0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько судей в конституционном суде республики татарстан

Сколько судей должно быть в Конституционном суде

Исполнительные власти разных стран нередко меняют размер и состав конституционных судов. Обычно используют два механизма: добавление или сокращение количества судей и изменение пенсионного возраста. В России такое произошло в 1994 г., когда после конституционного кризиса количество судей увеличили с 13 до 19 человек. Несколько раз менялись положения о предельном сроке полномочий судьи Конституционного суда и предельном возрасте пребывания в должности. В Польше конституционный кризис, связанный с изменением состава суда, длится с 2015 г. (см. «Как польские судьи защищают свою независимость», «Ведомости», 21.11.2018).

Можно предположить, что цель – формирование более лояльного исполнительной власти суда. До сих пор эта задача решалась поправками к закону о Конституционном суде. Январские предложения Владимира Путина предполагают сокращение количества судей с нынешних 19 человек до 11 уже в Конституции. Это решение никак не мотивировано, и на первый взгляд кажется, что за ним стоят исключительно эстетические предпочтения реформаторов.

Общество заинтересовано в авторитетном суде, который быстро принимает справедливые решения по сложным делам и не является слишком дорогим. Очевидно, на правовые вопросы не бывает «правильных» ответов, но среди всех возможных вариантов всегда можно выделить «лучшие» и «худшие». От чего зависит принятие лучших?

В XVIII в. маркиз Кондорсе рассуждал о принятии решений группой и вывел теорему жюри, которая впоследствии получила его имя. Если для каждого участника вероятность принятия правильного решения больше 1/2, то увеличение размера жюри увеличивает вероятность принятия правильного решения. Если же индивидуальные вероятности принятия правильного решения менее половины, то оптимальным будет жюри, состоящее из одного человека.

Статья в тему:  Как подтвердить стаж через суд

Иначе говоря, если суд составляет группа компетентных судей, каждый из которых принимает «верное» решение с вероятностью хотя бы чуть-чуть больше чем 1/2, то больший размер суда будет повышать качество правосудия. Таким образом, оптимальный размер суда определяется ожидаемой социальной выгодой от принятия правильного решения: чем она выше, тем больше оптимальный размер панели. Если сложное дело рассматривается одним судьей, то потенциальные общественные издержки от неправильного решения слишком высоки.

В сравнении с одним судьей групповое решение дает более качественный результат, поэтому по мере усложнения дел размер коллегий увеличивается. С другой стороны, чем выше ожидаемые затраты на увеличение размера панели (в том числе связанные с отказом от рассмотрения других дел), тем ниже оптимальный размер панели. Добавление в коллегию дополнительных судей может также снижать качество решений, спровоцировав «проблему безбилетника»: отдельные судьи будут меньше участвовать в принятии решений. Одновременно нельзя игнорировать известный из психологии оптимальный размер малой группы, т. е. 7 ± 2 человека. Бесконечное увеличение группы увеличивает также и издержки поиска компромисса и, следовательно, ухудшает результат.

Общество хотело бы сформировать такой суд, где каждый судья будет принимать верное решение. В первую очередь мы ожидаем, что решения суда будут беспристрастны. Каждый судья приходит в суд со своим жизненным опытом, установками и представлениями о правильном и лучшем. Чем больше размер суда, тем меньше шансов, что на решение повлияет единственная крайняя точка зрения, и выше шансы на более сбалансированный результат. В такой же логике можно рассуждать и о независимости судей. Возможности внешнего влияния на решение снижаются при росте размера коллегии. Увеличение размера суда также повышает его компетентность и, следовательно, доверие к принятым решениям. Привлечение к работе суда юристов с разным профессиональным опытом насыщает процесс принятия решения большим объемом информации и позволяет рассмотреть проблему с разных сторон. Наконец, легитимность и общественное признание решений суда растут, если он гарантирует демографическое разнообразие и привлекает к принятию решений представителей разных слоев общества с несходным жизненным опытом.

Статья в тему:  Когда суд над ильназом

Институциональные условия работы суда также влияют на определение его размера. С самого начала Конституционный суд создавался с идеей всеобщего доступа к конституционному правосудию. Это означает очень высокую нагрузку. В среднем в год суд получает около 15 000 обращений. В 2019 г. он рассмотрел около 3000 обращений и вынес 41 постановление. До 2011 г. Конституционный суд рассматривал дела двумя панелями – из 9 и 10 человек. С точки зрения эффективности работы это было оптимальным решением. Состав панелей время от времени ротировался, что позволяло обмениваться компетенциями и балансировало работу суда. Отказ от панельного рассмотрения мог привести суд в неоптимальное с точки зрения принятия решений положение, поскольку негативные эффекты роста коллегии («проблема безбилетника», издержки коммуникации) значительно перевешивают позитивные ожидаемые эффекты от роста коллегии. В итоге сейчас в Конституционном суде четыре судейские вакансии, решения принимают 15 судей.

Политолог и правовед Том Гинзбург провел сравнительное исследование конституционных судов мира и нашел, что средний размер конституционных судов, созданных после 1989 г., – 11,25 судьи. Самый маленький суд работает в Молдове и состоит из шести судей, самый большой до сих пор был в России. Но уже Конституционный суд Германии состоит из 16 человек, разделенных на два сената по восемь человек. В Германии, как и в России, право обратиться в Конституционный суд является всеобщим. Чтобы обеспечить внимательное рассмотрение дел, внутри сенатов формируют коллегии по три судьи, один из трех меняется каждый год. Коллегии рассматривают большинство дел, и только наиболее сложные дела выносятся на рассмотрение сенатов.

Возможно, авторы поправок к Конституции России оказались внимательными читателями Гинзбурга и решили последовать примеру других постсоциалистических стран, но, по-видимому, оптимальным был как раз дизайн суда, состоящий из двух панелей в 9 и 10 человек: такое устройство обеспечило бы разность жизненного опыта и демографических характеристик судей.

Статья в тему:  Как поставить на кадастровый учет земельный участок по решению суда

Автор — научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Состав

Квалификационная коллегия судей Республики Татарстан

Гилманов Радик Равилович –

Верховный суд РТ, председатель судебного состава

Давыдов Роман Борисович —

Верховный суд РТ, председатель судебного состава

Гилялов Ильшат Танович – заместитель председателя

Арбитражный суд РТ, председатель судебного состава

Демидов Виктор Николаевич

Представитель Президента РФ в ККС РТ,

Главный федеральный инспектор по Республике Татарстан

Банников Юрий Эдуардович

Казанский гарнизонный военный суд, судья

Волкова Фарида Рахимовна

Конституционный суд РТ, судья

Андреев Константин Петрович

Арбитражный суд РТ, председатель судебного состава

Красавина Венера Шамилевна

Арбитражный суд РТ, председатель судебного состава

Мусин Юлдаш Сайдашевич

Арбитражный суд РТ, председатель судебного состава

Шайдуллин Фарит Саитович

Арбитражный суд РТ, судья

Галяутдинова Диляра Ильфаровна

Приволжский районный суд г. Казани РТ, судья

Иванова Ирина Евгеньевна

Советский районный суд г. Казани РТ, судья

Кашапов Салават Рузвельтович

Бавлинский городской суд, судья

Саматошенкова Ирина Геннадьевна

Мировой судья судебного участка № 7 по Московскому с/р г. Казани

Абдуллин Адель Ильсиярович (п/о)

Заведующий кафедрой Международного и Европейского права юридического факультета Казанского Приволжского федерального университета

Антонов Игорь Олегович (п/о)

Заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Казанского Приволжского федерального университета

Гумеров Ленар Асхатович (п/о)

Заместитель директора по научной работе КФ РГУП

Гараев Ильнур Габдулхакович (п/о)

Декан юридического факультета Казанского института (филиала) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»

Мочалова Юлия Рифовна (п/о)

Судья Верховного Суда Республики Татарстан в отставке

Никитин Сергей Геннадиевич (п/о)

Заведующий научной частью, помощник первого проректора — проректора по научной работе, старший преподававтель кафедры уголовного права и процесса Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)

Статья в тему:  Когда решение суда вступает в силу кас

Фасхиева Люция Саубановна

Судья Арбитражного суда Республики Татарстан в отставке

Аппарат Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан

Тухватуллина Лилия Иршатовна – (843) 288-79-77

Сафин Айдар Ильдарович – (843) 288-79-78

Часы работы: понедельник-четверг с 8.00 – 17.00

пятница с 8.00 – 15.45

обед с 12.00 – 12.45

Адрес Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан:

420015, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Пушкина 72/2, каб. 127

Верховный Суд Республики Татарстан

Глава 4. Судебная власть. Прокуратура

Статья 106

1. Правосудие в Республике Татарстан осуществляется только судом.

2. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 107

Судебная власть в Республике Татарстан осуществляется Конституционным судом Республики Татарстан, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом Республики Татарстан и мировыми судьями.

Статья 108

1. Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей Конституционного суда, избираемых из числа граждан в Республике Татарстан не моложе 25 лет, имеющих высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

2. Кандидатов в судьи Конституционного суда представляют Государственному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан и Председатель Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве.

3. Судьи Конституционного суда вносят на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан предложения по кандидатам на должности Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда.

4. Компетенция, порядок организации и деятельности Конституционного суда, статус его судей определяются федеральным законом, законом Республики Татарстан.

Статья 109

1. Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его Президиума и комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан и органов местного самоуправления рассматривает дела о конституционности:

Статья в тему:  Обвиняемый дело которого рассматривается судом

1) законов Республики Татарстан;

2) нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;

3) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

4) не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.

2. Конституционный суд Республики Татарстан по запросам Президента Республики Татарстан, Государственного Совета Республики Татарстан, его комитетов, одной пятой от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан.

3. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:

1) между органами государственной власти Республики Татарстан;

2) между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;

3) между органами местного самоуправления.

4. Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.

5. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования решения Конституционного суда Республики Татарстан.

6. Решение Конституционного суда Республики Татарстан, принятое в пределах его полномочий, является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом.

Статья 110

Федеральными судами общей юрисдикции являются Верховный суд Республики Татарстан и районные (городские) и военные суды.

Статья 111

1. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции Республики Татарстан и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок избрания на должность мировых судей устанавливаются соответствующими законами.

Статья 112

1. Арбитражный суд Республики Татарстан является судебным органом, осуществляющим правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Статья в тему:  Сколько судов было в чмп

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Арбитражного суда Республики Татарстан устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 113

Судопроизводство и делопроизводство в судах в Республике Татарстан ведутся в соответствии с федеральным законом.

Статья 114

1. Прокурор Республики Татарстан назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с Президентом Республики Татарстан и Государственным Советом Республики Татарстан.

2. Прокурор Республики Татарстан и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов, законов Республики Татарстан.

3. Полномочия, порядок организации и деятельности прокуратуры Республики Татарстан устанавливаются федеральным законом.

Статья 115

1. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных законом, — другие юридические организации и отдельные граждане.

2. Порядок организации и деятельности адвокатуры в Республике Татарстан определяется законом.

Сколько судей в конституционном суде республики татарстан

Хуснутдинов Фархат Гусманович

Контактная информация

Биография

Родился 18 ноября 1964 года в д. Б. Кукмор Кукморского района Рес­публики Татарстан.

В 1992 году окончил Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Правоведение», в 2014 году — Казанский (Приволжский) федеральный университет по направлению «Психология».

В 1987—1989 гг. — лаборант Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.

В 1989—1993 гг. — юрисконсульт Республиканской аптечной базы предприятия «Фармация», молодежного объединения «Смена», малого предприя­тия «Астат».

В 1993—2000 гг. — младшие юридические должности, заведующий информационно-правовым бюро в Министерстве юстиции Республики Татарстан.

В 2000—2003 гг. — помощник генерального директора по юридическим вопросам ОАО «Татэнерго».

В 2003—2005 гг. — директор АНО «Третейский энергетический суд».

В 2005—2006 гг. — помощник Премьер-министра Республики Татарстан — руководитель секретариата Премьер-министра Республики Татарстан.

Статья в тему:  Как узнать был ли суд по кредиту

В 2006—2010 гг. — руководитель секретариата Премьер-министра Республики Татарстан.

В 2010—2011 гг. — Управляющий делами Президента Республики Татарстан.

В 2011—2014 гг. — советник Председателя Совета директоров ОАО «Связьинвестнефтехим».

В декабре 2014 года Государственным Советом Республики Татарстан избран судьей и утвержден Председателем Конституционного суда Республики Татарстан.

Заслуженный юрист Республики Татарстан (с 2016 г.).

Судья первого квалификационного класса (с 2014 г.).

Кандидат юридических наук.

Юрист года — 2018 в номинации «Защита прав и свобод человека и гражданина».

Член Ассоциации юристов России (с 2015 г.). Президент Филиала Российского Союза Боевых Искусств по Республике Татарстан. Председатель Местной Казанской общественной организации «Кукморское землячество» (с 2015 г.), Почетный гражданин Кукморского муниципального района (с 2017 г.).

Награжден медалью «В память 1000-летия Казани» (2005 г.), медалью Респуб­лики Татарстан «За доблестный труд» (2010 г.), медалью «За укрепление боевого содружества» (2011 г.), памятной медалью «XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани», медалью «За заслуги перед обществом» (2014 г.), медалью «150 лет судебной реформы в России» (2015 г.), памятной медалью «Казанский юридический институт МВД России», знаком «Отличник физической культуры и спорта Республики Татарстан» (2016 г.), почетным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Республики Татарстан», медалью ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» (2019 г.).

Поощрен Благодарственным письмом Президента Республики Татарстан (2009, 2011 гг.), Благодарностью Президента Республики Татарстан (2014 г.), Почетной грамотой Совета судей Российской Федерации (2019 г.), Благодарственным письмом Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан (2019 г.).

В отставку уходит половина судей

Конституционный суд Татарстана будет обновлен наполовину. Сроки истекают у трех действующих судей. Их могут заменить уполномоченный по правам ребенка и два федеральных судьи в отставке. Кандидатуры вчера одобрил профильный комитет Госсовета. Ранее спикер парламента республики Фарид Мухаметшин добивался, чтобы статус конституционных и уставных судов регионов был закреплен в Основном законе РФ, однако такая поправка не прошла. Эксперты отмечают, что Конституционный суд остается «атрибутом государственности» для республики и власти будут отстаивать этот институт.

Статья в тему:  Чем руководствуется суд определяя наказание

Комитет Госсовета Татарстана по законности и правопорядку рассмотрел кандидатуры для назначения судьями Конституционного суда республики. Ими могут стать Гузель Удачина, которая сейчас является уполномоченным по правам ребенка в республике, а также федеральные судьи в отставке Марат Хайруллин (бывший заместитель председателя Верховного суда Татарстана) и Фанис Мусин (экс-глава Вахитовского райсуда Казани). Все кандидатуры были одобрены членами профильного комитета.

Вакантные места в Конституционном суде республики появились в связи с истечением полномочий у трех судей — Раисы Сахиевой, Людмилы Кузьминой и Артура Шакараева. Они уже проработали в суде десять лет — срок, на который избираются конституционные судьи республики. Всего в Конституционном суде Татарстана шесть судей. Таким образом, в ближайшее время республиканский суд обновится наполовину. При этом госпожа Сахиева в настоящее время является заместителем председателя суда. Нового зампреда также будет назначать парламент республики.

Напомним, Конституционный суд Татарстана был образован в 2000 году. Однако фактически ранее его функции выполнял комитет конституционного надзора Татарстана, появившийся в конце 1990 года. Положение о создании компетенции суда закрепила Конституция Татарстана в 1992 году. Позднее был принят республиканский закон о Конституционном суде Татарстана. А в 1996 году на федеральном уровне был принят закон «О судебной системе РФ», который предусмотрел возможность создания конституционных (уставных) судов в регионах. В настоящее время уставные и конституционные суды действуют лишь в 16 регионах, в том числе в 13 республиках, а также в Санкт-Петербурге, Калининградской и Свердловской областях.

С 2014 года Конституционный суд Татарстана возглавляет Фархат Хуснутдинов. По закону половину судей представляет президент Татарстана, половину — спикер Госсовета. Конституционный суд рассматривает дела о конституционности законов республики, нормативных актов, действий и решений президента Татарстана. Кроме того, в его ведении споры о компетенции между органами государственной или муниципальной власти.

Статья в тему:  Куда жаловаться на неисполнение решения суда

Важное значение конституционных и уставных судов в регионах подчеркивал спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. «Институт конституционного правосудия становится более востребованным, его роль в системе органов власти в республике становится авторитетней»,— говорил он ранее. Как член рабочей группы по поправкам в Конституцию РФ господин Мухаметшин предложил закрепить статус таких судов в Основном законе России. Но в итоге такая поправка в итоговый документ не попала. «Меня беспокоит, как и многих, что нам не удалось добиться, чтобы конституционный суд субъекта попал в Конституцию. Мы стоим на позициях, что конституционное, уставное правосудие должно сохраниться в рамках 72–73-й статей Конституции»,— говорил позднее господин Мухаметшин.

«Конституционный суд Татарстана во многом является атрибутом государственности и напоминанием о том, что республики еще фигурируют в Конституции России как государственные образования, которые обладают пусть не всеми, но признаками государства»,— говорит казанский политолог Сергей Сергеев. Он отмечает, что полномочия и сферы действия регионального суда «сжались» в связи с тем, что «по факту расширилась федеральная сфера компетенций». «Значение суда может возрасти, если через какое-то время будут вновь перераспределены полномочия между регионами и федеральным центром»,— прогнозирует он. По словам господина Сергеева, власти Татарстана «будут отстаивать» институт конституционных судов в республиках, «однако если сильно нажмут, то уступят». «Но это будет общее решение по всем таким судам в регионах»,— заключил эксперт.

Окончательное назначение новых судей Конституционного суда Татарстана может состояться на ближайшей сессии Госсовета республики 24 сентября.

Источники:

http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/02/06/822365-skolko-sudei

http://ta.vkks.ru/category/513/

http://prav.tatarstan.ru/docs/const/razdel4_4.htm

http://tatarstan.ru/sovbez/sostav/members/husnutdinov.htm

http://www.kommersant.ru/doc/4501923

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector