось сорваться, то мне бы на этой дистанции не помог никакой автомат. Собака то бросалась на меня, то возвращалась к Жанобаеву. В свете фонаря просматривался то разодранный тулуп в конуре, то целый – Жанобаев догадался поворачиваться невыгрызенной частью, пока я отвлекал собаку. Время остановилось, сражению, казалось, не будет конца.
Но вот сквозь рев пурги и рык собак прозвучала команда: «Фу! Саца!» и еще что-то на чеченском языке. Между нами проскользнуло гибкое юркое тело Вахи Хаджимуратова, который схватил собаку за ошейник и стал ее гладить и успокаивать, уводя от конуры.
Схватка за жизнь, длящаяся всего каких то полчаса, показалась вечностью. С трудом мы извлекли яростно упирающееся тело часового, обезоружили. Стоять тот не мог, падал. На руках унесли в караулку. Содрали с него остатки тулупа и полушубка, телесных повреждений не обнаружили. Жанобаев трясся крупной дрожью и молчал. Поставили на ноги, он смотрел на всех еще полными ужаса ничего не видящими глазами и явно не понимал вопросов ни моих, ни приехавшего на чрезвычайное происшествие лейтенанта, помощника дежурного по части. Попросили казахов поговорить с ним на родном языке. Реакция та же. Помощник снял его с наряда, увез в часть.

Статья в тему:  Що таке автоматизована система документообігу суду

После смены, на следующий день, я пошел в их подразделение навестить Жанобаева и расспросить, как он оказался внутри поста, в собачьей зоне. Просто из любопытства. Он сидел на кровати, жалкий и затравленный, меня не узнал. Выяснилось, что пришел в себя только к обеду и первые сведения от него поступили на казахском языке, русский он забыл начисто!

Когда мороз прижал до крайности, решил затеять состязание с собакой, бегая вдоль забора и поддразнивая пса. Тот носился за ним, в надежде на удачу, но в какой то момент отстал. Жанобаев вернулся и обнаружил, что он зацепился на противоположном конце от конуры за узел проволоки и не может сорваться. Даже попытки подразнить его не помогали. Зверь уже не рычал, а выл от ярости.
Мороз не давал солдату насладиться бедой сослуживца. Особенно донимал ветер, проникающий сквозь толщу мехов, поддувая в стыки одежды. Минут через десять, проверив еще раз надежность ловушки, в которую угодила собака, Жанобаев понял, что ему улыбнулась удача, и решил не упускать случая. Он вошел за проволоку, собака безуспешно рвалась к нему, откуда то из двухсотметровой дали. От конуры до калитки пять метров, даже если собака сорвется, то он успеет добежать. Встал за конуру, надеясь спрятаться от ветра. Но конура была метр на метр, ветер порывами то с одной, то с другой стороны, легко ее обходил, спасения не было. Жанобаев обошел конуру со всех сторон, уже привыкнув к безопасности. Где находится хозяин конуры не было видно, звуки заглушали метель и собака с соседней стороны забора, прибежавшая на помощь собрату и рвущаяся с цепи на нарушителя спокойствия в пяти метрах.
Освоившийся защитник Родины, подумал, что негоже добру пропадать и решил воспользоваться укрытием. Он полез в конуру. Отверстие рассчитано на собаку без тулупа и автомата, поэтому пролез с трудом. Развернуться в конуре не смог и завозился, пытаясь высвободить автомат и обеспечить себе обзор. Не успел, собака, обладающая слухом, намного превосходящим человеческий, поняла, что враг завладел главной ее святыней – жилищем. С удесятеренной яростью силой, она разогнула конец проволочного узла и ринулась к конуре. Свист проволоки предупредил захватчика о приближающемся возмездии, но предотвратить его он уже не успел.

Статья в тему:  Как обжаловать постановление судебного пристава в суде

Почувствовав, несмотря на слои шкур, боль от зубов зверя, маленький несчастный казах мысленно уже расстался с жизнью, напрочь забыв про автомат и присягу.

Значение словосочетания «собачья вахта»

Значение слова «собачий&raquo

СОБА́ЧИЙ , —ья, —ье. 1. Прил. к собака (в 1 знач.). Собачья будка. Собачий лай. Собачьи выставки. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «вахта&raquo

ВА́ХТА , -ы, ж. 1. Особый вид дежурства на кораблях и судах для обеспечения их безопасности, требующий безотлучного нахождения на каком-л. посту. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: остров — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «собачий&raquo

Ассоциации к слову «вахта&raquo

Синонимы к словосочетанию «собачья вахта&raquo

Предложения со словосочетанием «собачья вахта&raquo

  • Под утро, в так называемую собачью вахту, когда я полностью восстановил реаниматор и с помощью дроида занимался переноской капсулы в трюм, чтобы установить в кузове грузовика, пришло сообщение от разведчика.

Сочетаемость слова «собачий&raquo

  • собачий лай
    собачья будка
    собачья голова
  • с собачьим поводком в руке
    на вершину собачьей головы
  • стоял собачий
    проснулся от собачьего лая
    жить собачьей жизнью
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «вахта&raquo

  • ночная вахта
    ходовая вахта
    боевая вахта
  • на вахту общежития
    вахта правого борта
    на вахте ключи
  • до конца вахты
    листья вахты
    смена вахт
  • вахта закончилась
    вахта кончилась
    вахта сменилась
  • нести вахту
    стоять на вахте
    заступить на вахту
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия, связанные со словосочетанием «собачья вахта»

Афоризмы русских писателей со словом «собачий&raquo

  • Кто же охоты собачьей не любит,
    Тот в себе душу заспит и погубит.
Статья в тему:  Что должен говорить адвокат на суде

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «собачий»
  • Как правильно пишется слово «вахта»
  • Разбор по составу слова «собачий» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «вахта» (морфемный разбор)
  • Перевод словосочетания «собачья вахта» и примеры предложений (английский язык)

Значение слова «собачий&raquo

СОБА́ЧИЙ , —ья, —ье. 1. Прил. к собака (в 1 знач.). Собачья будка. Собачий лай. Собачьи выставки.

Значение слова «вахта&raquo

ВА́ХТА , -ы, ж. 1. Особый вид дежурства на кораблях и судах для обеспечения их безопасности, требующий безотлучного нахождения на каком-л. посту.

Предложения со словосочетанием «собачья вахта&raquo

Под утро, в так называемую собачью вахту, когда я полностью восстановил реаниматор и с помощью дроида занимался переноской капсулы в трюм, чтобы установить в кузове грузовика, пришло сообщение от разведчика.

Когда пробили восемь склянок в начале первой собачьей вахты – в четыре часа пополудни, – две судовые команды собрались на месте погребения в четверти мили от «Эребуса».

Дождавшись собачьей вахты, прихватил наш хлопец молоток, вылез из своей норы – типа, до ветру, подкрался к северному посту и затаился.

Почему вахта собачья так называется на судах

Откуда и что на флоте пошло

Посвящается 300-летию Морского корпуса России.

Автор выражает благодарность вице-президенту региональной общественной организации Морских пехотинцев «Сатурн» Табачкову Виктору Сергеевичу и федеральной службе охраны «Альфа-Эгида».

«Всякой Потентатъ которой едино войско сухопутное имеетъ, одну руку имеетъ, а которой и флотъ имеетъ, обе руки имеетъ».

Военно-Морской Флот нашей Родины имеет давнюю и славную историю. Ее истоки прослеживаются со 2-й половины I тысячелетия н. э. Еще в VI—VII вв. славяне, главным образом анты, на легких ладьях-однодеревках плавали по Понту Эвксинскому (Черному), Пропонтиде (Мраморному), Эгейскому, Ионическому и Внутреннему (Средиземному) морям. В 623 г. они совершили морской поход на о. Крит, в 642 г. — на побережье Южной Италии.

С образованием в IX в. Древнерусского государства (Киевской Руси) интенсивность боевых действий флотилий славян-россов значительно увеличилась. Помимо Русского (Черного) моря россы активно действовали на Хвалынском (Каспийском) и Варяжском (Балтийском) морях. По свидетельству «Повести Временных лет», русским был известен морской путь в Константинополь (Царьград) — столицу Византии — из Варяжского моря вокруг Европы.

По морям ходили порой целые флоты. В морском походе Олега на Византию в 907 г. участвовало 2 тыс. ладей. Известны походы Игоря, Святослава (используя ладейный флот, действовавший как по рекам, так и на море, киевский князь Святослав разгромил паразитический хазаро-иудейский каганат.) и другие. И неспроста Черное море в те времена называлось Русским морем.

Статья в тему:  Можно ли написать иск в суд от руки

В XI—XII вв. новгородцы и жители Ростово-Суздальской земли начали освоение берегов «Студеного моря» — Белого и других морей Северного Ледовитого океана. Они совершали плавания к берегам Скандинавии, Груманту (Шпицбергену), к Новой Земле и далее на восток.

По мере накопления опыта мореплавания совершенствовались и суда: с середины XII в. наряду с выдолбленными ладьями-однодеревками с бортами из досок стали строить и палубные суда с двумя рулями — кормовым и носовым, обладавшие большей мореходностью и хорошей маневренностью, а суда, строившиеся поморами, были рассчитаны и на плавание во льдах.

Развитое судоходство по морям и рекам способствовало поддержанию широких торговых связей Киевской Руси со странами Европы, Юга и Востока — Германией, Норвегией, Швецией, Францией, Англией, Византией, Ираном и др. В конечном итоге это благотворно сказалось на росте ее экономического и политического могущества. Уже в XI в. Киевская Русь была одним из крупнейших государств Европы.

Однако феодальное дробление Киевской Руси в XII в. и последовавшее затем татаро-монгольское нашествие в XIII в. на земли русских княжеств существенно подорвали наше судоходство (в том числе и военное). Русь надолго лишилась выхода к южным морям. Но в упорной борьбе со шведскими, немецкими и датскими феодалами русскому народу удалось отстоять северо-западные рубежи страны и сохранить выход на Балтийское море. (Памятен поход новгородского флота в Швецию, где была взята и разрушена крепость Сигтуна (1187) — база набегов на русские земли).

Образование в XVI в. на Руси единого централизованного государства, собиравшегося вокруг Москвы, настоятельно требовало установления торговых связей по морю со странами Европы, так как от этого во многом зависело дальнейшее экономическое и культурное развитие России.

Однако Ливонский орден, Польша, Швеция и др. чинили всевозможные препятствия развитию нашего мореходства на Балтийском море. Молодому Русскому государству пришлось вести упорную вооруженную борьбу за право выхода к морю. Наиболее ожесточенный и длительный характер она приобрела при Иване Грозном. Главной войной его царствования стала Ливонская война (1558—1583). Иван Грозный хотел, овладев удобными портами Прибалтики, открыть широкое сообщение с Европой. Уже в начале войны Ливонский орден был разгромлен.

Однако борьба русского народа за решение исторической задачи — широкого выхода к Балтийскому морю — закончилась неудачно. В дело вмешались Польша, Швеция, Дания. По итогам Ливонской войны Россия утратила земли в Карелии и на побережье Финского залива.

В результате Смутного времени выход к Балтийскому морю был вообще потерян. Вплоть до начала XVIII в. обширное многонациональное Российское государство оставалось отрезанным от Балтийского и Черного морей. «Прорубить окна» к этим морям удалось лишь при Петре I. В этом большую роль сыграл созданный им в 1696 г. регулярный военно-морской флот.

Российский военный флот буквально с колыбели показал врагам Отечества свою растущую силу. В победных сражениях при Гангуте и Гренгаме, Чесме и у острова Фидониси, под Наварином и Синопом, во многих других морских баталиях родились и утвердились боевые флотские традиции. К военным морякам нашей Отчизны пришла воинская слава.

Традиции, под которыми, как известно, понимают исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, нормы поведения и т. п., сохраняются в течение длительного времени в обществе и его социальных группах, обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего.

Статья в тему:  Как часто мба финансы подают в суд

В армии и на флоте традиции способствуют воспитанию глубокого патриотизма, любви к Родине, верности воинскому долгу.

Славные русские флотские традиции выковывались, передавались из поколения в поколение от древних славян-мореходов к воинам регулярного Российского флота, от Петра I и его славных сподвижников к Ф. Ф. Ушакову и Д. Н. Сенявину, к М. П. Лазареву и П. С. Нахимову, затем к Г. И. Бутакову и С. О. Макарову, к другим военным морякам России, к сегодняшним защитникам Отечества.

К середине 80-х годов наша страна располагала военно-морским флотом, несравненно более сильным, чем раньше. В его состав входили новейшие подводные лодки (преимущественно с атомными энергетическими установками) с ракетным и торпедным вооружением, современные надводные корабли различных классов, морская авиация, высокомобильная морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские войска.

Однако после развала Советского Союза обстановка резко изменилась. Реформы, проводимые в России, прежде всего, нанесли сокрушительный удар по ее Вооруженным силам.

Грядущий век нового тысячелетия, скорее всего, начнется разделом Мирового океана, его акватории и ресурсов. Следовательно, будущее за державами морскими и океанскими, имеющими мощный военный и гражданский флот, проводящими последовательную морскую политику. Мировой океан как арена соперничества ведущих государств будет становиться все теснее и теснее, выталкивая за ее границы все новых и новых претендентов в борьбе за раздел биоресурсов открытого моря. И перспективы нашего Отечества в предстоящей решающей схватке далеко не радужные. В такой обстановке особенно важным становится формирование отечественной морской стратегии — национальной морской идеи, основанной на вековых традициях русского флота, подкрепленной правовой и экономической базой. Сегодня свертывание трехвековой геополитики, основанной на стремлении к морям, не только ослабляет Россию, но и может лишить наш народ достойного будущего.

Сейчас в казне государства не хватает средств даже на самые скромные кораблестроительные и судостроительные программы, невероятных усилий стоит содержание имеющихся кораблей. Но есть и показатели оптимистические. Пробуждается морское самосознание русского народа. Все больше публикаций в печати напоминает нам, что будущее человечества связано с интенсивной эксплуатацией ресурсов Мирового океана, все чаще политики заверяют о своем особом внимании к флоту, выходят новые книги о героическом прошлом и оптимистическом будущем отечественного флота. Автор надеется, что предлагаемая книга «Откуда и что на флоте пошло» (2-е издание) окажет действенную помощь в патриотическом воспитании молодежи.

«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Статья в тему:  Суд по ипотеке как проходит заседание

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.

Корабельные коки за приготовлением пищи. Источник: mil.ru

На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.

Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com

В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Статья в тему:  Как называется охрана в суде

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Статья в тему:  Яка зарплата судді районного суду

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.

Вахтенная служба

Вахтенная служба (вахта) на судах — это особый вид выполнения служебных обязанностей, требующий повышенного внимания и постоянного присутствия на рабочем месте (посту). Лица судового экипажа, которые находятся на вахте, называются вахтенными. На судах, находящихся в эксплуатации, устанавливается круглосуточная вахта. Вахтенная служба обеспечивает управление судном, его безопасность, производственную деятельность, предотвращение загрязнения окружающей среды, дисциплину и порядок, а также контроль за посещением судна посторонними лицами.

Вахта в Российском императорском флоте

Для несения вахты офицеры расписывались на 3 и не более чем на 5 вахт, а команда на 4 отделения. Обыкновенное распределение вахт в сутках: с 24:00 до 4:00, с 4:00 до 8:00, с 8:00 до полудня, с полудня до 18:00 и с 18:00 до полуночи; часы смен были наиболее удобны для жизни команды, и так как вахту несли посменно 4 отделения, то каждые сутки для одних и тех же людей часы вахт менялись. При 5 офицерах промежуток времени от полудня до полуночи разбивался на 3 вахты, поэтому ежедневно офицер стоял на вахте разные часы. Стоящий на вахте (правящий вахту) офицер назывался вахтенным начальником, он отвечал за порядок и безопасность корабля и не имел права сходить с верхней палубы, а во время хода корабля — с мостика. Вахтенный начальник должен был посылать вниз (в подпалубные помещения) подчинённого ему вахтенного офицера или же начальника вахтенного отделения. На корабле ничто существенное не могло происходить без разрешения или ведома вахтенного начальника, который подчинён только командиру и старшему офицеру; распоряжаясь лично, он докладывал о происходящем на корабле и вне корабля своим начальникам. В русском флоте вахтенными начальниками назначались лейтенанты, а вахтенными офицерами обычно мичманы. Быть отставленным от вахты для офицера являлось тяжёлым наказанием.

Вахтенное отделение команды разводилось для несения службы по всему кораблю и находилось в распоряжении офицеров, стоящих на вахте. Отделение команды, отстоявшее предыдущую вахту, называется «подвахтенным» и в случае нужды его вызывали в помощь вахтенному. Машинная команда разводилась на вахту отдельно от строевой: она находилось в подчинении вахтенного механика. Все приказания вахтенного начальника передавались вахтенным унтер-офицером, сопровождаясь особым свистком (дудкой), значащим, что приказание идёт с вахты; на обязанности вахтенных лежала проверка исполнения переданных приказаний.

В другом значении слова вахта означало в русском флоте половину команды, то есть 1-я вахта есть 1-е и 3-е отделения, 2-я же — 2-е и 4-е. Соответственно этому разделению нечётные отделения размещались на правой стороне корабля, а чётные на левой; все судовые расписания команды составлялись, придерживаясь того же деления. В крайних случаях, обусловленных работой или опасностью, вахта неслась командой повахтенно, то есть наверху находилась половина всех начальников. При авральных работах, когда вызывается наверх вся команда, вахтенный начальник сменялся старшим офицером. Термин «боевая вахта» относился к машинной команде, находящейся в машине и кочегарных отделениях во время боя; она комплектовалась лучшими людьми по своим специальностям; остальная же машинная команда шла согласно боевому расписанию на пополнение строевых нижних чинов у opyдий, торпедных (минных) аппаратов и подачу боеприпасов.

Статья в тему:  Какие документы можно требовать через суд

Распорядок дня на кораблях, начиная с петровских времен, был такой: подъем в 6,00, с 12,00 до 13,00 обед и адмиральский час. Отбой в 23,00. Поэтому стоя «собаку» выспаться вахтенным в течение суток не получалось, а выполнять все корабельные работы и присутствовать на молебнах подвахтенные должны были наравне со всем экипажем, т.е. с 6,00 до 23,00 напряженные работы с часовым перерывом. Борьба со сном не с 00,00 до 04,00, а в течение всех суток из-за того, что выпало нести «собаку» — «собачью вахту». Потому и вахта «собачья». Но это только при стоянке корабля в порту. В море распорядок дня несколько иной и вахте все-таки предоставлялось время для сна. Присутствие на молебнах не отменялось.

Организация вахтенной службы

Организация вахтенной службы на судне является неотъемлемой задачей обеспечения его безопасности. Необходимые процедуры устанавливаются в соответствии с международными и национальными требованиями к организации вахты. Правильные, четкие, слаженные действия судоводителей — вахтенных помощников капитана являются результатом всей подготовки моряков. С введением Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения (МКУБ) на каждом судне должна действовать Система управления безопасностью (СУБ), в которой предусмотрены основные действия и процедуры по организации вахты.
Общая организация штурманской службы включает в себя распределение должностных обязанностей навигационных помощников, формы и порядок заполнения навигационных и судовых журналов, расписание несения ходовых и стояночных вахт, подробные процедуры основных ключевых операций, системы связи и порядок их использования, системы проведения проверок и докладов об обнаруженных нарушениях. Вахтенная служба на судах является особым видом выполнения служебных обязанностей, требующим повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. На всех судах должна быть установлена круглосуточная вахтенная служба. Ответственность за организацию вахтенной службы возлагается на капитана судна, а непосредственное руководство организацией вахтенной службы — на старшего помощника капитана. Ответственными за надлежащее несение вахты являются лица, несущие вахту. Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные.
На ходу вахтенная служба должна обеспечивать безопасное судовождение во время своей вахты, когда она ответственна особенно за предотвращение столкновений и посадки на мель.
На стоянке вахтенная служба должна обеспечивать: охрану человеческой жизни, безопасность судна и портовых сооружений, предотвращение загрязнения окружающей среды, безопасную эксплуатацию всех механизмов, связанных с грузовыми операциями; соблюдение международных, национальных и местных правил; поддержание порядка и нормальной деятельности судна.
Продолжительность одной ходовой вахты, как правило, не должна превышать четырех часов. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы технических средств. Сменившаяся вахта является подвахтенной и используется в случае необходимости для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.

Источники:

http://proza.ru/2016/05/15/1511

http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D1%87%D1%8C%D1%8F+%D0%B2%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B0

http://www.litmir.me/br/?b=7688&p=69

http://www.eg.ru/society/519403/

http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:%D0%92%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector