0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько палат в конституционном суде рб

Конституционный Суд об индивидуальной конституционной жалобе

Накануне 25-летия Конституции было принято Послание Конституционного Суда о состоянии законности в нашей стране.

В нем подведены итоги работы Конституционного Суда за 2018 год. В частности, Конституционный Суд проверил на конституционность 40 законов, принятых Парламентом . Конституционный Суд также отметил, что в 2018 году исполнено 10 его решений и реализовано 9 правовых позиций .

При этом отмечено, что действия госорганов и должностных лиц должны быть направлены на полное и своевременное исполнение решений Конституционного Суда, должны способствовать эффективности законодательного регулирования, повышению доверия граждан к институтам государственной власти .

В послании, в частности, указано, что в прошедшем году с предложениями о проверке конституционности вступивших в силу НПА высшие госорганы в Конституционный Суд не обращались. По мнению суда, такая ситуация свидетельствует:

о качественной подготовке проектов НПА;

— высокой степени взаимодействия различных ветвей власти на стадиях подготовки и принятия НПА;

— реальном проявлении конституционного правосознания и правовой культуры .

Конституционный суд подчеркнул, что во всех уполномоченных госорганах налажен особый учет обращений граждан по вопросам конституционности НПА, а также проводится их изучение и рассмотрение для определения необходимости направления соответствующих предложений .

Статья в тему:  Гражданский суд что решает

Также была приведена статистика, согласно которой за период 2014 – 2018 гг. уполномоченные государственные органы, наделенные правом внесения в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности НПА, получили 376 инициативных обращений. Из них 362 обращения от граждан и 14 обращений от организаций, в их числе 78 обращений – в 2018 году. При этом лишь однажды в 2014 году на основании инициативного обращения гражданина Палата представителей внесла предложение о проверке отдельных положений УПК . В 2018 году уполномоченные госорганы предложений в Конституционный Суд не направляли.

При этом некоторые граждане полагают, что установленный в 2014 году порядок обращения с предложениями о проверке конституционности НПА не напрямую в Конституционный Суд, а опосредованно через уполномоченные госорганы работает не в полной мере .

На основании анализа этой ситуации Конституционный Суд внес предложение о введении индивидуальной конституционной жалобы. Иными словами, речь идет о праве граждан обращаться напрямую в Конституционный Суд с жалобой на нарушение прав и свобод вследствие применения НПА .

Конституционный Суд также констатировал, что судами общей юрисдикции практически не реализуются некоторые положения Конституции. В этом контексте были упомянуты те из них, согласно которым суды общей юрисдикции вправе ставить вопрос о признании НПА неконституционными. Такое право предоставлено в случаях, если при рассмотрении конкретного дела суд общей юрисдикции придет к выводу о несоответствии НПА Конституции. В этой ситуации он должен принимать решение согласно Конституции .

Соответствующих предложений от Верховного Суда и иных судов общей юрисдикции по указанной проблематике в 2018 году и предыдущие годы в Конституционный Суд также не поступало .

В связи с этим было предложено в дальнейшем совершенствовать порядок обращения судов общей юрисдикции в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности НПА, подлежащих применению судами в конкретных делах .

Статья в тему:  Отп факторинг подал в суд что делать

Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 г. N ВС-13/7 «О Конституционном Суде Республики Башкортостан» (с изменениями и дополнениями)

Закон Республики Башкортостан
от 27 октября 1992 г. N ВС-13/7
«О Конституционном Суде Республики Башкортостан»

С изменениями и дополнениями от:

14 января 1997 г., 23 июня 2000 г., 6 марта 2001 г., 8 декабря 2003 г., 23 декабря 2004 г., 7 ноября 2006 г., 21 апреля 2008 г., 13 июля 2009 г., 14 июля 2010 г., 29 апреля 2014 г.

Введен в действие

от 27 октября 1992 г.

Председатель
Верховного Совета
Республики Башкортостан

27 октября 1992 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон определяет правовой статус Конституционного Суда РБ как органа судебной власти, самостоятельно и независимо осуществляющего правосудие посредством конституционного судопроизводства. Закрепляются полномочия Конституционного Суда РБ, его структура и порядок организации деятельности, а также правила производства в Конституционном Суде РБ. Особое внимание уделено статусу судьи Конституционного Суда РБ. Регламентируется порядок назначения на должность судьи, порядок приостановления и прекращения его полномочий. В качестве организационных форм конституционного судопроизводства предусматриваются заседания Конституционного Суда.

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде РБ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Башкортостан нормативный правовой акт органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления; обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Республики Башкортостан или иных конституционно-правовых вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан федеральным законом и законом Республики Башкортостан.

Статья в тему:  Коли фотографія не може бути доказом в суді

Также определен порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде Республики Башкортостан, место постоянного пребывания Конституционного Суда РБ — город Уфа.

Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 г. N ВС-13/7 «О Конституционном Суде Республики Башкортостан»

Настоящий Закон вводится в действие со дня опубликования

Текст Закона опубликован в «Ведомостях Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан», N 1, январь 1993 г., ст. 1

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 г. N 81-з

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Подпункт «а» пункта 1, пункты 3, 5, 6, 8, 15, подпункт «б» пункта 17, пункт 18 статьи 1 названного Закона вступают в силу по истечении переходного периода, установленного статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 406-ФЗ

Закон Республики Башкортостан от 14 июля 2010 г. N 290-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 13 июля 2009 г. N 147-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона, за исключением части 3 статьи 21, которая вступает в силу с 1 января 2010 г.

Закон Республики Башкортостан от 21 апреля 2008 г. N 1-з

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона

Закон Республики Башкортостан от 7 ноября 2006 г. N 371-з

Закон Республики Башкортостан от 23 декабря 2004 г. N 139-з

Закон Республики Башкортостан от 8 декабря 2003 г. N 50-з

Закон Республики Башкортостан от 6 марта 2001 г. N 187-з

Закон Республики Башкортостан от 23 июня 2000 г. N 74-з

Статья в тему:  Кто является работодателем для судьи районного суда

Закон Республики Башкортостан от 14 января 1997 г. N 72-з

Конституционный суд Республики Беларусь

Конституционный суд Республики Беларусь был образован в конце апреля 1994 г. и действует на основании Конституции (ст.116) и Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.

Согласно ст.116 Конституции Республики Беларусь, Конституционный суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правоприменительной практике.

Конституционный суд Республики Беларусь состоит из 12 судей – специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Конституционный суд формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики (верхней палатой парламента), а именно: шесть судей назначаются Президентом и шесть – избираются Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Срок полномочий членов суда – 11 лет. Предельный возраст – 70 лет. Минимальный возраст для занятия указанной должности в законодательстве Беларуси не установлен (в Российской Федерации, Украине, Германии – 40 лет, в Венгрии – 45 лет).

Компетенция Конституционного суда определена в ст.116 Конституции и ст.5 Закона «О Конституционном суде Республики Беларусь». В частности, Конституционный суд рассматривает дела и дает заключения:

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам. Декретам и указам;

Статья в тему:  Можно ли заключить мировое соглашение после вынесения решения суда

4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

Конституционный суд рассматривает дела по предложениям уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц: Президента Республики Беларусь; палаты представителей, Совета Республики, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда и Совета Министров.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный суд по предложению Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Основного закона страны.

Заключение Конституционного суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава суда. При разделении голосов поровну решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решения Конституционного суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат (ст.38 Закона).

Несмотря на то, что Конституционный суд выносит меньше решений, чем иные (общие и хозяйственные) суды, но принимаемые им заключения затрагивают интересы тысяч людей, часто имеют судьбоносное значение для страны и ее правовой системы. Поэтому решения Конституционного суда должны быть юридически аргументированными, объективными и политически нейтральными.

Представление о количестве решений, вынесенных Конституционным судом Республики Беларусь в последние годы, дает следующая таблица (см. таблицу №1).

Год
Число решений

Кроме вынесения решений о конституционности правовых актов, Конституционный суд Республики Беларусь использует и другие средства обеспечения конституционной законности. Так, он вправе вносить предложения об изменении и дополнении законодательных актов в адрес Президента, Парламента, Правительства, высших судов, министерств и ведомств. Важное значение имеют ежегодные послания Конституционного суда Президенту и Парламенту о состоянии конституционной законности в стране.

В отличие от аналогичных судов России, Германии, Австрии, Польши и некоторых других стран Конституционный суд Республики Беларусь не вправе принимать к своему производству жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие конституционные права и свободы, а также не вправе давать официальное толковании Конституции.

Статья в тему:  Минский городской суд какие дела рассматривает

Обращения с инициативами о внесении в Конституционный Суд предложений о проверке конституционности нормативного правового акта

К Палате представителей с инициативой о внесении в Конституционный Суд предложения о проверке конституционности примененного нормативного правового акта (далее — инициативное обращение) вправе обратиться гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, организация, полагающие, что права, свободы и законные интересы граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, права и законные интересы организаций нарушаются применением нормативного правового акта в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции (далее — заявитель).

Инициативные обращения рассматриваются в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «О конституционном судопроизводстве», законодательными актами, закрепляющими правовой статус Палаты представителей, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Внесение инициативных обращений возможно, если со дня вступления в силу соответствующего решения государственного органа или постановления суда общей юрисдикции в отношении заявителя прошло не более одного года.

Инициативное обращение должно содержать следующие сведения:

наименование уполномоченного органа, в который вносится инициативное обращение;

фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства (места пребывания);

полное наименование организации и ее место нахождения, фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) руководителя организации или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать инициативные обращения;

вид и название нормативного правового акта, о проверке конституционности которого предлагается направить предложение в Конституционный Суд, дату его принятия (издания);

правовое обоснование позиции заявителя;

перечень прилагаемых к инициативному обращению документов и иных материалов, имеющих значение для рассмотрения инициативного обращения;

личную подпись гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, руководителя организации или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать инициативные обращения, обратившихся с инициативными обращениями в письменной форме.

Статья в тему:  Фильм где ребенок подал в суд на родителей

К инициативному обращению в обязательном порядке должна быть приложена копия решения государственного органа или копия постановления суда общей юрисдикции, в которых применен нормативный правовой акт, конституционность которого вызывает сомнение.

В случае, если в интересах гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, выступает его представитель, к инициативному обращению должна быть приложена доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев законного представительства. К инициативному обращению, подаваемому представителем организации, должна быть приложена доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя.

К инициативному обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается привлечь к участию в деле в случае возбуждения производства в Конституционном Суде.

Инициативные обращения в письменной форме направляются по адресу: 220010 г. Минск, ул. Советская, дом 11.

Конституционный суд Белоруссии

Конституционный суд Белоруссии

Конституционный суд Республики Беларусь существует с 1994 г. Состоит из 12 судей со сроком полномочий в 11 лет; половину (в том числе председателя — с согласия Совета Республики) назначает президент, половину избирает Совет Республики (статья 116 Конституции). Председатель суда — П. П. Миклашевич.

Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд Президент, Палата представителей или Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров (статья 6 закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Содержание

Полномочия

Полномочия суда включают:

  • дачу заключений о соответствии различных актов вышестоящим нормативным актам.
  • дачу заключений о фактах систематического или грубого нарушения Палатой представителей или Советом Республики Конституции (статья 5 закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).
  • обязательный предварительный контроль конституционности всех законов (декрет президента от 26 июня 2008 г. №14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»)
Статья в тему:  Когда уставной фонд муп считается сформированным решения судов

История

Во время конституционного кризиса 1996 года суд счёл, что результаты референдума об изменении конституции не будут обязательными, затем признал неконституционным указ президента о снятии председателя ЦИК, [1] После референдума председатель КС В. Тихиня подал в отставку, мотивируя её невозможностью принимать присягу на новой Конституции и несогласием с политикой руководства страны. [2]

В 1997 году президент освободил от должности судью М. Пастухова, ссылаясь на истечение срока его полномочий в связи со вступлением в силу новой конституции. Суды отказались принимать к рассмотрению жалобу Пастухова. В 2003 году Комитет по правам человека ООН усмотрел в данном деле нарушение статьи 25 МПГПП в сочетании со статьями 14 и 2. [3]

Примечания

  1. [1]
  2. [2]
  3. [3]

Внешние ссылки

Австрия • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия¹ • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция¹ • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика

Источники:

Конституционный Суд об индивидуальной конституционной жалобе

http://base.garant.ru/17750143/

http://studopedia.ru/7_185752_konstitutsionniy-sud-respubliki-belarus.html

http://house.gov.by/ru/obrashchenie_v_konst_sud-ru/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1382497

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector