0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рыболовные суда какие бывают

Обзор по рыбопромысловым судам

Для начала отправимся на Дальний Восток

«Охотск», № 501 – находится в завершающей стадии. Подходят к концу швартовные испытания, ведется подготовка к выходу судна в море. На момент запроса информации на судне занимались зашивкой жилых помещений и подключением аппаратуры с ее настройкой. Контрактный срок сдачи краболова – ноябрь 2021 года, однако предприятие планирует завершить работы с опережением.

502 – работы по формированию корпуса завершены на 99,6%, осталось изготовить всего одну секцию весом 1,8 тонны из 86 секций общим весом 469,25 тонны. Ведется монтаж оборудования рефрижераторного, машинного отделений, боцманской кладовой, компрессорной и агрегатной. Произведена окраска следующих помещений: боцманская кладовая, агрегатная, компрессорная, трюм №1, румпельное, кладовая ЗИП, машинное отделение, рефрижераторное отделение. В этом году краболов планируется спустить на воду и завершить его постройку.

503 – работы по формированию корпуса завершены на 99,5%. Сдача по контракту – 2022 год. 504 – Смонтировано 47,3% корпуса, изготовлены еще 46,3% секций, ведется их монтаж на стапеле. Еще порядка 6% корпуса находятся на стадии заготовки металла. Сдача по контракту – 2023 год. 505 – закладка произведена. Сдача по контракту – 2024 год.

Так как Восточная Верфь ответила на наш запрос, то мы можем также добавить к общей информации, что на предприятии находятся в постоянном живом контакте с проектантом и заказчиками, что позволяет оперативно решать практически любые вопросы по ходу строительства. А если еще точнее – офис проектанта и представителя заказчика находятся на территории завода, в эллинге №2, где и ведется постройка краболовов. И проектант, и заказчик, как нам ответили на предприятии, отзываются о ходе строительства положительно. Важнейшую роль в этом играет то, что Восточная Верфь укладывается в контрактные сроки.

Руководители компании и ее ключевые специалисты довольно часто совершают визиты на другие предприятия в целях обмена опытом в области как военного, так и гражданского судостроения. Если на предприятии видят интересную идею, которая может повысить производительность, – ее стараются внедрить.

Хочется отметить, что на Восточной Верфи не постеснялись сказать, что окончательная подготовка документации по краболовам шла практически параллельно с ходом строительства (*что, кстати, происходит с рыбопромысловыми судами на многих заводах, – авторское примечание). Возникали изменения и доработки, какие-то документы появлялись практически перед швартовными испытаниями. Но соседство с проектантом и постоянное взаимодействие с ним позволили избежать проблем и изменения сроков строительства судов.

В конце 2021 года на Восточной Верфи планируется начать строительства первого из трех ярусоловов проекта 03142. Остальные начнут строить уже в 2022 году.

Центральная Россия

Здесь в фокус нашего внимания попали Окская судоверфь (Навашино), Верфь братьев Нобель (Рыбинск), «Красное Сормово» (Нижний Новгород).

На Окской судоверфи строят три краболова-процессора по проекту 5712Р компании DAMEN для ГК «Русский Краб», закладка киля головного судна состоялась 18 марта 2021 года. Первый процессор планируется отдать заказчику и ввести в эксплуатацию в 2023 году.

Статья в тему:  Судові витрати як додаткове благо

Краболовы-процессоры оснастят новейшими перерабатывающими фабриками, в техническое обеспечение которых войдут: гидравлические столы, морозильные шкафы с полуавтоматической загрузкой-выгрузкой, лифт для подачи продукции в трюм и т. д. Эти суда помогут заказчику повысить эффективность промысла, так как на современных процессорах переработка и хранение замороженной продукции увеличится вдвое по сравнению с теми судами, которые уже есть у ГК «Русский краб».

Также на «Верфи братьев Нобель» до 2023 года планируют выпустить 4 рыболовных траулера проекта Т40В (КБ «Си Тех» разработали концепт, ООО «Адомат» делает ПДСП и РКД) для ООО «Рыбоперерабатывающий завод «Сокра». Головное судно заложено 25 мая этого года.

Так как в этом году мы успели побывать на производстве «Красного Сормово», то можем сказать, что строительство КСП01 идет в штатном режиме. Однако такое судно впервые делают на заводе, и время от времени неизбежно приходится сталкиваться с различными нестандартными задачами. Предприятие плотно взаимодействует с заказчиком и в части разработки документации, и в части согласования технических характеристик оборудования, а также по принятию того или иного технического решения непосредственно при строительстве. За постройкой наблюдает специалист, который строил подобное судно в Турции.

Кстати, к процессу строительства планируется привлечь сторонних специалистов для нанесения изоляции в районе морозильных помещений, где хранятся краб и наживка. Для металлизации корпуса обучат собственных сотрудников. Заместитель генерального директора по производству Олег Тюкаев отметил, что к пятому заказу трудоемкость по строительству краболов снизится на 10-15%.

Перейдем к Северо-Западному региону

Ожидаемо, что именно в этом регионе сосредоточилось наибольшее количество заводов и верфей, которые приняли вызов времени и занялись строительством отечественного рыбопромыслового флота. Речь пойдет об Адмиралтейских верфях, «Пелле», Северной Верфи, Судостроительном заводе «Ростр», Онежском судостроительно-судоремонтном заводе; также мы посмотрим, что сейчас происходит на Выборгском судостроительном заводе, а потом заглянем в Калининград на Янтарь.

Начнем с Адмиралтейских верфей. Хотя на предприятии отказались участвовать в опросе, однако общедоступную информацию, опубликованную на их сайте, мы все-таки изложим.

На сегодняшний день предприятие работает над серией из десяти больших морозильных рыболовных траулеров для ООО «Русская рыбопромышленная компания». Проект ST-192RFC был разработан норвежским бюро Skipstechnik; место постройки головного траулера – Турция. Непосредственно над техническим проектом СТ-192, для строительства судна в России, работало Морское Инженерное Бюро. Совсем недавно на Адмиралтейских верфях, пятого июня, было заложено пятое судно, имя которому дали «Капитан Юнак».

Отметим, что на Адмиралтейских верфях (далее в кавычках курсивом следует прямая цитата с сайта Адмиралтейских верфей) «серия закладывается парами, по два судна в год. Первый траулер «Капитан Вдовиченко» спущен на воду в марте 2020 года. Сегодня на нем продолжаются швартовные испытания; осуществляется монтаж оборудования рыбоперерабатывающей и рыбомукомольной фабрик, идут работы по подключению электрического кабеля, установке зашивки жилых помещений. На втором судне серии, «Механик Маслак», спущенном в июне прошлого года, также ведутся достроечные работы.

Вторая пара траулеров – «Механик Сизов» и «Капитан Мартынов» – заложены в июне и августе 2020 года, соответственно. Их спуск на воду запланирован на 2021 год.

Завод строит серию из десяти рыбопромысловых траулеров-процессоров неограниченного района плавания проекта 170701 (разработан петербургским КБ «Наутик Рус») для Группы НОРЕБО, ведет строительство трех ярусоловов проекта MT1112XL для РК «Вирма» и одного ярусолова для ООО «Глобус». Кроме того, у Северной верфи заключены контракты с Группой НОРЕБО на строительство четырех ярусоловов проекта 200101. Работы должны начаться в 2022 году.

В настоящее время по проекту 170701 строится 9 траулеров. Десятый, юбилейный траулер серии, будет заложен в августе. Головной и первый серийный траулеры спущены на воду. На головном заказе «Капитан Соколов» ведется затяжка магистрального кабеля, продолжаются работы по центровке линии вала и механизмов главной энергетической установки, погрузка и монтаж рыбофабрики. Начинается монтаж оборудования жилой зоны: санкабин, палубных покрытий, панельной зашивки, ведутся малярные и изоляционные работы в помещениях.

Статья в тему:  Срок который устанавливается судом

На первом серийном траулере «Капитан Геллер» установлено основное судовое, палубно-промысловое и рефрижераторное оборудование, ведутся достроечные работы.

Из ярусоловов проекта XL1112MT два находятся на этапе достройки, у двух формируется корпус. В частности, на головном ярусолове «Гандвик-1» выполняются достроечные работы. На заказе смонтированы носовая, кормовая и сигнальные мачты. Продолжаются работы по затяжке кабеля, прокладка и сдача трубопроводов, монтаж электрического оборудования, монтаж рыбообрабатывающей фабрики, отделка морозильного трюма.

На Северной верфи налажено плотное и продуктивное взаимодействие между заказчиками, заводом и проектантами. Представители заказчиков постоянно находятся на предприятии и участвуют в производственном процессе.

Разработанная проектная документация судна в постройке (ПДСП) не имеет принципиальных отклонений от утвержденных концепт-проектов. Однако поскольку строительство началось до окончательного утверждения ПДСП и рабочей конструкторской документации Регистром, то доработка документации происходит непосредственно при строительстве головного и первого серийного заказов.

На судостроительном заводе «Ростр» (Новая Ладога) по последним данным 25 декабря 2020 года заложили самоходный морской траулер проекта GM 3.02 для компании «Мурманфишпродактс», и с тех пор в новостной ленте принципиально новых сообщений о ходе строительства не появлялось.

Поднимемся севернее и заглянем на Выборгский судостроительный завод (ВСЗ).

КМТ01 и КМТ02 – крайне близкие друг к другу проекты, практически одинаковые по дизайну, имеющие общую концепцию. От судна к судну серьезных изменений не происходит. Оборудование на траулеры-процессоры устанавливается в основном европейское и отечественное. ВСЗ максимально тесно сотрудничает с заказчиками, что позволяет им успешно строить суда. Все спорные вопросы решаются в рабочем порядке.

Благодаря наработанному опыту и сданным судам, сегодня ВСЗ прорабатывает ряд перспективных рыбопромысловых проектов. На Выборгском судостроительном заводе активно обмениваются опытом с другими предприятиями, строящими рыбопромысловые суда.

Кстати, заказчик очень положительно отзывается о траулере-процессоре «Баренцево море». Заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота Николай Назаренко в беседе с Корабел.ру отметил, что судно вот уже как месяц на промысле, и показывает себя отлично, а, самое главное, его мощности хватает, чтобы наловить достаточно рыбы. Раньше нехватка мощности была чуть ли не основной проблемой.

Переместимся немного севернее и на восток, на Онежский судостроительно-судоремонтный завод. Тут по заказу ГК «Русский Краб» занимаются строительством серии краболовов из семи судов проекта 5712LS (разрабатывается компанией «Дамен Инжиниринг», Санкт-Петербург). Предназначение – вылов и перевозка живого краба.

И напоследок заглянем в Калининград на завод «Янтарь»

Длина габаритная – 50,60 м;
Длина между перпендикулярами – 43,88 м;
Ширина по наружной кромке шпангоутов – 12 м;
Танки хранения рыбы, охлаждаемые морской водой – 800 м3;
Главный двигатель – 1 х 2210 кВт;
Дизель-генератор – 2 х 750 кВт;
Валогенератор – 1 х 1090 кВт.

Кстати, заказчик о полученных судах, которые уже во всю добывают рабу, отзывается хорошо. На наш вопрос на предприятии так и ответили: «Отлично показывают себя суда!»

Но наше исследование, конечно, не остановилось на том, что мы просто собрали информацию о судах. Как минимум было интересно посмотреть на такую уже известную всем программу как «Квоты под киль». На сегодня по ней сдано пять судов, но дело в том, что к 2020 году планировалось сдать 18. Ситуация, в целом, ясна: на российских верфях и заводах давненько не строили рыбопромысловые суда, поэтому сроки сдвинулись вправо, однако государство пошло навстречу заводам и рыбакам, скорректировав их.

По этому поводу высказался в декабрьском интервью для Fishnews заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Он заверил, что Росрыболовство не допустит ситуации, когда из-за срыва сроков строительства рыбаки потеряют квоты. Также озвучил важную информацию: если раньше было требование, по которому до 1 октября судно должно было быть полностью передано заказчику, то теперь в законодательство будут внесены изменения. Благодаря им последний этап (доналадка оборудования, испытания) уберут из этого графика. То есть, если судно готово на 90-95% и ясно, что в следующем году его введут в действие, то заказчик должен получить свои квоты.

Статья в тему:  Как обжаловать решение московского областного суда

Суда рыболовные: типы

Рыболовные суда — это лодки, катера или корабли, при помощи которых люди осуществляют промысел рыбы, китов, тюленей, а также любых других животных, которые могут обитать в море, океане, озере, речке и т.д.

Общие сведения

В настоящее время на территории Российской Федерации насчитывается примерно четыре миллиона рыболовных судов коммерческого использования. Однако тут очень важно отметить, что подсчитать реальное количество судов, которые используются для ловли рыбы, практически невозможно, так как многие люди занимаются частным промыслом.

История развития ловли рыбы довольно длительная. На сегодняшний же день это занятие переросло в полноценную промышленную отрасль. Такое развитие привело к тому, что людьми были изобретены разные типы рыболовных судов. Существуют такие виды, как траулер, плавучая база, дрифтер, сейнер, тунцелов и другие промысловые суда. Стоит отметить, что именно коммерческие рыболовные суда первыми стали снабжаться такой техникой, как радионавигационные приборы, помогающие определить местонахождение косяка рыбы.

Разделение на классы. Дрифтер

Рыболовные суда в настоящее время разделяются на несколько классов в зависимости от своих размеров, а также способа ловли.

Существует такой класс, как дрифтер. Данный корабль принадлежит к малым и среднетоннажным типам судна. Название же этого судна произошло от английского слова drift, что означает дрейф. Названо оно было так не случайно, а потому, что ловля рыбы осуществляется в то время, пока судно спокойно дрейфует. Отлов добычи же осуществляется за счет плоской сети, которая в высоту может достигать от 3 до 15 метров, а ее длина может достигать 5 км. К особенностям конструкции этого типа корабля стоит отнести то, что у него низкий борт, а также много свободного места в носовой части палубы. Это место предназначено для расположения устройств, занимающихся выборкой сети.

Траулер

Рыболовные суда-траулеры считаются одними из наиболее распространенных типов кораблей. Для того чтобы увеличить количество пойманной рыбы за один заход, эти большие судна используют траловые сети — тралы. Также на этих судах происходит и первичная обработка всей пойманной добычи. В настоящее время все рыболовные суда, принадлежащие к этому типу, оснащаются холодильными установками и морозильными камерами, которые предназначены для хранения пойманной рыбы в то время, пока экипаж все еще находится в плавании. Тут стоит отметить, что существует несколько подклассов траулера. Главное отличие между этими видами заключается в способе, которым они ловят рыбу.

Бывает рыболовный траулер с боковым тралением, рыболовный траулер с кормовым тралением, большой рыболовный траулер, большой автономный траулер и т.д. Как видно из их названия, разница между большинством кораблей заключена в месте размещения трала, от чего изменяется и процесс ловли рыбы.

Стоит отметить, что вакансии на работу на рыболовные суда — это большая редкость. Несмотря на то что работа очень тяжелая, за нее платят хорошие деньги даже обычным матросам.

Ярусники

Следующим типом ловли рыбы стал ярусный лов. Использование этого метода подразумевает охоту за такой рыбой, как треска, тунец, палтус, сайда. Суть этого метода заключается в том, что в море спускается крючковая снасть с наживкой. Данная снасть крепится к длинному тросу, который и называют ярусом. По этой причине все корабли, использующие этот метод рыбной ловли, называют ярусниками.

В то время, пока судно следует к точке, где будет проводиться ловля рыбы, экипаж занимается насадкой наживки на крючки. Длина труса может составлять до 5 км. В таком случае имеется примерно 4500 крючков, на которые необходимо надеть наживку. Для того чтобы опустить снасть с крючками на самое дно, где и кормятся рыбы, используют якоря. Однако существуют и более продвинутые морские рыболовные суда типа ярусника. Модернизация заключается в том, что на борту корабля имеется автоматическая система насадки наживки на крючки. Скорость насадки достигает четырех крючков в секунду.

Статья в тему:  Где зарегистрированы суды рф

Сейнер

Сейнеры — это рыболовные суда, матросы которых ведут лов рыбы, используя такой метод, как кошельковый невод. Данный невод поднимается из воды при помощи грузового крана корабля. Используется этот метод очень активно для ловли такой рыбы, как сельдь. Наибольший улов можно получить весной, если промышлять ловлей рыбы в городе Sitka, расположенном на Аляске. По своей конструкции сейнер — это самое простое рыболовное судно с одной палубой, а также надстройкой, которая чуть смещена в сторону носа корабля. На корме судна располагается рабочее пространство, где происходит хранение и обработка невода, а также тут располагается поворотная площадка, из которой он выметывается при облове. Стоит также отметить, что сейнер обычно буксирует за собой небольшую моторную лодку. Для того чтобы обнаружить большую стаю сельди во время ловли, у этого судна имеется эхолокатор.

Плавучие базы

Чаще всего происходит так, что рыболовное судно выгружает свой улов на рыбоперерабатывающий корабль. Данная категория считается наиболее многочисленной, а функционирует она обычно вдали от берега. На борту таких судов обязательно имеется место для хранения, а также для переработки рыбы. Среди характеристик таких кораблей можно выделить то, что их максимальная грузоподъемность может достигать от 2 000 до 3 000 тонн. Кроме этого, такие объекты имеют на своем борту оборудование, которое вполне способно осуществлять все процессы по переработке рыбы, включая очистку, разделку, замораживание и т.д.

Численность экипажа, который обслуживает это судно и работает на нем, доходит до 90 человек. Фото рыболовных судов этого типа всегда найти проще остальных, так как размеры этой категории корабля намного больше остальных. Стоит отметить, что такие корабли довольно долго находятся в тех районах, где ведется промысел рыбы, а потому они чаще всего комплектуются плавучими базами. На таких базах расположены административные органы флота, места отдыха экипажа, госпитали и средства для связи с землей.

Гарпунные суда или драги

Использование гарпунных судов оправдано лишь в охоте на очень крупную дичь. Чаще всего этой дичью являются киты. Такие судна оборудованы большими гарпунами, к концам которых крепится канат, а наконечник обладает либо заостренными концами, либо поворотными лапами. Тут стоит отметить, что ловля кита чаще всего осуществляется не одним судном. Для этого используют целые китобойные флотилии, а хранение и переработка добычи осуществляются на плавучих базах.

Однако в настоящее время ловля кита запрещена практически всеми странами, кроме Японии, Исландии и Норвегии. Рыбная ловля — это очень прибыльный промысел, однако стоит подготовиться к тому, что большую часть года придется проводить в море.

Обзор морских судов

Морские суда

Морские суда классифицируются на:

  • Пассажирские суда — предназначены для перевозки пассажиров и легко узнаются по высоким надстройкам и длинным рядам бортовых иллюминаторов;
  • Грузовые — все остальные суда, не являющиеся пассажирскими;

В свою очередь пассажирские морские суда классифицируются на:

  • Океанскийлайнер — тип судна, которое идёт по заданному маршруту и доставляет пассажиров из одной части света в другую. Этот тип судов был очень популярен в прошлом веке в частности для пересечения Атлантики. Теперь океанские лайнеры переросли в современные круизные суда.
  • Круизныйлайнер — как правило, совершает международные рейсы и перевозит пассажиров из одной групповой туристической программы, то есть согласованно по расписанию с заходом в один или несколько портов. Современные круизные лайнеры совмещают в себе быстроходный океанский лайнер и роскошь туристического отеля.
  • Круизныйпаром — разновидность судна, совмещающая в себе функции круизного лайнер и парома.

Грузовые морские суда классифицируются на:

  • рыболовные или промысловые суда:
    • траулер кормового траления;
    • куттер;
    • логгер;
    • траулер бортового траления;
  • обсуживающие суда:
    • ледоколы (линейные, обеспечивающие морскую проводку и портовые, используемые в зимнее время для продления сроков плавания в замерзающих портах);
    • медико-санитарные (плавучие госпитали, медицинские суда);
    • плавучие гостиницы;
    • суда-выставки;
    • спасательные суда;
    • пожарные суда;
    • лоцманские суда;
    • плавучие маяки;
    • посыльно-разъездные суда;
  • служебно-вспомогательные суда:
    • буксиры;
    • перегрузочные суда (плавучие зерноперегружатели, нефтеперекачивающие и зачистные станции);
    • снабженческие суда (бункеровщики, раздатчики, суда-водолеи, суда для приёма загрязнённой воды и мусора);
    • плавучие пристани и дебаркадеры,
  • технический флот:
    • подъёмно-монтажные суда:
      • портостроительные;
      • плавучие краны;
      • плавучие доки;
      • плавучие мастерские;
    • промышленно-хозяйственные суда:
      • плавучие буровые вышки;
      • дноуглубительные суда (землечерпательные и землесосные драгеры);
      • грунтоотвозные баржи;
    • лесопромышленные (сплоточные и лесосплавные суда);
    • сельскохозяйственные (дождевальные, водоподъёмные);
    • энергоснабжающие (плавучие электростанции, компрессорные, трансформаторные);
    • суда связи (кабелеукладчики и кабелеремонтные суда);
    • маломерные суда для очистки акваторий — мусоросборщики;
  • специального назначения:
    • балкеры — это суда для перевозки различных навалочных грузов, обычно без грузовых устройств с большими крышками (саморазгружающие, PIBO, OBO);
    • универсальные суда — это двухпалубные твиндечные суда с грузовыми устройствами для генеральных грузов;
    • контейнеровозы — для перевозки контейнеров, имеют большую скорость, наиболее полно используется грузовместимость;
    • полупогружные суда — для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов;
    • ролкеры или суда типа Ро-Ро (Rolker «Ro-Ro» ship) — суда с горизонтальным способом погрузки, для перевозки автомобилей, контейнеров и генеральных грузов;
    • лихтеровозы — большие плавучие контейнера (в основном при речных перевозках);
    • рефрижераторные суда — для перевозки грузов, которые требуют специальных режимом. Способны поддерживать климатическо-температурные режимы;
    • танкеры — для перевозки наливных грузов, также к ним относятся газовозы;
Статья в тему:  Как будут работать суды с 15 по 19 июня

Подробнее обзор типов судов

Сухогрузы

Сухогрузные суда (сухогрузы) имеют просторные грузовые трюмы, занимающие основную часть корпуса, и обычно две палубы (малые суда — однопалубные, большие — двух- и трехпалубные). Каждый трюм имеет грузовой люк (иногда два), закрываемый металлическими закрытиями с механизированным приводом. В качестве грузовых средств применяют краны или стрелы грузоподъемностью до 10 тонн; для тяжеловесных грузов применяют грузовые стрелы грузоподъемностью от 30 до 200 тонн. На многих современных сухогрузных судах оборудуют один рефрижераторной трюм для перевозки скоропортящихся грузов и диптанк для перевозки жидких пищевых масел. Речные сухогрузные суда, независимо от их размера, обычно имеют только один грузовой трюм — для удобства погрузочно-разгрузочных работ. По сути сухогрузы включают довольно широкий перечень типов судов, и далее уже они разделяются на специализированные, в зависимости от груза:

  • рефрижераторные — предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (рыбы, мяса, фруктов). Их грузовые трюмы имеют надежную теплоизоляцию и холодильные установки, обеспечивающие охлаждение трюмов. В зависимости от рода перевозимого груза в трюмах поддерживается температура от +5 до -25° С. Некоторые рефрижераторы имеют мощные холодильные установки, обеспечивающие не только поддержание заданной температуры, но и быстрое замораживание груза. Такие суда еще называют производственно-транспортными рефрижераторами. Суда, предназначенные для перевозки фруктов (банановозы) имеют усиленную вентиляцию трюмов. Грузоподъемность рефрижераторных судов достигает 8000-12000 тонн. Скорость хода несколько выше, чем у сухогрузных судов общего назначения, так как скоропортящиеся грузы требуют быстрой доставки к месту назначения.
  • контейнерные суда или контейнеровозы — предназначены для перевозки грузов, заранее упакованных в специальные большегрузные контейнеры, вес которых с грузом составляет 10-20 тонн. Грузоподъемность контейнеровозов составляет от 8000 до 20000 тонн, скорость хода 30 узлов. Благодаря тому, что в грузовые трюмы укладывают не штучный груз различного размера и веса, а стандартные контейнеры, погрузочно-разгрузочные операции на контейнерных судах выполняются в 10 раз быстрее, чем на обычных сухогрузных судах. Контейнерные суда отличаются большим раскрытием палубы над грузовыми трюмами, что исключает такую трудоемкую операцию, как горизонтальное перемещение груза в трюме. В качестве грузовых средств на контейнерных судах (фидерные контейнеровозы) применяют обычно катучие козловые краны грузоподъемностью 20-25 тонн. На некоторых контейнерных судах, обслуживающих постоянную линию, грузовое устройство вообще отсутствует. В этих случаях грузовые операции выполняют терминальными средствами — портальными кранами.
    • Классификация контейнеровозов:
      • Ультра большой Контейнеровоз (ULCV) — более 15000 тонн;
      • Новые Panamax — от 10000 до 14500 тонн;
      • Пост-панамакс — от 5101 до 10000 тонн;
      • Панамакс — от 3101 до 5000 тонн;
      • Фидермакс — от 2001 до 3000 тонн;
      • Фидер — от 1001 до 2000 тонн;
      • Малый фидер — до 1000 тонн;
  • подвидом контейнеровозов являются лихтеровозы — суда для перевозки плавучих контейнеров-барж. Такие баржи грузоподъемностью 250-300 тонн выгружают с судна непосредственно на воду, после чего их отбуксировывают к причалу грузополучателя. В связи с тем, что контейнерные перевозки, особенно выгодные при смешанном сообщении (железная дорога — автомашина — судно), позволяют доставлять груз от отправителя к получателю с минимальными затратами при перегрузках с одного вида транспорта на другой и обеспечивать при этом хорошую сохранность груза. Контейнеровозы получили в последние годы широкое развитие и являются наиболее перспективным типом сухогрузного судна.
  • трейлерные суда — служат для перевозки грузов, находящихся в так называемых трейлерах автоприцепах (суда типа Ро-Ро или Rolker «Ro-Ro» ship). Груз, размещенный в колесных прицепах, можно погрузить (или выгрузить), вкатывая или выкатывая трейлеры на судно и обратно в течение очень короткого времени — за несколько часов вместо нескольких суток на обычном сухогрузе. Грузоподъемность трейлерных судов составляет от 1000 до 10000 тонн, скорость хода 20-26 узлов. Как и контейнерные, трейлерные суда в последнее время получают большое распространение. Некоторые новые суда этого типа приспосабливают для одновременной перевозки трейлеров (в трюмах) и контейнеров (на верхней палубе). Такие суда называют контрейлерными.
  • суда для перевозки навалочных грузов или балкеры — предназначены для перевозки руды, рудных концентратов, угля, минеральных удобрении, строительных материалов, зерна и т.п. Эти грузы составляют около 70% всех перевозимых морем сухих грузов, поэтому количество судов для перевозки навалочных грузов быстро растет и составляет уже более 20% от тоннажа всего мирового морского транспортного флота.,
  • лесовозы — предназначены для перевозки лесных грузов — круглого леса и пиломатериалов. От сухогрузных судов общего назначения лесовозы отличаются меньшей скоростью хода (13-15 узлов), наличием — независимо от размеров судна только одной палубы и усиленными ледовыми подкреплениями, позволяющими им заходить в порты Полярного бассейна, откуда, в основном, и вывозят лес. Усиленная верхняя палуба и люковые закрытия обеспечивают перевозку значительного количества груза (около трети) на открытой палубе. Лесовозы обычно даже в полном грузу принимают водяной 6алласт (около 10 процентов от грузоподъемности) для обеспечения остойчивости, поэтому они имеют балластные отсеки большой емкости. Существуют и безбалластные лесовозы, но при рейсе без леса они испытывают порывистую качку, что нежелательно. В последнее время лес начинают перевозить в пакетах. Такой способ перевозки позволяет более чем вдвое сократить стоянку под грузовыми операциями. Лесовозы-пакетовозы имеют большие по размерам люки и высокопроизводительные грузовые устройства (краны поворотные или катучие козловые, краны стрелы).,
  • суда для перевозки автомашин, скота.
Статья в тему:  Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил эксплуатации маломерных судов

Рыболовное судно

Надеюсь каждый из Вас, когда-либо пробовал рыбу или ел консервы, но кто-нибудь задумывался о том, каким трудом достигается выемка этого продукта из среды ее обитания. Я постараюсь подробно рассказать об этом.

К рыболовным судам относятся лодки, катера или суда с которых осуществляется промысел рыбы, китов, тюленей или других живых ресурсов в океане, море, озере или реке. Всех их можно разделить по цели использования на несколько типов: коммерческие — промысловые суда, любительские или браконьерские.

В настоящее время насчитывается около четырех миллионов рыболовных судов коммерческого использования.

На самом деле фактическое число рыболовецких судов определить невозможно. В древности рыболовы выходили на промысел на плотах или лодках, построенных из коры деревьев или выдолбленных из бруса хвойных деревьев. Закрепленный на мачте парус, дал возможность рыбакам уходить дальше в море и вести разнообразные промыслы. Прекрасными рыбаками древности считались викинги, которые создали для этого промысла специальное судно.

На протяжении длительного периода развития, рыбная ловля превратилась в отдельную отрасль, что привело к появлению нескольких типов рыболовных судов:траулеры, плавучие базы, дрифтеры, сейнеры, тунцеловы и прочие промысловые корабли. Коммерческие рыболовные суда стали оборудоваться первыми радионавигационными приборами для определения косяков рыбы.

В последнее время рыболовецкие суда, отвечая международным стандартам, становятся все более модернизированными. Рыбную промышленность относят к отрасли связанной с высоким риском. В связи с этим на Международном морском форуме в 1959 году под руководством ООН была подписана Конвенция, определяющая допустимые стандарты проектирования и строительства рыболовных судов, а также оговариваются условия эксплуатации экипажей кораблей.

Большинство коммерческих рыболовных судов являются небольшими кораблями, имеющие размеры до 30 метров, но некоторые суда имеют и размеры крейсера до 150 метров, как правило, это плавучие рыбоперерабатывающие заводы или траулеры. Рыболовные судакоммерческого значения можно классифицировать по способу рыбной ловли.

Статья в тему:  Николай ефименко когда суд центрального

Дрифтеры и лов жаберной сетью

Дрифтер (англ. «drift» — дрейф) — рыболовное судно, предназначенное для ловли рыбы находясь в дрейфе при помощи плоских сетей высотой от 3 до 15 метров и длиной до 5000 метров, свободно плавающих после их постановки. Особенностью архитектуры таких судов является низкий борт, и свободная палуба в носовой части для механизмов выбирающих сети. Дрифтеры имеют размерения малых или среднетоннажных промысловых судов.

Коммерческая рыбная ловля проверяет на прочность даже самых опытных капитанов. Многие матросы занимаются рыбной ловлей, чтобы заработать, но эти деньги достаются тяжким многочасовым трудом. Они работают по 20 часов в день, но в мире есть места, где можно заработать десятки тысяч долларов за небольшой срок.

Умелым капитанам сезонная рыбная ловля в городке Накнек приносит более 130000 долларов США чистой прибыли. Департамент рыболовства и охоты (Departament of fish and game) регулирует время ловли и объемы улова лосося. Это делается для того, чтобы сохранить тонкое равновесие экосистемы и не уничтожить всю рыбу.

Рыбалка в Накнек отличается агрессивностью, сосредоточенная на небольшом водоеме. За нарушение капитанам грозят крупные штрафы от 15000 долларов США или даже тюрьма.

Улов осуществляется дрифтерной (жаберной) сетью. Она похожа на волейбольную сеть, только движется вместе с подводными течениями прилива. Размер ячеек дрифтерной сети позволяет поймать за жабры рыбу определенного размера. Сеть с буем на конце выбрасывается с дрифтера в воду при помощи барабана, с которого она отматывается при помощи механического привода. Другой конец находится на корме рыболовецкого судна. Жаберная сеть находится в воде определенное время, по истечении которого она втягивается на судно.

Траулеры и траловый лов

Траулеры оборудованы траловыми лебедками, на барабанах которых укладывается до 4000 метров троса — ваера, что позволяет вести вылов рыбы на глубинах до 2 км. Трал поднимается на борт рыболовного судна через слип. Технологическое оборудование траулера состоит из комплекса машин и механизированных линий для разделки, мойки рыбы, иногда консервирования, а также для выработки рыбной муки и жира из отходов. Большинство современных траулеров оснащено рыбопоисковой аппаратурой и приборами контроля параметров трала, которые позволяют управлять его движением в воде и наведением на скопления рыбы.

Ярусники и лов ярусом

Ярусный лов это способ промышленного рыболовства объектов водного промысла (трески, тунца, палтуса, сайды), при котором используется крючковая снасть с наживкой, прикреплённая к длинному тросу — «ярусу». Рыболовные суда, использующие этот способ рыбной ловли получили название ярусники.

В штате Аляска в 120 км от побережья лежит континентальный шельф, в районе которого обитают самые большие популяции тихоокеанского палтуса и черной трески. За один пятидневный рейс команда рыболовного судна может заработать около 200000 долларов. За год рыболовецкие суда совершают около двенадцати рейсов к шельфу.

Статья в тему:  Скільки коштує розлучення через суд 2020

Пока рыболовецкое судно следует в точку, команда надевает наживку на 4500 крючков, прикрепленных к тросу длиной до 5 км, которые составляют большую снасть. Для исследования морского дна капитан использует эхолот и электронные карты. Для каждой рыбы существуют собственные особенности обитания. Палтус любит мелководье с каменистым дном, а треска предпочитает глубину и более мутную воду.

Снасти опускают на самое дно, где кормятся рыбы, при помощи якорей. Для развертывания яруса рыбаки сначала выбрасывают сигнальные буи, чтобы рыболовное судно могло его найти, когда вернется за уловом. Затем выбрасывается первый из двух якорей, благодаря которым снасти удерживаются на одном месте на морском дне. После этого рыбаки натягивают ярус, выбрасывая километры тросов с 5 см крючками за борт. Затем натягивается снасть, и выбрасывается второй якорь и еще сигнальные буи. Как правило, таким способом, выставляются еще две снасти.

На более модернизированных рыболовных судах используются усовершенствованные способы ловли рыбы. На этих ярусниках во время установки снастей используется автоматическая система насаживания на крючки наживки со скоростью четыре в секунду. Через специальное устройство пропускается ярус, а команда параллельно подает в желоб рыбу-наживку. В результате на выходе появляется трос с крючками и насаженной наживкой. После того как «рыбное» место найдено наступает автоматический процесс постановки ярусов. Километры снастей с наживкой выпускаются с кормы рыболовецкого судна.

Через определенный период времени рыболовные суда вытаскивают свой первый улов. Один конец яруса крепится к гидравлической системе шкивов. Дополнительно для нормального подъема снастей в кормой части имеется пульт управления судном. Первая поднятая рыба отправляется на поддон, где специальное устройство снимает рыбу с крючка и сбрасывает в контейнер со льдом. Механизм втягивает снасти и новые и новые рыбины падают в контейнер. Хороший улов зависит от количества заброшенных снастей. С появлением первой рыбы на борту рыболовное судно без оборудования для обработки рыбы обязано попасть в порт не позже 5 суток.

На рыболовецком судне с автоматическими снастями выловленная рыба сразу обрабатывается. Один оператор управляет лебедкой, второй — обрабатывает рыбу, выпотрошив внутренности. После чего ее промывают водой и сортируют по виду и размеру. Затем рыбу полностью замораживают на небольших поддонах через 7 часов после поимки. Когда морозильные камеры заполнены, команда современного рыболовного судна переходит к упаковке улова. Замерзшую рыбу кладут в емкость с водой разбавленную небольшим количеством хлора, где она покрывается коркой, что в свою очередь защищает ее от обморожения. Затем рыбу кладут в упаковки, откуда она снова отправляется в морозильную камеру, где температура составляет минус 15 градусов по Цельсию.

Сейнеры и кошельковый способ

Сейнер (от англ. «seine» — кошельковый невод) — это рыболовецкое судно, ведущее промысловый лов рыбы при помощи кошелькового невода, поднимаемого грузовой стрелой.Каждую весну несколько лучших рыболовов съезжаются в живописный город Sitka на Аляске. Цель у всех одна — наловить как можно больше сельди. Но ловля рыбы в этом районе обходится недешево — разрешение стоит около 300000 долларов. Это быстрая, дорогая и опасная рыбалка. Короткий период рыбной ловли решает порой целые судьбы. За 30 минут лова одно рыболовное судно может заработать около 200000 долларов.

Департамент рыбалки и охоты назначает определенные участки и отрезки времени, где можно выполнять улов сельди. Воздушная разведка дает представление о том, как будет распространяться сельдь в проливе. Ценность сельди определяется не тушей, а икрой и молокой. Чем более зрелая икра, тем выше качество продукта.

Сейнер это обычно однопалубное судно с надстройкой, смещенной к носовой части. На корме имеются рабочее пространство для хранения и обработки невода и поворотная площадка, откуда он выметывается при облове. Кроме того, сейнер буксирует за собой вспомогательную моторную лодку. По радиостанции департамент объявляет об открытии сезона и промысел начинается.

Статья в тему:  Когда решение суда вступает в законную силу в казахстане

Во время лова рыболовные суда находят большие стаи сельди при помощи эхолокатора. После обнаружения стаи вспомогательная моторная лодка с прикрепленным к ней концом невода удаляется от кормы рыболовецкого судна и окружает рыбу. Нижняя часть невода устроена так, что может стягиваться и превращаться в ловушку для рыбы. Пойманная рыба скапливается в сравнительно небольшой донной части невода. Затем судовая команда, воспользовавшись устройствами для выборки и укладки невода, сматывает и утрамбовывает его, поднимая рыбу на борт при помощи подъемного устройства — крана. Когда сеть затянута трепещущий улов насосом выкачивается на борт плавучей базы — судно с большей вместимостью.

Иногда один улов может достигать до 900 тонн. На таком улове одно рыболовное судноможет заработать свыше 1 миллиона долларов.

Плавучие рыбоперерабатывающие заводы, плавучие базы и транспортные суда

Улов выгружается на рыбоперерабатывающие суда — самый многочисленный рыболовецкий флот, работающий на больших расстояниях от берега, и имеющие на борту средства для хранения и переработки рыбы. На современном плавучем заводе выполняются все процессы переработки добытых морепродуктов, включая чистку, разделку, замораживание, брикетирование, расфасовку, упаковку, консервирование, извлечение рыбьего жира, изготовление пищевых продуктов. Полная грузоподъемность таких судов составляет от 2000 до 3000 тонн, численность экипажа доходит до 90 человек.

В условиях длительного пребывания в районах промысла, отдаленных от портов приписки рыбодобывающих судов, они и их команды обслуживаются специально предназначенными для этих целей плавучими базами. На таких плавбазах располагаются административные органы флота, средства связи с землей, госпитали и дома отдыха.

Перевозку в рыбной промышленности выполняют суда-рефрижераторы. Она включает доставку промысловой рыбы и пищевых продуктов в центры обработки или консервные заводы.

В порту рыбоперерабатывающие компании еще раз сортируют рыбу и взвешивают. После чего рыба с помощью конвейеров отправляется в цеха, где замораживается. Затем в таком виде рыба помещается в ящики средним весом 600 кг и направляется в рефрижераторные контейнеры. После чего грузовики компаний рыбной промышленности следуют в терминалы, откуда груз может быть доставлен к пунктам назначения по всему миру на больших кораблях — контейнеровозах.

Гарпунные или китобойные суда

Гарпунные суда используются для охоты на китов. Гарпун — это метательное орудие, к заднему концу штока которого прикреплен канат; наконечник гарпуна либо зазубрен, либо имеет поворотные лапы, благодаря чему и удерживается в теле кита или рыбы. Часто действуют не поодиночке, а в составе китобойных флотилий, при этом сами гарпунные суда небольшие, а добытые ими киты перерабатываются на борту плавучих баз. Сейчас китобойный промысел ЗАПРЕЩЕН законами большинства стран, только Норвегия, Исландия и Япония до сих пор ведут китобойный промысел.

Драги

Заборная часть драги представляет собой последовательность металлических скребков, за каждым из которых находится проволочный черпак для сбора сгребаемых с морского дна устриц и морских гребешков. Основным узлом заборной части гидравлической драги для сбора моллюсков являются салазки с ножом спереди и цепным черпаком сзади; водометные сопла, расположенные перед ножом, облегчают съем моллюсков.

Рыболовные промыслы могут быть прибыльной индустрией, но для тех, кто выбрал этот путь, должен уметь идти на жертвы, ведь рыбаков, впрочем, как и всех моряков объединяет тоска по дому и семье.

Советуем Вам также ознакомиться с ремонтом судов и земснарядами от компании Судовефрь.

Рыболовные суда: сейнер, траулер, ярусолов, дрифтер

Основная доля рыбы, попадающей на наш стол, добывается различными способами морского промысла. Для этого необходимы специализированные суда, спроектированные и оборудованные всем необходимым для вылова большого количества рыбы и немедленной переработки улова. Рассмотрим наиболее распространённые типы морских промысловых судов.

Сейнер

Своё название этот тип рыболовецкого судна получил от английского слова «невод»seine. Так называют суда, с которых осуществляют ловлю рыбы так называемым кошельковым неводом, или снюрреводом. Обычно это небольшое однопалубное судно (от 25 до 70 м в длину), ближе к носовой части которого располагается надстройка. На корме находится свободная сейнерная площадка, предназначенная для разгрузки невода и обработки улова, а также поворотная площадка, необходимая для вымётывания невода. Основное рабочее оборудование сейнера – устройства для выбирания и укладки невода (палубная лебёдка, подъёмный кран и др.), холодильники для хранения рыбы и рыбообрабатывающие машины.

Статья в тему:  Правда ли что на путина подали в суд

Wikimedia Commons / User:NancyHeise

Крупный сейнер может быть дополнительно оборудован активными рулями, поворотными колонками, устройствами для подруливания и т.д. Поиск рыбы выполняют при помощи эхолота и другого электронного оборудования, облегчающего обнаружение косяков сельди, сайры и других скоплений рыбы. Во время ловли используется вспомогательный мотобот, несущий один конец невода. Во время поисковых переходов он крепится на буксире или поднимается на рабочую палубу. Как правило, сейнеры используются для ловли рыбы в каком-либо определённом районе, относительно недалеко от порта приписки или от рыболовецкой базы.

Траулер

По своим габаритам траулер представляет собой достаточно крупное судно экспедиционного класса, не ограниченное определённым районом плавания. Надёжный корпус с высокими мореходными качествами, как правило, изготовлен из стали. В последнее время появились траулеры со стеклопластиковыми корпусами, обеспечивающими морякам выигрыш по весу и стоимости. Траулеры обладают высоким коэффициентом автономности, так как достаточно велики, чтобы нести на борту большие запасы топлива, воды и продовольствия. Это наиболее распространённый тип промысловых судов в мире.

Wikimedia Commons / Ronnie Robertson (CC BY-SA 2.0)

Основным отличием траулеров от других промысловых судов является оборудование для ловли рыбы траловой сетью, позволяющей работать эффективным методом траления. Кроме рыболовного, траулеры обязательно оборудуются разделочным оборудованием, холодильными и рефрижераторными камерами для заморозки и хранения улова.

В зависимости от размеров и назначения, траулеры подразделяются на несколько разновидностей в зависимости от размеров судна, способов траления (бокового или кормового), наличия определённых видов перерабатывающего оборудования. Размеры траулеров варьируют в очень широких пределах: от 30-50 до 120-160 метров в длину. Крупные суда представляют собой настоящие фабрики для переработки улова, выпускающие широкий спектр продукции, от обычных замороженных тушек до консервов и рыбной муки.

Ярусолов

Для добычи некоторых видов рыбы наиболее эффективным является так называемый ярусный лов при помощи яруса – длинного стального троса, усеянного многочисленными крючками, на которые надевается наживка. Длина яруса может достигать 5 км, а количество крючков на нём – 4 500 штук. Наживку на крючки надевают вручную либо с помощью специальной установки.

Wikimedia Commons / GeSHaFish (CC BY-SA 3.0)

Трос разматывают, опуская в воду в месте крупного скопления рыбы, и тунец, треска или палтус хватают наживку, заглатывая с ней крючок, как при ловле обычной удочкой. Через некоторое время ярус поднимают, пойманную рыбу снимают с крючков и перерабатывают, после чего отправляют на заморозку. Современные ярусники оснащены автоматическим оборудованием, позволяющим очень быстро подготавливать снасти к лову и разделывать пойманную рыбу.

Дрифтер

Малое или среднетоннажное судно, предназначенное для лова рыбы длинной сетью, свободно плавающей в море и образующей в воде своеобразную стену, называют дрифтером. В России дрифтерный промысел запрещён с 2016 года, так как этот способ ловли наносит огромный ущерб морским экосистемам. В раскинутую с дрифтера сеть попадают все морские обитатели, оказавшиеся перед «стеной смерти». Многие из них не представляют промысловой ценности, поэтому рыбаки во время обработки улова выбрасывают их за борт.

Wikimedia Commons / Chris Allen (CC BY-SA 2.0)

К сожалению, большинство рыб к этому времени успевает погибнуть без воды. По оценкам экологов, из-за дрифтерного лова ежегодно гибнет около 60 000 тонн рыбы. Кроме того, в сети, помимо рыбы, часто попадают и гибнут в ней водоплавающие птицы и млекопитающие. В настоящее время дрифтеры используются преимущественно государствами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Источники:

http://www.korabel.ru/news/comments/obzor_po_rybopromyslovym_sudam_2.html

http://fb.ru/article/351178/suda-ryibolovnyie-tipyi

Обзор морских судов

http://www.s-verf.ru/information/rybolovnoe-sudno/

http://global-ocean.ru/tekhnika/rybolovnye-suda-sejner-trauler-yarusolov-drifter/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector