0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько судей в конституционном уставном суде

Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Наименование суда — Ф.И.О. председателя

Почтовый адрес суда, телефоны

Дата образования, количество судей

Конституционный суд Республики Адыгея — Тлехатук Аскер Касеевич

385000, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Советская, 217, тел. (8772) 57-09-97

29 октября 1997 г., 3 человека

Избираются Советом представителей Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, представительной и судебной ветвей государственной власти сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Башкортостан — Еникеев Зуфар Иргалиевич

450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46, тел. (347) 280-86-30, факс (347) 250-63-71

27 марта 1996 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Бурятия

Работа суда приостановлена с 2013 года

670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Сухэ Батора, 9, тел. (3012) 21-56-98, факс 21-56-98

24 января 1995 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Дагестан — Халитов Магомед Халитович

367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, пл.Ленина, 2, 6 этаж, тел./факс (8722) 67-20-69

28 декабря 1991 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Республики Дагестан (по Конституции от 10 июля 2003 г.), срок полномочий не ограничен определенным сроком (по действующему Закону)

Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики — Геляхов Абдуллах Сагитович

360028, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, пр.Ленина, 27, тел., факс (8662) 40-23-78, 40-83-06

7 мая 1993 г., 4 человека

Назначаются на должность Парламентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Главы Кабардино-Балкарской Республики, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Карелия — Беньяминова Светлана Александровна

185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Куйбышева, 5, тел. (8142) 76-64-12, факс 76-57-00

11 ноября 1994 г., 3 человека

Назначаются на должность Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Коми — Кретов Владимир Васильевич

167010, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 8, тел. (8212) 44-73-28

7 декабря 1994 г., 5 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Марий Эл — Баранов Александр Михайлович

424001, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, Ленинский пр-т, 24б, тел. (8362) 42-90-69, факс (8362) 42-11-49

18 июня 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл сроком на 12 лет

Статья в тему:  Сколько по суду отец может видеть ребенка

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) — Ким-Кимэн Александр Николаевич

677022, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Ярославского, 24/1, тел. (4112) 43-55-70, 43-56-79, факс (4112) 43-55-70

20 апреля 1994 г., 7 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на 15 лет

Конституционный суд Республика Северная Осетия — Алания — Цалиев Александр Михайлович

362038, Республика Северная Осетия — Алания, г.Владикавказ, пл.Свободы, 1, тел. (8672) 53-58-32, факс (8672) 53-79-05

19 июля 2001 г., 5 человек

Назначаются на должность Парламентом Республики Северная Осетия — Алания по представлению Главы Республики Северная Осетия — Алания сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Татарстан — Хуснутдинов Фархат Гусманович

420060, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Пушкина, д.66/33, тел. (843) 264-74-76, 264-74-83

29 июня 2000 г., 6 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан сроком на 10 лет

Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан

Конституционный суд Республики Тыва — Саая Аяс Плоткаевич

667010, Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Калинина, 11, тел./факс (3942) 25-44-68

3 июля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва по представлению Главы — Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 5 лет

Уставный суд г.Санкт-Петербурга — Сергевнин Сергей Львович

197022, г.Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62, литера А, тел./факс: (812) 576-66-20, 576-48-08

14 сентября 2000 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлениям: губернатора Санкт-Петербурга; группы депутатов (не менее 7 человек) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; сроком на 6 лет

Уставный суд Калининградской области — Сафонов Юрий Михайлович

236022, г.Калининград, ул. Комсомольская, 31, тел: (4012) 95-66-84, тел/факс: (4012) 95-42-61

25 апреля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность областной Думой по представлению Губернатора Калининградской области и одной трети от установленного числа депутатов областной Думы сроком на 5 лет

Уставной Суд Свердловской области — Пантелеев Вадим Юрьевич

620075, г.Екатеринбург, ул.Пушкинская, 19, тел . (343) 217-86-77, 370-31-38

3 марта 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области сроком на 6 лет

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Сколько судей должно быть в Конституционном суде

Исполнительные власти разных стран нередко меняют размер и состав конституционных судов. Обычно используют два механизма: добавление или сокращение количества судей и изменение пенсионного возраста. В России такое произошло в 1994 г., когда после конституционного кризиса количество судей увеличили с 13 до 19 человек. Несколько раз менялись положения о предельном сроке полномочий судьи Конституционного суда и предельном возрасте пребывания в должности. В Польше конституционный кризис, связанный с изменением состава суда, длится с 2015 г. (см. «Как польские судьи защищают свою независимость», «Ведомости», 21.11.2018).

Статья в тему:  Как узнать время заседания суда

Можно предположить, что цель – формирование более лояльного исполнительной власти суда. До сих пор эта задача решалась поправками к закону о Конституционном суде. Январские предложения Владимира Путина предполагают сокращение количества судей с нынешних 19 человек до 11 уже в Конституции. Это решение никак не мотивировано, и на первый взгляд кажется, что за ним стоят исключительно эстетические предпочтения реформаторов.

Общество заинтересовано в авторитетном суде, который быстро принимает справедливые решения по сложным делам и не является слишком дорогим. Очевидно, на правовые вопросы не бывает «правильных» ответов, но среди всех возможных вариантов всегда можно выделить «лучшие» и «худшие». От чего зависит принятие лучших?

В XVIII в. маркиз Кондорсе рассуждал о принятии решений группой и вывел теорему жюри, которая впоследствии получила его имя. Если для каждого участника вероятность принятия правильного решения больше 1/2, то увеличение размера жюри увеличивает вероятность принятия правильного решения. Если же индивидуальные вероятности принятия правильного решения менее половины, то оптимальным будет жюри, состоящее из одного человека.

Иначе говоря, если суд составляет группа компетентных судей, каждый из которых принимает «верное» решение с вероятностью хотя бы чуть-чуть больше чем 1/2, то больший размер суда будет повышать качество правосудия. Таким образом, оптимальный размер суда определяется ожидаемой социальной выгодой от принятия правильного решения: чем она выше, тем больше оптимальный размер панели. Если сложное дело рассматривается одним судьей, то потенциальные общественные издержки от неправильного решения слишком высоки.

В сравнении с одним судьей групповое решение дает более качественный результат, поэтому по мере усложнения дел размер коллегий увеличивается. С другой стороны, чем выше ожидаемые затраты на увеличение размера панели (в том числе связанные с отказом от рассмотрения других дел), тем ниже оптимальный размер панели. Добавление в коллегию дополнительных судей может также снижать качество решений, спровоцировав «проблему безбилетника»: отдельные судьи будут меньше участвовать в принятии решений. Одновременно нельзя игнорировать известный из психологии оптимальный размер малой группы, т. е. 7 ± 2 человека. Бесконечное увеличение группы увеличивает также и издержки поиска компромисса и, следовательно, ухудшает результат.

Общество хотело бы сформировать такой суд, где каждый судья будет принимать верное решение. В первую очередь мы ожидаем, что решения суда будут беспристрастны. Каждый судья приходит в суд со своим жизненным опытом, установками и представлениями о правильном и лучшем. Чем больше размер суда, тем меньше шансов, что на решение повлияет единственная крайняя точка зрения, и выше шансы на более сбалансированный результат. В такой же логике можно рассуждать и о независимости судей. Возможности внешнего влияния на решение снижаются при росте размера коллегии. Увеличение размера суда также повышает его компетентность и, следовательно, доверие к принятым решениям. Привлечение к работе суда юристов с разным профессиональным опытом насыщает процесс принятия решения большим объемом информации и позволяет рассмотреть проблему с разных сторон. Наконец, легитимность и общественное признание решений суда растут, если он гарантирует демографическое разнообразие и привлекает к принятию решений представителей разных слоев общества с несходным жизненным опытом.

Статья в тему:  Хто виконував судові функції у сотні

Институциональные условия работы суда также влияют на определение его размера. С самого начала Конституционный суд создавался с идеей всеобщего доступа к конституционному правосудию. Это означает очень высокую нагрузку. В среднем в год суд получает около 15 000 обращений. В 2019 г. он рассмотрел около 3000 обращений и вынес 41 постановление. До 2011 г. Конституционный суд рассматривал дела двумя панелями – из 9 и 10 человек. С точки зрения эффективности работы это было оптимальным решением. Состав панелей время от времени ротировался, что позволяло обмениваться компетенциями и балансировало работу суда. Отказ от панельного рассмотрения мог привести суд в неоптимальное с точки зрения принятия решений положение, поскольку негативные эффекты роста коллегии («проблема безбилетника», издержки коммуникации) значительно перевешивают позитивные ожидаемые эффекты от роста коллегии. В итоге сейчас в Конституционном суде четыре судейские вакансии, решения принимают 15 судей.

Политолог и правовед Том Гинзбург провел сравнительное исследование конституционных судов мира и нашел, что средний размер конституционных судов, созданных после 1989 г., – 11,25 судьи. Самый маленький суд работает в Молдове и состоит из шести судей, самый большой до сих пор был в России. Но уже Конституционный суд Германии состоит из 16 человек, разделенных на два сената по восемь человек. В Германии, как и в России, право обратиться в Конституционный суд является всеобщим. Чтобы обеспечить внимательное рассмотрение дел, внутри сенатов формируют коллегии по три судьи, один из трех меняется каждый год. Коллегии рассматривают большинство дел, и только наиболее сложные дела выносятся на рассмотрение сенатов.

Возможно, авторы поправок к Конституции России оказались внимательными читателями Гинзбурга и решили последовать примеру других постсоциалистических стран, но, по-видимому, оптимальным был как раз дизайн суда, состоящий из двух панелей в 9 и 10 человек: такое устройство обеспечило бы разность жизненного опыта и демографических характеристик судей.

Автор — научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Уставная неподсудность

«Агентство правовой информации»: Все конституционные суды регионов упразднят к 2023 году

Конституционные и Уставные суды субъектов Российской Федерации упраздняются. Вступивший в силу закон предусматривает их ликвидацию в ближайшие два года. Практика свидетельствует о низкой эффективности работы таких инстанций. Президент АП Свердловской Игорь Михайлович области назвал их «пятым колесом в телеге правосудия», а президент АП Калининградской области Евгений Галактионов поделился тем, что за время своей практики ни разу не обращался в Уставной областной суд. Он пытался припомнить, «кто бы из коллег делился столь экзотическим опытом», и тоже не смог. Президент АП Республики Дагестан Акиф Бейбутов подчеркнул важность исполнения региональных конституций и уставов. Он считает, что должен быть орган, наделенный соответствующими контрольными полномочиями, например, предложенный в законопроекте конституционный совет при законодательном органе субъекта Федерации.

Согласно федеральному закону конституционные и уставные суды вправе рассматривать вопросы о соответствии республиканской конституции или уставу законов и иных нормативных актов субъектов Федерации. Такие суды находятся в полном ведении региона – его власти принимают решение об их создании, определяют порядок деятельности, в том числе процессуальный регламент, назначают судей, финансируют и решают иные вопросы. Все остальные инстанции, в том числе избираемые субъектами Федерации мировые служители Фемиды, отправляют правосудие в соответствии с исключительно федеральным законодательством.

Статья в тему:  Как избежать лишения прав в суде за вождение в нетрезвом состоянии

В Дагестане собственный конституционный суд появился еще в 1991 г. В 1996 г. этот институт был закреплен в федеральном законодательстве, спустя два года началось активное создание таких структур. Нередко им выделялись помпезные особняки, многомиллионные бюджетные ассигнования, а в состав научно-консультативных советов включались авторитетные представители юридического сообщества.

В настоящее время в России функционирует 11 республиканских конституционных судов и три уставных – Санкт-Петербурга, Калининградской и Свердловской областей. Практика их деятельности остается противоречивой. Например, по данным правовой системы «Гарант», Конституционный Суд Чеченской Республики за 14 лет своей деятельности не рассмотрел ни одного дела. Но его председатель Ваха Насуханов через сайт поздравляет сограждан со всеми государственными праздниками. Ни одного постановления за последние четыре года не приняли конституционные суды Тывы, Кабардино-Балкарии и ряда других республик.

В свою очередь, Уставный суд Калининградской области в минувшем году вынес сразу 62 решения. Правда, в большинстве случаев заявителям отказали в рассмотрении дела по существу или не усмотрели противоречий между оспариваемым нормативным актом и областным уставом.

Кроме того, в ряде регионов введены различные ограничения для обращения в особые инстанции. Так, жалобу в Уставный суд Санкт-Петербурга могут подавать только лица, гражданские, административные или уголовные дела которых, связанные с оспариваемыми нормами устава города, рассматриваются или уже были разрешены арбитражем или судом общей юрисдикции. Равно как не отличались спорные институты правосудия и оперативностью: единственное дело, принятое к рассмотрению в этом году к рассмотрению тем же петербургским уставным судом, – о признании нелегитимными введенных в Северной столице антиковидных ограничений, за пять месяцев даже не назначено к слушанию.

Большинство регионов, в том числе Москва, не сочли нужным создавать специальные инстанции и тратить на них порой десятки миллионов рублей. Скептически к ним относятся и многие активные участники споров: «Уставные и конституционные суды субъектов Федерации – это „пятое колесо в телеге“ в системе российских судов. Синекура для лиц, являющихся их судьями», – заявил журналистам президент АП Свердловской области Игорь Михайлович.

Некоторые субъекты Федерации сами ликвидировали структуры конституционного правосудия. Такое решение в январе этого года принял Верховный Хурал Республики Тыва. Поводом стала бездеятельность суда, на содержание которого ежегодно выделялось около 30 млн рублей: «Держать такой институт в условиях безденежья бессмысленно. Считаю нонсенсом любое иждивенчество, когда можно, не работая, получать доходы», – заявил глава республики Шолбан Кара-оол.

Еще в 2014 г. прекратил деятельность Уставный суд Челябинской области. Поводом стало решение о признании нелегитимной нормы областного закона, ограничивающего льготы пенсионеров по уплате транспортного налога. Тогда как Конституционный Суд России не усмотрел в нем противоречий с Основным законом страны. В итоге появилось два явно противоречащих друг другу и при этом действующих решения.

Статья в тему:  Когда заработают суды москвы

Внесенные летом этого года поправки в Конституцию России определили закрытый перечень входящих в отечественную судебную систему инстанций. Региональные уставно-конституционные институты в него не вошли. А новый Федеральный закон, подписанный Президентом России Владимиром Путиным 8 декабря, предусматривает упразднение таких судов до конца 2022 г. При этом они уже не вправе принимать к рассмотрению новые дела, а власти субъектов Федерации – назначать судей. Вынужденно прекратившим свои полномочия служителям Фемиды гарантируется сохранение материального, социального и иного обеспечения.

Также субъектам Федерации предлагается создать при законодательных органах некие конституционные (уставные) советы. Скорее всего, они останутся совещательными структурами без конкретных полномочий.

Ликвидация институтов конституционного правосудия никак не отразится на правах граждан. Ведь почти в 70 из 85 субъектов Федерации их вообще никогда не было.

«Эффективность и целесообразность существования института конституционных и уставных судов длительное время вызывали много вопросов и даже сомнений в юридических кругах, – рассказал президент АП Республики Дагестан Акиф Бейбутов. – Между тем их необязательный характер и предоставленная законодателем возможность субъектам Федерации самостоятельно принимать решение о необходимости создания в регионе такого института, на мой взгляд, изначально определили их правовую значимость». На практике такую необходимость признали лишь в 16 регионах России, подтверждает эксперт. Другие, в которых в какие-то периоды времени такой институт существовал, постепенно отказались от него, ликвидировав свои конституционные и уставные суды. Окончательная точка в данном вопросе, считает адвокат, была поставлена внесенными в Конституцию России изменениями.

Глава АП РД подчеркнул, что, говоря о построении правового государства и стремлении к незыблемому верховенству права и закона, решение проблемы исполнения региональных конституций и уставов является важным. «Соответственно, должен быть орган, наделенный такими контрольными полномочиями. Вполне возможно, что таким органом сможет стать предложенный в законопроекте конституционный совет при законодательном органе субъекта Федерации. Но в данном вопросе необходимо оценивать региональные финансовые затраты на его содержание и эффективность деятельности. Учитывая, в том числе, ограничения его компетенции», – заключил адвокат.

Президент АП Калининградской области Евгений Галактионов рассказал, что за все время своей практики ни разу не обращался в Уставной областной суд. Он пытался припомнить, «кто бы из коллег делился столь экзотическим опытом», и тоже не смог. «Вопрос о завершении работы таких судов назревал давно, и принятые летом поправки в Конституцию поставили в этом вопросе точку. Полагаю, что это был малоэффективный судебный орган, не нужный в принципе, – сделал вывод адвокат. – Не во всех регионах России его даже создавали. Все его задачи могут выполнять суды общей юрисдикции или Конституционный Суд России. А региональные бюджеты смогут сэкономить значительные средства, ранее выделяемые на финансирование невостребованных институтов: для Калининградской области – это около 16 млн рублей в год».

В чем отличия Конституционного Суда РФ от Конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации?

Начать разбор различий этих судов стоит с того, что наиболее бросается в глаза – это название. Они отражают территориальную юрисдикцию и действительную компетенцию каждого суда. Итак, Конституционный (уставный) суд субъекта, как нетрудно догадаться, осуществляет юрисдикцию на территории конкретного субъекта, тогда как Конституционный Суд РФ – федеральный орган государственной власти и его юрисдикцией охватываются конституционные отношения на территории всей РФ.

Статья в тему:  Какое решение принял суд по зайцевой

1) Различий между ними много, достаточно сказать, что Конституционный Суд РФ один единственный, а вот Конституционный суд субъекта может создаваться субъектом (статья 27 ФКЗ «О судебной системе»). Проще говоря, это необязательный орган государственной власти субъектов и может создаваться по его решению (Здесь уже применяется порядок законотворческого процесса – на основании Конституции (устава) специально установленные субъекты законодательного права вносят в законодательный орган (дума, областная дума, народный хурал и т.д.) законопроект, где он и принимается).

2) Конституционный суд РФ можно упразднить только путем внесения соответствующих изменений в Конституцию РФ, как это было с Высшим Арбитражным Судом. Для этого используется усложненный порядок, решение принимается в форме закона о поправке к Конституции РФ (статьи 108, 134, 136), который в отличие от простого закона принимается квалифицированным большинством голосов парламента (2/3 вместо ½ для Государственной Думы и ¾ вместо ½ для Совета Федерации, а также в течение года должны быть одобрены более чем половиной законодательных органов субъектов РФ). Конституционный суд субъекта, в свою очередь создается и упраздняется на основании закона или конституционного (уставного) закона – все зависит от самого субъекта, который устанавливает в каком порядке это действие будет производиться.

3) Кстати,Конституционный суд субъекта создается только в субъектах, являющихся республиками (Татарстан, Башкортостан, Алтай и т.д.). Такое решение видится в исторических событиях, предшествовавших созданию РФ и принятию Конституции РФ в 1993 году. Наиболее крупные национальные образования желали независимости и суверенитета, а для того, чтобы их удержать в составе новообразованной федерации, конституционная комиссия, разрабатывавшая Конституцию, пошла на такой ход. Все республики объявлялись якобы государствами в составе федерации (что отражено в самой Конституции (ст. 5), однако, ничего не значит. Конституционный Суд РФ в то время выносил много решений, где указывал на отсутствие у них суверенитета и права на сецессию), а также имели право на Конституцию республики (в остальных видах субъекта, как области, края и т.д. — устав), где разница была лишь в названии, а также право устанавливать государственный язык (например, татарский). Уставные суды действуют на основании Устава субъекта, что по сути и есть Конституция.

3) Разница видится также в уровнях систем и централизации. Вернемся опять же к ФКЗ «О судебной системе», где устанавливается единая система судов в России – она состоит из федеральных судов и судов субъектов. Итак, КСРФ занимает верхнюю строчку в части федеральных судов, а КС субъектов – в части судов субъектов. Таким образом, они не соподчинены друг другу (обратный пример — Прокуратура, где прокуратура субъекта строго подчинена Генеральной Прокуратуре). КСРФ не может отменить какое-то решение КС субъекта произвольно, но иначе в порядке рассмотрения дел о соответствии актов субъекта Конституции РФ, который установлен в ст. 125 Конституции РФ.

Статья в тему:  Ухвали суду які не оскаржуються кпк

4) Самое существенное отличие в компетенциях – Конституционный суд РФ единственный орган, имеющий полномочие толковать Конституцию РФ (то есть, по запросу определенных лиц формулировать правовую позицию, объясняя двусмысленные положения Конституции РФ. Например, однажды в КС обратились за разъяснением о том, что такое «общее число депутатов», которое часто упоминается в Конституции в положениях о голосовании депутатами по каким-либо вопросам. Сомнения были в том, общее число ли от присутствующих или же от всего числа избранных депутатов – КС указал на второй вариант). КС РФ может проверять законы и иные нормативные акты на соответствие именно Конституции РФ, а также проверять жалобы граждан на нарушения их прав законами. КСРФ также выступает арбитром в спорах о компетенции органов власти. Конституционный суд субъекта имеет полномочия, предоставленные емусоответствующим законом субъекта, поэтому они разнятся от субъекта к субъекту, если не нарушают Конституцию и законы. Так, обычный набор – проверка законов или нормативных актов на соответствие Конституции субъекта и не более, жалобы граждан, толкование, но все в рамках одной конституции (устава) субъекта. Иной раз закон субъекта может предписать суду возможность быть субъектом законодательной инициативы (подавать проекты законов) или участвовать каким-либо в назначении должностных лиц субъектов (например, консультировать). Закон устанавливает и численность судей – в разных регионах оно может быть разным, а КСРФ имеет строго установленное в 19 человек число судей (ст. 125 Конституции РФ)

В целом, это наиболее существенные отличия. Конечно, разница есть в условиях для кандидатов в соответствующие судьи, процессуальные моменты и так далее. На мой взгляд, система Конституционных судов субъектов мертва. Доверимся на этот раз Википедии, но даже ее немного устаревшие данные удручают. В Чечне Конституционный суд с 2006 года по 2015 вынес всего одно постановление, а за 2015 год потратил 35 миллионов рублей. Остальные суды республик тратят примерно столько же денег, но за срок от 10 до 15 лет существования вынесли около 30-60 решений. Я являюсь жителем Калининградской области – одного из трех субъектов, не являющихся республикой и имеющих уставный суд. С 1996 по 2016 год было вынесено 78 постановлений, что в сравнении с другими достаточно неплохой результат, что на состояние 2016 года 3-4 место из 16 судов. Совсем недавно я присутствовал на процессе, где прокуратура области просила Уставный суд проверить на соответствие положениям закон, изданный областной думой. Сам процесс выглядел как полная формальность – всего лишь один из трех судей задавал вопросы сторонам, и то, это больше походило на экзамен – ни одного вопроса по существу. Стороны, к тому же, лениво отвечали и читали по бумажке, не вникая в суть происходящего. Отчитались и ушли, даже по оспариваемым положениям было понятно, что это дело – шляпа, видимо для создания видимости работы. Само собой, принимаются и важные решения, устраняющие недопонимания в деятельности органов субъектов, но так они редки, к сожалению, что разочаровываешься в их работе

Статья в тему:  Сколько зарабатывает секретарь суда

Конституционные уставные суды

Вы будете перенаправлены на Автор24

Конституционные уставные суды субъектов РФ

Конституционные уставные суды субъектов РФ – это органы государственной власти субъектов Федерации, независимо и самостоятельно осуществляющие от имени субъекта РФ на соответствующей территории судебную власть в виде конституционного судопроизводства.

В отдельных республиках РФ понятие конституционных уставных судов интерпретируется со значительными уточнениями. Например, конституционные суды в Дагестане, Бурятии, Карелии, республике Саха рассматриваются в качестве высших органов судебной власти по защите прав и свобод человека, конституционного строя, по обеспечению непосредственного действия и верховенства конституции.

Уставные суды наряду с мировыми судьями и федеральными судами образуют единую систему судебной власти РФ.

Правовые источники конституционных судов субъектов РФ:

  • Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
  • федеральные конституционные законы;
  • конституции субъектов РФ;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ.

Конституционные суды создаются субъектами РФ в соответствии с федеральным конституционным законодательством. Данное право субъектам предоставляется, но не является обязательным к исполнению. Вопрос об учреждении конституционных судов субъекты РФ решают самостоятельно. Это решение закрепляется в виде соответствующих положений в конституциях субъектов РФ и образовании конституционного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее . Конституционный суд создается по решению и усмотрению законодательного органа субъекта РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституционные суды создаются, исходя из законов о конституционных судах и в соответствии с законодательством о конституциях субъектов РФ. Конституционные суды действуют в: Башкортостане, Татарстане, Якутии, Ингушетии, Чечне, Дагестане, Тыве, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Бурятии, Карелии, Коми, Северной Осетии, Марий Эле, в Свердловской и Калининградской областях, в Санкт – Петербурге — городе федерального значения и т.д.

В ряде субъектов РФ ведутся работы по созданию конституционных судов, но их организация тормозится рядом причин:

  1. Дефицит или отсутствие квалифицированных кадров. Конституционные суды представляют собой особую форму правоприменительной деятельности, основанной на знании зарубежного опыта и правовых доктрин демократических стран. Занимать должность конституционного судьи могут только лица, обладающие значительной практикой в области юриспруденции (профессора вузов, доктора юридических наук).
  2. Ограниченные финансовые возможности. Большая часть субъектов РФ – дотационные территории, на которых обеспечить необходимое финансирование конституционных судов за счет доходов бюджетов субъектов РФ невозможно.
  3. Политические причины. В большинстве субъектов РФ сформировалась авторитарная система правления и создание конституционных судов, действующих на принципах разделения власти, создает определенную угрозу властным структурам.
  4. Низкая загруженность конституционных судов. В рассмотрении действующих конституционных судов субъектов РФ, как правило, находится небольшое количество дел.

В конституционном судопроизводстве выделяют несколько стадий, последовательно следующих одна за одной: внесение в конституционный (уставный) суд обращения; его предварительное рассмотрение; принятие обращения к рассмотрению (отклонение); подготовка к конституционному судебному разбирательству; непосредственно судебное разбирательство; совещание по его итогам, включающее голосование, принятие решения и его провозглашение; опубликование, вступление в силу принятого судом решения; исполнение решения. Решения конституционного суда – юридически обязательные и не подлежат пересмотру другим никаким другим судом.

Статья в тему:  Суд контролирует исполнение наказаний когда

В конституционный (уставной) суд имеют право обратиться следующие физические лица, организации и органы: граждане, права которых были затронуты оспариваемым нормативным актом; депутаты парламента субъекта РФ; суды, относящиеся к общей юрисдикции (исключение составляют суды Санкт-Петербурга, Карелии, Башкортостана, Калининградской области; депутаты областной думы, депутаты органов местного самоуправления, Нотариальная палата По данной теме мы уже выполнили отчёт по практике Нотариальная деятельность подробнее (Калининградская область) и др.

Полномочия и структура конституционных уставных судов

Федеральный конституционный закон По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный процесс в Российской Федерации. подробнее закрепляет полномочия конституционных уставных судов. Конституционные суды рассматривают дела, касающиеся соответствия конституции законодательства субъектов РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и др. (ч.1 ст.27 ФКЗ).

Конституционные (уставные) суды рассматривают споры о разных уровнях компетенции: между самими органами государственной власти; между органами государственной власти и местного самоуправления; между государственными органами и общественными организациями. В полномочия конституционных судов входит проверка конституционности правоприменительной практики.

К ведению конституционных судов субъектов РФ отнесено разрешение дел «о толковании…» и «о соответствии…». Если в субъекте РФ конституционный суд не действует, то рассмотрение подобных дел передается Конституционному суду РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд РФ подробнее с передачей соответствующих полномочий в установленном порядке (ст. 3 ФКЗ).

Функции конституционных судов субъектов РФ:

  • контроль нормативно-правовых актов;
  • толкование конституции субъекта РФ;
  • разрешение споров, касающихся компетенции органов власти разного уровня;
  • проверка вопросов, которые выносятся на референдум;
  • предварительный контроль проектов нормативно-правовых актов, направленных на изменение конституции субъекта РФ.

В состав конституционных судов субъектов РФ входят: председатель суда, заместитель председателя, судьи и секретарь. Общее количество судей колеблется от трех до семи (Республика Адыгея и Республика Саха соответственно). В отдельных конституционных судах в составе суда нет заместителя председателя (Бурятия, Республика Адыгея). Председатель и его заместитель избираются из собственного состава самими судьями. В некоторых субъектах РФ председателя суда избирает законодательный орган.

Предложения по кандидатам на должность судьи конституционного суда могут внести: глава республики, органы государственной власти, группа депутатов органы местного самоуправления. В Республике Адыгея конституционные судьи назначаются парламентом от разных ветвей власти – судебной, законодательной и исполнительной.

К судьям конституционного суда в соответствии с законодательством РФ предъявляются определенные требования: возраст кандидата на должность судьи не должен быть менее 25 лет (в некоторых республиках возрастной ценз увеличен до 30 лет (Республика Коми) или 35 лет (Республика Бурятия). В республиках Дагестан и Адыгея установлен верхний возрастной предел –70 и 65 лет соответственно.

В конституциях субъектов РФ установлен срок полномочий конституционных (уставных) судей, который может быть бессрочным (Карелия, Кабардино-Балкария, Республика Коми, Чечня, Дагестан), сроком до 5 лет (Северная Осетия, Бурятия, Тува, Калининградская область), 6 лет – (Свердловская область и Санкт-Петербург), 10 лет – (Ингушетия, Татарстан), 12 лет – (Адыгея, Башкортостан, Марий Эл), 15 лет — (Якутия, Республика Саха).

Статья в тему:  Какой адвокат занимается в суде решение свиданий с ребенком

Судьи имеют право работать на постоянной профессиональной основе. Возможность назначения на второй срок судьи конституционного суда зависит от региона: переназначение запрещено в Адыгее, Татарстане, Якутии, Санкт-Петербурге; второй срок разрешен в Туве.

Принципы деятельности конституционных (уставных) судов

Основные принципы деятельности конституционных судов субъектов РФ:

  • прямое действие и верховенство на территории субъекта конституции (устава);
  • независимость судей и суда, гарантированный законом порядок прекращения их полномочий;
  • коллегиальность рассмотрения дел в процессе судебного заседания;
  • устный порядок судопроизводства;
  • гласность;
  • непрерывность судебного заседания, при котором исключается возможность одновременного проведения еще одного судебного заседания с участием одних и тех же судей, но рассматривающих разные вопросы;
  • ведение судопроизводства с использованием государственного языка (или нескольких государственных языков);
  • всесторонний характер и полнота судебного разбирательства;
  • непосредственное исследование всех доказательств.

Уставные суды РФ

В настоящее время в России действует три уставных суда, расположенных в г. Санкт-Петербург, в Свердловской и Калининградской областях.

Уставной суд г По данной теме мы уже выполнили решение задач Прокурорская деятельность подробнее . Санкт-Петербург представляет собой орган судебной власти города, который осуществляет толкование Устава По данной теме мы уже выполнили реферат Право и обычай подробнее Санкт-Петербурга и рассматривает дела о соответствии законов, нормативно-правовых актов органов власти разного уровня Уставу Санкт-Петербурга. Решения Уставного суда По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Понятие и формы судебной деятельности подробнее являются окончательными и пересмотру не подлежат.

Уставной суд Санкт-Петербурга начал свою деятельность в 2000 году, после принятия соответствующего закона. Первым председателем Уставного суда был Н. М. Кропачев. Судьи в количестве пяти человек в Уставной суд Санкт-Петербурга назначаются Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. За весь период своей деятельности суд вынес более 60 решений.

Уставной суд Свердловской области был образован в 1998 году в соответствии с федеральными законами о судебной системе РФ, Уставом области и Областным законом об Уставном суде. В полномочия Уставного суда Свердловской области входит рассмотрение соответствия законов и правовых документов Свердловской области (исключение составляют ненормативные документы), которые принимаются различными государственными органами Свердловской области Уставу области, проводят толкование Устава.

Все постановления Уставного суда Свердловской области издаются в «Областной газете», Вестнике Уставного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Архив суда подробнее . За весь период своей деятельности Уставной суд вынес более 100 постановлений.

Уставной суд Калининградской области – судебный орган государственной власти области. Он входит в единую судебную систему РФ. Уставной суд Калининградской области был создан в 1996 году на основании Федерального конституционного закона и Устава области По данной теме мы уже выполнили реферат Основы местного самоуправления подробнее . Порядок деятельности и организация суда определяются законом об Уставном суде области. Свои полномочия суд может осуществлять только, если в его составе не менее трех человек. За весь период своей деятельности суд вынес более 70 постановлений.

Источники:

http://base.garant.ru/998574/

http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/02/06/822365-skolko-sudei

http://fparf.ru/news/media/ustavnaya-nepodsudnost/

http://yandex.ru/q/question/v_chem_otlichiia_konstitutsionnogo_suda_cbfbe4c7/

http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/konstitucionnye_ustavnye_sudy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector