0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько раз галилей подвергался суду инквизиции

Дело Галилея: гениальный ученый, ставший еретиком

  • В 1633 году состоялся процесс инквизиции над Галилео Галилеем, итальянским ученым, одним из основателей точногоестествознания.
  • Галилей был подвергнут суду за то, что активно защищал гелиоцентрическую систему мира.
  • В ноябре 1979 года папа римский Иоанн-Павел II официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку, силой вынудив отречься ученого от теории Коперника.

Галилей родился в 1564 году в итальянском городе Пиза. В 18 лет он последовал совету отца и стал изучать медицину в Пизанском университете. Именно здесь Галилей заинтересовался физикой и математикой. Однако из-за финансовых проблем начинающему ученому пришлось оставить университет, что не помешало ему самостоятельно исследовать механику.

В 1586 году он написал свою первую научную работу «Маленькие гидростатические весы».

В 1589 году Галилей вернулся в Пизанский университет в качестве преподавателя математики. К этому времени относятся знаменитые опыты Галилея, которые он ставил, бросая различные тела с Пизанской башни, чтобы проверить, падают ли они в соответствии с учением Аристотеля — тяжелые быстрее, чем легкие.

Позднее Галилей перешёл в Падуанский университет, где преподавал геометрию, механику и астрономию. Это время когда Галилей начал совершать научные открытия. Он заложил основы современной механики, выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника; первым исследовал прочность балок.

Основа мировоззрения Галилея — признание объективного существования мира, то есть его существования вне и независимо от человеческого сознания. Мир бесконечен, считал он, материя вечна. Во всех процессах, происходящих в природе, ничто не уничтожается и не порождается — происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из абсолютно неделимых атомов, её движение — единственное, универсальное механическое перемещение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Всё в природе подчинено строгой механической причинности. Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании причин явлений. Он считал, что познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Галилей считал наблюдение, основой науки — опыт.

С 1606 года Галилей серьезно занялся астрономией и создал телескоп с увеличением в 32 раза. В ночь на 7 января 1610 года он направил телескоп на небо. Когда ученые подробно рассмотрел лунную поверхность, то пришел к мысли о том, что она похожа на Землю, а это противоречило религиозным догмам и учению Аристотеля об особом положении Земли среди небесных тел.

Галилей открыл четыре спутника Юпитера, что также не соответствовало учению Аристотеля. Он выяснил, что Солнце вращается вокруг своей оси. Галилей сделал вывод, что вращение вокруг оси свойственно всем небесным телам и о том, что гелиоцентрическая система мира, предложенная Коперником, является единственно верной.

В марте 1610 года Галилей выпустил в свет научную работу под названием «Звездный вестник», которая принесла ему славу во всей Европе. Более того, тосканский герцог Козимо II Медичи сделал Галилею предложение занять должность придворного математика, которое ученый с удовольствием принял. Покровительство герцога позволило Галилею пропагандировать учение Коперника.

Статья в тему:  Как дополнить исковые требования в суде

Процесс

В 1613 году стало известно письмо Галилея к аббату Кастелли, в котором он защищал взгляды Коперника. Письмо послужило поводом для прямого доноса на Галилея в инквизицию.

В 1616 году одиннадцать известных богословов рассмотрели учение Коперника и пришли к выводу о его ложности. Галилея вызвали в Рим и потребовали прекратить пропаганду своих взглядов, чему он вынужден был подчиниться.

Ему удалось защититься от обвинений в ереси, однако 5 марта 1616 был опубликован декрет Священной Конгрегации по вопросам веры, в котором учение Коперника объявлялось еретическим, а его сочинение «О вращении небесных сфер» внесли в «Индекс запрещенных книг».

Имя Галилея не упоминалось, но Священная Конгрегация поручила ведущему римскому теологу кардиналу Беллармину «увещевать» Галилея и внушить ему необходимость отказаться от взгляда на теорию Коперника как на реальную модель, а не как на удобную математическую абстракцию. Галилей вынужден был подчиниться, он больше не мог заниматься научной деятельности, поскольку в рамках аристотелевских традиций он эту работу не мыслил.

В 1632 году вышла в свет книга «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Книга написана в форме диалога между двумя сторонниками Коперника и одним приверженцем Аристотеля и Птолемея.

Несмотря на то, что издание книги было разрешено папой Урбаном VIII, другом Галилея, через несколько месяцев продажу книги запретили, а Галилея вызвали в Рим на суд, куда он прибыл в феврале 1633 года.

Следствие тянулось с 21 апреля по 21 июня 1633 года. 22 июня почти на том же самом месте, где Джордано Бруно выслушал смертный приговор Галилею, стоя на коленях, пришлось произнести предложенный ему текст отречения.

В последние годы жизни ему пришлось работать в тяжелейших условиях. На своей вилле Арчертри во Флоренциии он находился под домашним арестом и постоянным надзором инквизиции. Ему не разрешалось посещать город, то есть Рим. В 1634 году умерла любимая дочь Галилея, ухаживавшая за ним.

Галилей пишет «Беседы и математические доказательства…», где излагает основы динамики. В мае 1636 года учёный ведёт переговоры об издании своего труда в Голландии, а затем тайно переправляет туда рукопись. Вскоре он теряет зрение. «Беседы…» выходят в свет в Нелей-де в июле 1638 года, а в Арчертри книга попадает почти через год — в июне 1639 года.

Галилео Галилей умер 8 января 1642 года, его похоронили в Арчертри, без почестей и надгробия. В 1737 году была исполнена последняя воля Галилея — его прах был перенесён в монашеский придел собора Санта Кроче во Флоренции, где 17 марта он был торжественно погребён рядом с Микеланджело.

Реабилитация

В 1981 году папа Иоанн Павел II учредил специальную комиссию из богословов, историков и ученых, задачей которой было установить, не были ли допущены ошибки в следствии над Галилеем. Спустя несколько лет комиссия во главе с президентом папского Совета по культуре кардиналом Полем Пупаром предоставила результаты своей работы.

31 октября 1992 года сам понтифик официально признал, что в суде над астрономом инквизицией были допущены ошибки, реабилитировал Галилея, публично принес извинения ученому и вернул ему «право быть законным сыном церкви». Выяснилось, что в течении девяти лет, до самой кончины, Галилей направлял послания римскому папе, опровергая приписываемое ему безбожие.

Статья в тему:  Каков порядок исследования судом видеозаписей

Неожиданная версия

Найденное не так давно в ватиканских архивах письмо доказывает, что папа римский Урбан VIII настаивал на скором разрешении дела Галилео Галилея и волновался за состояние здоровья ученого. Письмо обнаружил в архивах «Святой инквизиции» (сегодня Конгрегация вероучения) профессор Фрайбургского университета (Германия) Франческо Беретта.

Документ, датированный 22 апреля 1633 года, представляет собой послание комиссара инквизиции Винченцо Макулано да Фиренцуолы кардиналу Франческо Барберини. Автор письма передает кардиналу Барберини озабоченность папы Урбана VIII здоровьем обвиненного в ереси астронома и просит поскорее завершить следствие по делу Галилея.

По словам секретаря Конгрегации вероучения архиепископ Анджело Амато, вышедшая в 1610 году книга Галилея «Звездный вестник»» была встречена с восторгом не только астрономом Иоганном Кеплером, но и автором григорианского календаря иезуитом Клавиусом. На страницах этой книги Галилей изложил гелиоцентрическую картину устройства мира.

По словам архиепископа Амато, оппоненты Галилея в полемике с ним стали ссылаться на Писание, что вынудило инквизицию вмешаться в спор. Прелат призвал отказаться от окружающей имя Галилея легенды, согласно которой «он был помещен в карцер и подвергался пыткам». «Живя в помещении инквизиции около 20 дней, он получил в свое распоряжение комнату адвоката, одного из самых высоких должностных лиц инквизиции; ему прислуживал его собственный слуга», — подчеркнул архиепископ. Затем Галилей жил на вилле Медичи — резиденции флорентийского посла в Риме. По окончании суда Галилей был помещен под домашний арест и продолжил свою научную работу.

Великий ученый Галилео Галилей (документальный фильм)

За что Галилей предстал перед инквизицей?

В 1633 году в Риме состоялся процесс, после которого Галилео Галилей остаток жизни провел под строжайшим надзором. Его публичное оправдание прозвучало только почти 360 лет спустя. Вся жизнь великого ученого сегодня кажется историей борьбы за право поставить Солнце в центр мироздания.

Гелиоцентрическая система

Активные занятия астрономией, результаты которых насторожили церковь, Галилей начал в 1610-х годах, после того как сконструировал собственный телескоп. Много времени он посвящал изучению звездного неба, и в частности наблюдал фазы Венеры. В результате Галилей пришел к выводу, что это явление отвечает гелиоцентрической, а не общепринятой геоцентрической модели Вселенной.

Эти астрономические наблюдения, а вернее умозаключения, к которым пришел ученый, вызвали недовольство со стороны теологов. Галилею советовали ограничиться описанием Луны и спутников Юпитера, а не делать выводы о строении мира. Встревоженный ученый решает ехать в Рим за более серьезной поддержкой.

В столице Галилей знакомится с кардиналом Маффео Барберини, который очень высоко оценивал открытия и заслуги ученого. Позже Барберини окажется ключевой фигурой в процессе над «еретиком».

Галилей вернулся во Флоренцию, считая, что поездка прошла удачно. Но уже тогда инквизиция начала изучать его астрономические труды, пока только уточняя, насколько верны сделанные выводы.

Коперник под запретом

В начале 1616 года его вызвали к инквизитору — кардиналу Беллармино — для обсуждения системы Коперника и ее ложности. Тогда инквизиция ограничилась предписанием: Галилею было запрещено описывать или обсуждать учение польского астронома. Труд Коперника «Об обращении небесных сфер» был включен в Индекс запрещенных книг «до исправления». Правда, ересью эта работа объявлена не была.

В 1623 году очередным папой римским стал уже упоминавшийся кардинал Барберини — он принял имя Урбана VIII. Человек прекрасно образованный и просвещенный, он дал надежду на то, что теперь инквизиция перестанет быть столь строгой. Но для Галилея это оказалась всего лишь надежда.

Статья в тему:  Можно ли взыскать долг без суда

Недовольство нарастает

Поводом к началу очередного процесса инквизиции против Галилея стала публикация книги ученого «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Фактически она была напечатана в обход цензуры — ссылаясь на различные обстоятельства, Галилей не представил на проверку полный текст. А цензоры, не особенно вникая, допустили труд к печати по фрагментам.

На фоне обострившихся политических проблем папе римскому надо было укрепить свою репутацию «охранника католической веры», и «Диалоги» дали повод начать показательный процесс.

В 1632 году для рассмотрения книги Галилея была образована специальная комиссия, которую курировал Франческо Барберини, кардинал, племянник Урбана VIII. Он благоволил Галилею и понимал, что обвинение ученого в ереси повлечет серьезное наказание.

В итоге комиссия все же пришла к выводу о виновности Галилея. Галилей в «Диалогах» рассматривал гелиоцентрическую систему не как гипотезу, а как истину. Этого церковь простить не могла. В октябре 1632 года Галилей получил предписание прибыль в Рим, где инквизиция готовила суд.

И все-таки она вертится?

Есть мнение, что инквизиция обошлась с Галилеем довольно жестоко. На самом деле в период допросов и ожидания приговора ученый жил в посольстве Тосканы, мог гулять, вести переписку, даже еду для него готовили повара посольства. Пытки к нему, скорее всего, не применялись: инквизиция не пытала пожилых и больных заключенных.

Среди судей, которые занимались делом Галилея, были те, которые ему явно симпатизировали. Но, несмотря на все попытки смягчить приговор, ученого признали сильно подозреваемым в ереси, в чем он и покаялся публично.

22 июня 1633 года прошло отречение. Оставшиеся годы (Галилей умер в 1642 году) ученый был под домашним арестом. Он не мог посещать большие города, принимать посетителей, инквизиция строго контролировала его.

А ставшая крылатой фраза «И все-таки она вертится», скорее всего, принадлежит все-таки не Галилею. Впервые она упоминается в хрестоматии Джузеппе Баретти, опубликованной в 1757 году.

Реабилитация Галилея — покаяние Рима

26 лет назад Папа Римский публично покаялся в осуждении инквизицией Галилео Галилея и вернул ему статус верного сына Католической церкви. Действительно ли Церковь всегда враждовала с наукой, и так ли уж несовместимы вера и знание, как утверждается сейчас? Во что превратилась «мрачная» инквизиция? И какую роль сыграл в этом процесс над Галилеем?

31 октября 1992 года Папа Римский Иоанн-Павел II в официальном заявлении сообщил всему миру, что решение инквизиции по делу Галилео Галилея в 1633 году было ошибкой. Выступление понтифика было не спонтанным — ему предшествовала многолетняя подготовительная работа специальной комиссии, образованной сразу после избрания его Папой в 1979 году. Правда, сей орган работал всего до 1981 года, а сенсационная реабилитация была озвучена спустя еще 11 лет.

Хотя, по большому счету, особо расследовать в старом инквизиционном деле было нечего. Да, теория гелиоцентризма, исходящая из того, что в центре Вселенной находится не Земля, а Солнце, была высказана в трудах Николая Коперника, запрещена Римом в 1616 году и поддержана Галилеем — за что ученый и подвергся осуждению духовным трибуналом. Но эта же теория была официально разрешена Св. Престолом на рубеже XVIII-XIX веков.

Судя по всему, в задержке с папским вердиктом в конце века XX-го главную роль сыграла борьба Ватикана с мировым коммунизмом. Ведь Иоанн-Павел II, бывший глава польских католиков, ненавидел этот строй всеми фибрами души и даже объявил против него «крестовый поход» — разумеется, в духовном смысле.

Статья в тему:  Я работаю в суде сколько серий

Между тем, дело Галилея было одним из важнейших аргументов в атеистической критике Церкви, и не только в Советском Союзе. Так что, признай Папа ошибку с осуждением великого ученого несколькими годами раньше — и мощная пропагандисткая машина Компартии во всем «советском блоке» на полную катушку раскрутила бы это признание как неопровержимое доказательство «религиозного мракобесия и вражды к науке дремучих церковников». А когда Союз канул в Лету — тогда покаяние Рима в содеянном 360 лет назад прошло без особого ажиотажа. Оно лишь подняло акции Св. Престола в глазах общественности в плане либерализации своих порядков и способности меняться в современных условиях.

На самом деле, конечно, вокруг процесса над знаменитым ученым сложено немало мифов. Защитники церкви, в том числе и из православной среды, как например, известный миссионер и богослов, архидиакон Андрей Кураев, упирают на отдельные малоизвестные моменты этого суда с целью обелить тогдашний католицизм.

Например, они обращают внимание на то, что Галилей большую часть процесса провел не в зловонной мрачной темнице инквизиции, а на комфортабельных виллах своих высокопоставленных друзей и учеников, не исключая и самого тогдашнего Папу Урбана VIII. Что инквизиция по прямому указанию понтифика «подменила» обвинение в сочувствии ученого атомизму, который после Тридентского собора середины XVI века стал считаться смертельно опасной ересью из-за несовместимости с католическим учением о Причастии, на куда менее опасную по последствиям ересь гелиоцентризма. Благодаря этому подсудимый отправился не на костер — а, опять же, на виллу под домашний арест. Да и осудили его не за ересь, а всего лишь за подозрение в ней, правда, при этом потребовав отречения от крамольных взглядов.

Нам сегодня надо учитывать, что неприятие Церковью новой астрономической системы основывалось не на каком-то догматическом ретроградстве, а на заботе о душевной благополучии своей паствы. Ведь XVI-XVII века — это закат гуманизма с его титаническими дерзаниями, стремлением к красоте, превозношением человека как венца творения, призванного достичь божественного достоинства в силу сотворения по образу Божьему уже на Земле. Вместо этого пришел накал обычной религиозности, пессимизма, страха. Именно в этот период наблюдались самые кровопролитные религиозные войны — так, во время только одной из них, Тридцатилетней, в Германии погибло от боевых действий, голода, болезней 80 процентов ее населения. А еще во много раз выросло число сожжений ведьм и колдунов — причем осуждали их на смерть не инквизиторы, а обычные городские судьи. И протестанты мало чем отличались в своей жестокости от католиков.

В такой обстановке официальное признание гелиоцентрической системы могло отрицательно сказаться на общем, и так пессимистическом мировоззрении многих верующих. Если раньше они хотя бы слышали, что живут в центре мироздания, которое создано Богом исключительно для людей — то в новой системе Земля представала всего лишь маленькой песчинкой в огромной Вселенной, а человек низводился со статуса венца творения до обычной «букашки».

Однако все эти обстоятельства ничуть не отменяют главный факт — суд над Галилеем явился грубым вмешательством в свободу человеческой мысли (кстати, дарованной самим Богом!) и научные споры. Собственно, если бы инквизиция как институт оставалась в своих формальных рамках — ничего страшного бы не произошло. Ведь ее трибуналы лишь выясняли, насколько то или иное учение и разделявшие его люди могут считаться соответствующими католическому вероучению. К сожалению, отрицательный ответ на этот вопрос неизбежно приводил к смертному приговору еретику — уже со стороны светского суда. Что, впрочем, делалось с ведома и даже по повелению Церкви.

Статья в тему:  Получила решение суда о разводе как получить свидетельство куда обращаться

Вообще, само по себе христианство, вопреки атеистическим мифам, не проявляет какое-то доктринальное неприятие к знанию. Хотя и ставит выше него любовь: «Знание надмевает — а любовь созидает». Но, например, авторитетный христианский апологет II-III веков Климент Александрийский писал: «Для Сына Божия ничего нет непостижимого. Следовательно, ничего нет и такого, чего нельзя было бы познать. Можем ли мы представить себе, что Тот, Кто из любви к человечеству претерпел столько страданий, хотя бы один пункт исключил из области, подлежащей человеческому разумению?».

Если внимательно посмотреть на устройство Византии, бросаются в глаза ее колоссальные достижения в экономике, сельском хозяйстве, промышленности, медицине, военном деле. Достаточно сказать, что секрет «греческого огня», средневекового напалма, главного оружия византийского флота, полностью не раскрыт до сих пор.

Тоже самое в отношении к науке можно сказать о и Римской церкви. Величественные дворцы и здания, мощеные улицы, шедевры искусства не укладываются в мифы о «невежественном средневековье». Как и настоящие «исследовательские институты» и университеты, находившиеся под патронатом Ватикана, в которых работали лучшие ученые того времени. Ну, а то, что отдельные научные споры решались с помощью обвинений в ереси — так и в Советском Союзе кибернетику и генетику тоже травили, как «продажных девок империализма». Что, тем не менее, не означает отсутствия в СССР науки, которая и помогла запустить первый искусственный спутник Земли, и отправить человека в космос.

Просто коренным отличием православной и католической модели было отношение к власти. В первом случае — признание властей духовных и светских, пусть даже обычно первые рано или поздно оказывались под гнетом вторых, что получило название «цезарепапизма». В его рамках монархи действовали при решении религиозных споров более рационально, опираясь прежде всего, на нужды государства. Потому-то в Византии, при том, что ее часто сотрясали ереси, костры с еретиками практически не пылали.

А вот в католическом мире Папы изначально претендовали и на светскую власть — это именуется термином «папоцезаризм». Отсюда и необходимость действовать светскими же методами управления, часто весьма далекими от установлений христианской любви.

Конечно, нынешний католицизм усилиями жаждущих полной власти европейских монархов и политиков уже в конце XIX века был лишен государственных функций. Поэтому у Рима ныне нет нужды вмешиваться не то, что в споры астрономов XVII века — но и в противостояние любых других научных теорий. А инквизиция, переименованная в Конгрегацию Вероучения, теперь занимается тем, для чего этот институт и был основан изначально — контролем чистоты веры.

Собственно, порой складывается впечатление, что гнет вины за преступления предшественников часто толкает Конгрегацию на сверхлиберальные действия, слабо совместимые даже с элементарной логикой. Например, в том же 1992 году Папа извинился не только за Галилея — но еще и за анафему, наложенную в XVI веке на основателя протестантизма Мартина Лютера. Хотя даже неискушенный в тонкостях веры хоть католик, хоть православный скажут, что отрицание икон, святых мощей, молитв за умерших абсолютно несовместимо с верой их Церквей. Что, собственно, и констатирует анафема — церковное отлучение.

Что ж, как говорили древние, «все течет — все изменяется». И, как бы там ни было, но признание своих ошибок, другими словами — грехов, что и есть покаяние — очень положительное явление не только для отдельных верующих, но и для Церкви в целом.

Статья в тему:  На чем основано плавание судов в

Сколько раз галилей подвергался суду инквизиции

12 апреля 1633 года состоялся первый допрос Галилео Галилея
в суде Святой инквизиции в Риме.
Галилей провел в заключении 18 дней: с 12 по 30 апреля.
Процесс закончился отречением и публичным покаянием Галилея
22 июня 1633 года в церкви Maria Sopra Minerv.

Жизнь до процесса

Галилео Галилей родился в Пизе в 1564 году в знатной, но обедневшей семье. Отец его, Винченцо Галилей был известным музыкантом и композитором. Галилео сначала учился в монастырской школе, потом в университете Пизы. Здесь он изучал медицину, но увлекся математикой и очень быстро добился впечатляющих успехов. 22-х лет Галилей написал свою первую работу — «Маленькие весы», посвященную определению центров тяжести фигур. В 1589 году он получил кафедру математики в Пизе, а в 1592-м — в Падуе.

Карьера Галилея развивалась стремительно. Он занимался многими областями математики, механики и астрономии, и совершил такое количество открытий, что даже перечислить их трудно. Альберт Эйнштейн назвал Галилея отцом современной науки, и в этом нет преувеличения. Галилей не просто проводил блистательные исследования, он закладывал те основы, которые определяют науку и по сей день. Галилей первым отчетливо осознал важность эксперимента и доказал эффективность научного опыта; первым направил на небо 32-кратную зрительную трубу и увидел пятна на Солнце, горы на Луне, спутники Юпитера, фазы Венеры и столько необычайного, что родилась современная наблюдательная астрономия; он первым пришел к пониманию бесконечности, как основы математического анализа, и хотя не нашел нужного вычислительного аппарата, за ним последовали его ученик Кавальери, а потом Ньютон и Лейбниц.

В 1610 году после выхода «Звездного вестника», в котором Галилей рассказал о своих астрономических открытиях, к нему пришла европейская слава. Он назвал открытые им спутники Юпитера «медичийскими звездами» в честь правящей династии герцогов Тосканы. Они не остались в долгу. Герцог Козимо II Медичи предложил Галилею место советника при тосканском дворе. В обязанности Галилея входило участие в обучении детей герцога, и практически все свое время ученый смог посвятить научным исследованиям, не заботясь о хлебе насущном. Он стал обеспеченным, уважаемым первыми лицами государства человеком, с казалось бы безоблачным будущим.

Одной из своих важнейших задач Галилей считал пропаганду и доказательство системы Коперника. До 1616 года никакого особенного риска в отстаивании гелиоцентрической системы не было. Книга Коперника, в которой предполагалось, что в центре Вселенной покоится Солнце, а Земля вращается вокруг него на третьем небе, вышла в 1543 году. Ее автором был каноник, издал ее почтенный теолог, посвящена книга Папе Павлу III.

Пьетро да Кортона. Папа Урбан VIII. 1627 год

Более того, католическая церковь неоднократно прямо высказывала свое положительное отношение к гелиоцентрической системе. Галилей любил цитировать кардинала Барония, говорившего, что Библия учит тому, как взойти на небо, а не тому, как устроено небо. А Папа Урбан VIII — друг Галилея, один из самых просвещенных людей своего времени, говорил, что у католической церкви много догматов, но догмата о том, что Земля находится в центре Вселенной — нет.

И тем не менее в 1616 году книга Коперника была внесена Индекс запрещенных книг, правда только во вторую его часть, куда заносили книги, которые издавать можно, но только после внесения необходимых поправок. Кардинал Бартемини официально предупредил Галилея, что если он продолжит отстаивать учение Коперника, у него могут быть неприятности. Кардинал писал, что и система Коперника, и система Птолемея могут рассматриваться как допустимые математические модели, а вот претендовать на понимание того, как все устроено на самом деле, ученому не следует. Внушение было достаточно строгим, и Галилей согласился.

Статья в тему:  Что делает канцелярия в суде

В 1623 году Папой под именем Урбана VIII становится друг Галилея кардинал Маттео Барберини. Галилей готовит и с разрешения цензуры издает в 1632 году книгу «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». В книге подробно излагаются обе точки зрения. То, что автор является сторонником Коперника, можно при желании подчеркнуть, но можно и не обращать на это специальное внимание.

Но 69-летний Галилей получает предписание явиться в Рим для расследования его дела в Святой инквизиции.

Процесс начался допросом 12 апреля. Всего допросов было четыре. 18 дней Галилей был в заключении. Он содержался в довольно комфортных условиях, и к нему допускалась прислуга. То, что к старому знаменитому ученому, которому сочувствовали многие высшие католические иерархи, применялись пытки или даже угроза пыткой, кажется практически невероятным. Тем более что в этом и не было необходимости — Галилей сразу согласился считать «ложным мнение, полагающее Солнце в центре Вселенной и неподвижным».

30 апреля Галилей был освобожден. Он жил в тосканском посольстве, ожидая вынесения приговора. В приговоре сказано: «Объявляем тебя, Галилей, за все вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего Св. судилища в ереси, как одержимого ложною и противною священному и божественному писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной. Также признаем тебя ослушником церковной власти, запретившей тебе излагать, защищать и выдавать за вероятное учение, признанное ложным и противным Св. писанию».

22 июня 1633 года Галилей произнес слова отречения от гелиоцентрической системы: «от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь».

То что Галилей гордо бросил своим судья: «А все-таки она вертится», является позднейшей легендой.

«Диалог» был запрещен. Галилея приговорили в течении трех лет раз в неделю прочитывать семь покаянных псалмов. До конца своих дней он считался узником инквизиции. Галилей жил в своем имении Арчетри, близ Флоренции. Астрономией он больше не занимался, но написал книгу «Беседы и математические доказательства», которая стала настольной книгой математиков XVII и XVIII столетий. Книга вышла 1638 году в Голландии. В 1637 году Галилей ослеп. Он умер 8 января 1642 года.

За что судили Галилея

Несмотря на то, что традиционно причины суда над Галилеем представляются крайне просто: церковники-мракобесы расправились с прогрессивно мыслящим ученым, — остается много вопросов. В частности, эти «мракобесы» были люди широко образованные и сочувствующие науке, и к Галилею многие из них относились с глубокой симпатией, а «прогрессивно мыслящий ученый», несомненно, был верующим католиком, и всегда это подчеркивал.

У Галилея был покровитель — его ученик, герцог Тосканы Фердинанд II, который никогда не оставлял своего учителя заботой и опекой. Сурово осудить Галилея для Рима значило испортить отношения с могущественным соседом.

Не вполне понятно, кому и зачем понадобился этот процесс над знаменитым, престарелым ученым.

Статья в тему:  Почему конституционный суд отменил

Согласно, одной из версий на Галилея обиделся его друг — папа Урбан VIII, увидевший себя в образе простака — Симпличио, который в «Диалоге» отстаивает точку зрения Птолемея и очевидно проигрывает. И Папа решил Галилея наказать.

Другие исследователи пришли к выводу, что в суде инквизиции Галилея не наказывали, а спасали. Согласно этой версии, проступок Галилея состоял не в утверждении гелиоцентризма, а в «евхаристической ереси». В инквизицию поступило обвинение Галилея в атомизме. А вот оно-то грозило ученому трагическими последствиями.

Никаких надежных подтверждений, что существовало такое обвинение, нет. Впрочем, если дело действительно обстояло так, сами судьи должны были позаботиться, чтобы не осталось никаких документов, а желательно и свидетелей — ведь инквизиторы шли на прямой подлог.

Ересь атомизма заключается в следующем: во время причастия (евхаристии) тело Христово содержится в любой доле хлеба и кровь Его в любой капле вина. Но если мы придерживаемся атомистической теории, хлеб делится только до определенного конечного предела — до атома, а должен делиться бесконечно, поскольку «любая доля» может быть сколь угодно малой, то есть атомизм противоречит догмату о Таинстве причастия. Именно этот догмат оказался в центре полемики между католиками и протестантами, необыкновенно острой в период Реформации.

Если бы Галилея действительно обвинили в «евхаристической ереси», спасти его от костра вряд ли смогли бы даже могущественные друзья. Поэтому, согласно этой версии, Галилея обвинили в несравнимо более мягком преступлении — в приверженности гелиоцентрической системе, и тем самым спасли.

Эта парадоксальная версия столь же сомнительна, как и версия, связанная с обидой Папы. Атомизм Галилея имеет довольно специфический характер: его атомы или неделимые «неконечны», и больше всего похожи на бесконечно-малые величины современного математического анализа: они не являются ни конечными величинами, ни «нулями», из бесконечного количества таких атомов состоят и прямая линия, и хлеб, и вино, а потому материя бесконечно делима и никакой «евхаристической ереси» в галилеевском атомизме нет. Галилей в своих рассуждениях следует за кардиналом Николаем Кузанским, который одним из первых задумался о природе актуальной бесконечности. Это можно было спокойно объяснить и в суде инквизиции.

Каковы бы ни были причины процесса над Галилеем, последствия этого суда были печальны. Наука и католическая церковь оказались в жестком противостоянии. Научная мысль на юге Европы постепенно замерла, и центры развития науки переместились в протестантские страны, где идеи Галилея были подхвачены и развиты.

В 1979 году по инициативе Папы Иоанна Павла II была создана комиссия по реабилитации Галилея, и 31 октября 1992 года Папа официально признал, что инквизиция в 1633 году совершила ошибку.

Галилео Галилей VS инквизиция

«И всё-таки она вертится»… Эта фраза – один из мифов в истории науки. Галилей не произносил её, но жил так, что сомнений в правдивости этого мифа не возникает.

В 1633 году в Риме состоялся процесс, после которого Галилео Галилей остаток жизни провёл под строжайшим надзором. Его публичное оправдание прозвучало только почти 360 лет спустя: Иоанн Павел II признал, что католическая церковь заблуждалась. Веком ранее был окончательно снял запрет с его сочинений. А вся жизнь великого учёного сегодня кажется историей борьбы за право поставить Солнце в центр мироздания.

Гелиоцентрическая система: всё больше аргументов за

Активные занятия астрономией, результаты которых насторожили церковь, Галилей начал в 1610-х годах, после того как сконструировал собственный телескоп. В это время он получил во Флоренции придворную должность и освободился от необходимости читать лекции в университете — преподавать он не любил. Много времени он посвящал изучению звёздного неба, и в частности наблюдал фазы Венеры. В результате Галилей пришёл к выводу, что это явление отвечает гелиоцентрической, а не общепринятой геоцентрической модели Вселенной.

Статья в тему:  Як подати в суд за наклеп

Эти астрономические наблюдения, а вернее умозаключения, к которым пришёл учёный, вызвали недовольство со стороны теологов. Инквизиция и ранее присматривалась к Галилею: в 1604 году на него поступал донос за занятия астрологией и чтение запрещённых книг, но делу ход не дали. Теперь же Галилею советовали ограничиться описанием Луны и спутников Юпитера, а не делать выводы о строении мира. Встревоженный учёный решает ехать в Рим за более серьёзной поддержкой.

В столице Галилей знакомится с кардиналом Маффео Барберини, который очень высоко оценивал открытия и заслуги учёного. Позже Барберини окажется ключевой фигурой в процессе над «еретиком». В письме другу Галилей писал: «Я здесь пользуюсь благорасположением многих здешних преосвященных господ кардиналов, прелатов и различных вельмож, которые пожелали ознакомиться с моими наблюдениями и остались вполне удовлетворенными».

Галилей вернулся во Флоренцию, считая, что поездка прошла удачно. Но уже тогда инквизиция начала изучать его астрономические труды, пока только уточняя, насколько верны сделанные выводы.

Система Коперника под запретом

В 1613 году Галилей написал математику Кастелли, с которым поддерживал дружеские отношения, письмо, в котором сформулировал свой подход к исследованиям и истолкованию результатов наблюдений: «В Писании содержатся многие предложения, которые, взятые в буквальном смысле слова, кажутся ложными, но они выражены таким образом для того, чтобы приспособиться к невосприимчивости простонародья. Поэтому учёные истолкователи должны разъяснять истинный смысл этих слов . Таким образом, если Писание, как мы выяснили, во многих местах не только допускает, но и с необходимостью требует истолкования, то мне представляется, что в научных спорах оно должно привлекаться в последнюю очередь».

Этот текст обрёл большую известность: письмо разошлось во множестве копий. В 1615 году оно дошло до римской инквизиции. В сопроводительной записке говорилось уже не просто о Галилее, но о «галилеистах», и хотя Галилей избегал переводить научный спор в теологическую плоскость, ему пришлось это сделать. События стали развиваться по неблагоприятному для учёного сценарию.

В начале 1616 года его вызвали к инквизитору — кардиналу Беллармино — для обсуждения системы Коперника и её ложности. Тогда инквизиция ограничилась предписанием: Галилею было запрещено описывать или обсуждать учение польского астронома. Труд Коперника «Об обращении небесных сфер» был включён в Индекс запрещённых книг «до исправления». Правда, ересью эта работа объявлена не была.

В 1623 году очередным Папой Римским стал уже упоминавшийся кардинал Барберини — он принял имя Урбана VIII. Человек прекрасно образованный и просвещённый, он дал надежду на то, что теперь инквизиция перестанет быть столь строгой. Но для Галилея это оказалась всего лишь надежда.

Папа Римский Урбан VIII: недовольство нарастает

Поводом к началу очередного процесса инквизиции против Галилея стала публикация книги учёного «Диалог о двух главнейших системах мира — птолемеевой и коперниковой». Фактически она была напечатана в обход цензуры — ссылаясь на различные обстоятельства, Галилей не представил на проверку полный текст. А цензоры, не особенно вникая, допустили труд к печати по фрагментам.

«Диалог» был составлен как беседа трёх учёных — приверженца теории Коперника Сальвиати, Сагредо, который придерживался нейтралитета, и Симпличио — сторонника теории Аристотеля и Птолемея. Претензий к книге могло быть сразу несколько. Во-первых, Галилей не мог обсуждать гелиоцентрическую систему мира. Во-вторых, по мнению современников, Урбан VIII узнал себя в Симпличио и счёл такое отношение личным оскорблением. В-третьих, на фоне обострившихся политических проблем Папе Римскому надо было укрепить свою репутацию «охранника католической веры», и «Диалоги» дали повод начать показательный процесс.

Статья в тему:  Как доказать моральный ущерб в суде в украине

В 1632 году для рассмотрения книги Галилея была образована специальная комиссия, которую курировал Франческо Барберини, кардинал, племянник Урбана VIII. Он благоволил Галилею и понимал, что обвинение учёного в ереси повлечёт серьёзное наказание. Используя свои возможности, Барберини старался направить дело по пути осуждения книги, а не автора. Тогда самое страшное, что могло произойти, — это включение в список запрещённой литературы.

В итоге комиссия всё же пришла к выводу о виновности Галилея. Во-первых, он преступил предписания 1616 года. Галилей старался оправдать себя тем, что целью «Диалогов» была критика Коперника, но вышла она неудачной. Во-вторых, и это обвинение было гораздо серьёзнее, Галилей в «Диалогах» рассматривал гелиоцентрическую систему не как гипотезу, а как истину. Этого церковь простить не могла.

В октябре 1632 года Галилей получил предписание прибыть в Рим, где инквизиция готовила суд.

И всё-таки она вертится?

Есть мнение, что инквизиция обошлась с Галилеем довольно жестоко. На самом деле в период допросов и ожидания приговора учёный жил в посольстве Тосканы, мог гулять, вести переписку, даже еду для него готовили повара посольства. Пытки к нему, скорее всего, не применялись: инквизиция не пытала пожилых и больных заключённых. Галилею в 1633 году было уже 69 лет, крепким здоровьем он не отличался. Так что угрозы применить пытки могли иметь место, но вряд ли реализовались. А вот допросов было проведено несколько.

Среди судей, которые занимались делом Галилея, были те, которые ему явно симпатизировали. Помимо Франческо Барберини, это был кардинал Бентивольо, который студентом посещал лекции Галилея, кардинал Скалья, обладавший большим влиянием. Но, несмотря на все попытки смягчить приговор, учёного признали сильно подозреваемым в ереси, в чем он и покаялся публично.

22 июня 1633 года прошло отречение, которое звучало так: «Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентинец, на семидесятом году моей жизни лично предстоя перед судом, клянусь, что всегда веровал, теперь верую и при помощи божией впредь буду верить во всё, что содержит, проповедует и чему учит святая католическая и апостольская церковь. Признан я находящимся под сильным подозрением в ереси, то есть что думаю и верю, будто Солнце есть центр Вселенной и неподвижно, Земля же не центр и движется. От чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, возненавидев вышеуказанную ересь, заблуждение или секту, не согласную со святой церковью».

Оставшиеся годы (Галилей умер в 1642 году) учёный был под домашним арестом. Он не мог посещать большие города, принимать посетителей, инквизиция строго контролировала его. Потом, правда, посещения были разрешены, но не более одного гостя за раз. И даже при кончине учёного присутствовали инквизиторы.

А ставшая крылатой фраза «И всё-таки она вертится», скорее всего, принадлежит всё-таки не Галилею. Впервые она упоминается в хрестоматии Джузеппе Баретти, опубликованной в 1757 году. Но тем не менее, такой поступок был бы настолько в характере Галилея — горячего, упрямого и непреклонного, что его стоило выдумать.

Источники:

http://pravo.ru/process/view/986/

http://zen.yandex.ru/media/diletant.media/za-chto-galilei-predstal-pered-inkvizicei-5f34f913d4bf6f68b1a48ca6

http://www.pravda.ru/faith/1133124-galileo/

http://remidios-fine.livejournal.com/339377.html

http://diletant.media/articles/45260552/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector