Шемякин суд сколько страниц
Литература. 8 класс (1 часть)
Шемякин суд
О «ПОВЕСТИ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ»
В XVII веке широкое распространение получила демократическая литература — литература, которая создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений такой литературы были простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто это неудачники, бедняки, но демократическая литература полна сострадания к этим обыкновенным героям и их судьбам. Авторы видели и понимали, что причина несчастий «маленьких людей» не в них самих, не в дурных свойствах их натуры (злобе, жадности, зависти, лени и т. д.), а в общем устройстве жизни — несправедливости суда, например равнодушии и жестокости власти богатых. Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде».
«Повесть. » осуждает не только корыстолюбивых судей, но и всё судопроизводство в целом, и прежде всего нелепые законы, которые можно трактовать как угодно или обойти. Приговоры, которые выносит судья, кажутся нам невероятными, комическими. Но люди XVII века узнавали в этих приговорах судебную практику своего времени.
Сходство с жизнью усиливает критический смысл «Повести. » — законы нелепы, а хитрые, продажные судьи творят беззаконие, соблюдая видимость законности.
Несмотря на комические ситуации, «Повесть о Шемякином суде» оставляет грустное впечатление. За исключением судьи, все герои этой «Повести. » либо были, либо стали несчастными. Бедный крестьянин избавляется от своих бед, и мы ему сочувствуем. Но нам понятно и негодование брата крестьянина, которому сначала вернули лошадь без хвоста, а потом и вообще её забрали, и горе попа, у которого бедняк нечаянно задавил сына, и печаль горожанина, у которого из-за бедняка умер отец. И горожанин, и поп, и даже богатый брат не виноваты в том, что произошло. И если вдуматься, то оправдательный приговор Ше- мяки издевательски несправедлив по отношению к ним. В «Повести. » все по-своему несчастны, а на справедливость нет надежды. В суде если и оправдают одного, то засудят другого. Те, кто должен осуществлять закон, думают прежде всего о деньгах и посулах, а не о правде и справедливости.
К таким печальным мыслям о судьбе человека, о правде и кривде в этой жизни, о справедливости и законности приводит нас «Повесть о Шемякином суде». «Повесть. » пользовалась широкой популярностью в XVII и XVIII веках. Выражение «Шемякин суд» стало поговоркой, обозначающей несправедливый, неправедный суд.
Шемякин суд
В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:
— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.
в город к Шемяке-судье.
Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам платить.
И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.
И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.
Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:
Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:
— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.
— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.
И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:
— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как он убил отца твоего.
После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:
— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.
Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.
Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.
Тут убогий начал и третьему истцу говорить:
— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.
«Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.
Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:
— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.
Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:
— Чего ты камень показываешь?
— То я и судье показывал.
— Для чего же ты камень показывал?
— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.
И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:
— Слава Богу, что я за него судил, если бы я не за него судил, он бы меня убил.
Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь.
Размышляем о прочитанном
1. Кто герои «Повести о Шемякиной суде»? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?
4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола [18] ) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.
5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
Вспомните, какие произведения из древнерусской литературы изучали до восьмого класса и какие из них вам хотелось бы перечитать? «Шемякин суд» — небольшое произведение, но необычайно значительное.
1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает сочувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками пользуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?
2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского исполнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мнению, могло бы прозвучать иначе? Попробуйте в выразительном чтении передать ваше личное восприятие текста.
3. Что означают слова и словосочетания: почитание, отмолить, сподобил Бог, сила ратная? Как они прозвучали при чтении?
— торжественные или иронические — звучат в чтении Анатолия Вологдина в описании суда, концовки произведения?
5. Подготовьте выразительное чтение повести по ролям.
Примечания
[18] Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении.
Шемякин суд
Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе.
Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?
— Пойду к брату, попрошу коня.
Неласково принял его богатый брат.
— Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.
Привел бедняк коня домой и вспомнил:
— Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего — не даст брат.
Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал.
На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня.
Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост.
Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:
— Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю!
И подал на бедняка в суд.
Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд.
Идут они, идут. Бедняк думает:
Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня .
Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю.
Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.
Купец ухватил бедняка:
И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.
Совсем бедняк пригорюнился:
Теперь уж наверняка засудят .
Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху:
Семь бед — один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью .
Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.
А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:
— Суди, судья, да поглядывай сюда.
Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: Уж не золото ли мужик показывает?
Еще раз взглянул — посул большой.
Коли и серебро, денег много .
И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет.
— За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.
На том суд и кончился.
Богатый брат говорит:
— Ну ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.
— Что ты, братец, — бедняк отвечает. — Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.
Стал богатый брат уговаривать:
— Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.
— Ну ладно, давай деньги.
Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили.
Тут и купец стал просить:
— Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.
— Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.
— Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам, — просит купец.
Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:
— Ну, давай посуленное.
Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.
— Вот чего тебе показывал да приговаривал: Суди, судья, да поглядывай сюда . Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.
Вот и хорошо, — думает судья, — что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть .
А бедняк веселый, с песенками, домой пришел.
Повесть: Шемякин суд
В некоем месте жили два брата Земледельцы, один богат. другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришел однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:
— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошел убогий от богатого, ваял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привез ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мели бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.
Убогий привел к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брага убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил ее, и, не взяв лошади, пошел бить на него челом в город к Шемяке-судье.
Убогий, видя, что его брат пошел бить на него челом, пошел за братом своим, ведая, что если он сам не пойдет, то за ним из города пришлют и придется за проезд приставам платить.
И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришел к тому же попу и, придя, лег у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идет он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал о братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.
И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шел за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вез под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти? Сын схватил его и привел к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил и шапку и летал перед судьею. Принес богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.
Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:
Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завернутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:
— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бори, покамест у нее не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь сбою возьмешь.
Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завернутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:
Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживет он тебе с нею ребенка. Тогда возьми у него попадью и ребенка.
И начался третий суд. Убогий опять показал судье завернутый в плит камень, Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:
— Взойди на мост, а убивший отца твоего станет под мостом, и ты бросься с моста на него и убей его так же, как и убил отца твоего.
После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:
— По судейскому приказу, как у нее хвост вырастет, так п отдам тебе твою лошадь.
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Шемякин суд
- Свинья и волк
- Хорошо, да худо-4
Русская народная сказка «Шемякин суд»
Русская народная сказка о Шемякином суде – это пример так называемой народной сатиры. Краткое содержание ее таково: в центре сюжета бедный мужик, который на первый взгляд кажется простаком и недотепой. По мере развития событий сказки ему постоянно не везет. Началось все с отсутствия дров. Пошел бедняк к богатому брату лошадь просить, чтобы дрова из леса привезти. Выпросил с большим трудом, уж очень богач не хотел ее давать и, как оказалось, не зря. Про сбрую-то бедный брат забыл, поэтому решил воз с дровами привязать к лошадиному хвосту. Да в результате этот хвост оторвал. Богатый брат из-за этого пошел с ним судиться. Испугался бедняк, что его засудят, да и свалился по дороге с моста. И ладно бы просто упал, так еще и угодил в купеческие сани, в которых купец вез больного отца. Мужик того старика насмерть и зашиб. Тут уж и купец решил с ним судиться. Что бедняку делать — двое богачей уж точно засудят. Но мужик решил просто так не сдаваться: подобрал камень потяжелее, завернул в тряпицу и понес с собой – в случае чего судье пригрозить убийством. Терять-то уже нечего.
Начался суд. Как до ответчика очередь доходила – он сразу судье камень показывал. Жадный до золота судья решил, что мужик ему предлагает взятку, а в тряпицу завернут огромный слиток. Поэтому служитель закона вынес весьма неожиданное решение, выгодное скорее бедняку, чем богачу и купцу. Услышав такой приговор, истцы сами испугались и решили откупиться от бедного мужика деньгами. А тот и рад такому обороту дела – деньги конечно же взял. В результате курьезный приговор так и не был приведен в исполнение.
Судья же попытался получить заслуженную взятку от мужика. Тогда бедняк развернул тряпку и показал булыжник, которым был готов в случае чего судью убить. О чем незамедлительно ему поведал. Трусливый судья обрадовался, что избежал столь незавидной участи. Что же такого алчный крючкотворец присудил делать с бедняком богачу и купцу читайте в тексте сказки. Вот так неожиданно и забавно восстановилась сказочная справедливость. Незадачливый бедняк никому не желала зла, не причинял вреда намеренно. Однако ему грозила суровая расправа. Но судья неожиданно перехитрил самого себя, чем помог бедному брату не только выйти сухим из воды несмотря ни на что, но и поправить свои денежные дела.
Все персонажи этой сказки для детей и их действия показаны в преувеличенно смешном виде. Построение сюжета очень напоминает анекдот. Высмеивается здесь тотальное невезение всех героев и жадность богатого брата, и алчность судьи. Но сказка не просто сатирическая, она из серии «небывальщина». В ней происходят совершенно нереальные вещи, невозможные в обыденности. Книга про Шемякин суд четко отражает мечту простого русского народа о несокрушимой справедливости: когда побеждает, казалось бы, слабый герой и нечестный судебный приговор оказывается в его пользу. Здесь на смех поднимается то, что в обыденности пугает простого человека: суд и судьи. Текст написан удобным крупным шрифтом. Желаем приятного прочтения!
Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе. Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?
— Пойду к брату, попрошу коня.
Неласково принял его богатый брат.
— Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.
Привел бедняк коня домой и вспомнил:
— Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего — не даст брат.
Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал.
На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня. Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост. Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:
— Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю!
И подал на бедняка в суд.
Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд. Идут они, идут. Бедняк думает: «Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня ».
Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю. Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.
Купец ухватил бедняка:
И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.
Совсем бедняк пригорюнился: «Теперь уж наверняка засудят». Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху: «Семь бед — один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью».
Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.
А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:
— Суди, судья, да поглядывай сюда.
Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: «Уж не золото ли мужик показывает?»
Еще раз взглянул — посул большой. «Коли и серебро, денег много».
И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет.
— За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.
На том суд и кончился.
Богатый брат говорит:
— Ну ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.
— Что ты, братец, — бедняк отвечает. — Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.
Стал богатый брат уговаривать:
— Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.
— Ну ладно, давай деньги.
Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили.
Тут и купец стал просить:
— Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.
— Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.
— Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам, — просит купец.
Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:
— Ну, давай посуленное.
Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.
— Вот чего тебе показывал да приговаривал: «Суди, судья, да поглядывай сюда». Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.
«Вот и хорошо, — думает судья, — что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть».
А бедняк веселый, с песенками, домой пришел.
Шемякин суд в РФ.
Шемякин суд в РФ: есть ли спасенье от него?
По Интернету разбежалась весть про наш очередной Шемякин суд.
Как поведал ТАСС, в Бурятии завели уголовное дело против инспектора Байкальского заповедника Сергея Красикова, который задержал с поличным пятерых высокопоставленных браконьеров и пострадал от наезда их автомобиля. Ему вменяется превышение полномочий с применением насилия – лишение свободы от 3 до 10 лет.
В октябре 2020 года в заповеднике пятеро злодеев охотились на косуль путем лучения – когда животное ослепляют ярким светом фар и затем отстреливают. В их машине нашли пару туш и оружие. Но даже ТАСС не посмел назвать их имена и должности, лишь сообщив, что «за этими браконьерами из Улан-Удэ стоят важные покровители». Эти шишки трижды меняли показания: то в них стреляли, то прикладом их по головам били, – только в итоге они оказались целы и невредимы, а пострадал серьезно один Красиков – перелом руки и сотрясение мозга:
«Я произвел предупредительный выстрел в сторону от браконьеров из ружья, которое держал в повреждённой руке, и сразу после этого здоровой левой отвёл в сторону ствол нарушителя и резко потянул его на себя. Он не устоял на каменистом склоне, упал мне под ноги. Я навалился сверху и отобрал его карабин».
Почти два месяца инспектор провел на больничной койке, но в возбуждении уголовного дела в связи с травмами ему было отказано. Героя, едва не погибшего на боевом посту, решили сделать козлом отпущения – раз помешал дикой забаве тех, кому можно все, чего нельзя.
И все же Красикову несказанно повезло: благодаря неравнодушному корреспонденту ТАСС его история попала на широкие просторы Интернета, наделав шуму там. И запуганные местной знатью Шемяки следователи и судьи скорей всего забоятся ославиться «до самой Москвы» и отпустят героя на все четыре стороны. Тем более за него вступился депутат Госдумы от КПРФ Сергей Шаргунов, большой любитель таких аполитичных «малых дед», зарабатывающий на них славу народного заступника. В том году он спас парня с Кубани, которого хотели засадить за якобы незаконную расчистку школьной дорожки от сухих стволов деревьев и завалов веток.
Конечно, депутату, наживающему свой капитал на помощи несчастным, а не на воспевании правящего политического трупа – честь и хвала. Но как быть десяткам тысяч бедолаг, так и не сумевшим вынести их злоключения на всеобщее обозрение? Ведь законных инструментов борьбы с полицейским и судейским произволом в путинской России нет. Судья свободно карает глухонемого «за выкрикивание лозунгов» – и это только забавит всех, включая пресс-секретаря президента Пескова.
И тут остается лишь повторить затасканную фразу: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» Интернет, соцсети – только и остается эта отдушина, еще не забранная властью у народа, обобранного и презираемого ей, как больше ни в одной стране Европы – да и Азии. Какая-то рудиментарная боязнь огласки еще сидит под кожей властных паразитов, прекрасно чующих, чем мясо съели. И когда публичный звон достигает набатной силы, они хоть как-то реагируют, все же побаиваясь возможной в будущем расплаты за творимое сейчас.
Пример – история лихой кубанской судьи Елены Хахалевой, прославившейся в 2017 году приглашением на свадьбу дочери самых дорогущих звезд нашей эстрады: Меладзе, Баскова, Кобзона и других. Об этом раструбили соцсети, но сперва судья успешно отбрехалась: мол никого-то не звала, тем более за неподъемные для ее оклада деньги; все эти певцы оказались в ее городе случайно и просто зашли на огонек. А она де не посмела их прогнать и разрешил спеть им по пере песенок.
Эта брехня устроила проверку – но не граждан, продолживших выкладывать доказательства, что лживая судья живет не по средствам, выигрывая дорогие авто «по трамвайному билету». В итоге через год ее сняли с председателя коллегии, а в 2019 году отстранили от ведения дел. И лишь в 2020-м отчислили из судей «из-за дисциплинарного проступка». А не попади она в центр народного внимания – спокойно по сей день гребла б с судимых и закатывала за решетку порядочных людей за мзду подлюк.
Но чуя эту свою слабину перед публичным полем, власть так и тянется прихлопнуть у нас Интернет, заменив его подконтрольным Чебурнетом. Путин, приписывая Интернету авторство всех наших бед, уже открыто подводит под это оправдательную базу.
Так что и эта полупризрачная защита от властного произвола непременно будет в скором времени прихлопнута – если народ не очнется наконец от 30-летней спячки и не выступит сам в свою защиту. Как это например регулярно делают «желтые жилеты во Франции», где потому и зарплаты с пенсиями в разы выше наших.
Надеяться, что добрый Шаргунов поспеет во все адреса сразу, дабы уладить его депутатским мандатом конфликты в отношениях народа с властью – детская наивность. Да и не все далеко ему по зубам: чуть выше крыши дозволенного куснул – и прощай хлебное место в Думе. Так что как ни крути – а выходить на улицы против злых захребетников придется. Иначе – неминуемый бараний рог.
Источники:
http://niv.ru/doc/uchebnik/literatura-8-klass-1/shemyakin-sud.htm
http://nukadeti.ru/skazki/shemyakin_sud
http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_8_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_1/14.html
http://russkaja-skazka.ru/shemyakin-sud/
http://proza.ru/2021/03/15/1625