0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько торговых судов в украине

Содержание

Судов под украинским флагом практически не осталось: что делать

На рынке морских перевозок мира украинский флот почти не представлен. Чтобы больше судов ходили под украинским флагом, нужно сделать несколько шагов

В конце 2018 года в мире насчитывалось более 118 000 морских судов с совокупным тоннажем около 1,3 млрд брутто-регистровых тонн (брутто-регистровый тоннаж – вместимость судна, вычисляемая на основе данных обмера внутренних помещений судна. — Ред.).

При этом, грузовых судов было около 60 000, общим дедвейтом 1,9 млрд тонн (дедвейт – величина, равная сумме масс переменных грузов судна, измеряемая в тоннах. То есть, сумма массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды, массы пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия . — Ред.).

Больше всего судов в мире ходят под флагом Панамы (около 8 000 судов общим тоннажем 215 млн рег. т), далее следует Либерия (3 500 судов тоннажем 155 млн рег. т) и Маршалловы острова (3 500 судов тоннажем 151 млн рег. т).

Позиции Украины выглядят не просто слабо, а откровенно убого. Тоннаж судов под нашим флагом составляет 219 000 рег. т (0,02% мирового тоннажа), дедвейт – 350 000 т (0,02% мирового дедвейта), количество судов под украинским флагом – 408 (0,34% мирового флота).

Таким образом, можно смело утверждать, что в качестве участника рынка морских перевозок, украинский флот на карте мира сегодня не представлен.

В начале девяностых картина выглядела кардинально иначе, ведь Украина унаследовала от СССР огромный флот Черноморского и Украинского Дунайского пароходств, который, впрочем, уже к началу 2000-х почти весь был разворован.

Итак, картина не радужная. При этом, абсолютно закономерная.

Почему украинский флаг настолько непривлекателен?

Статья в тему:  Какое решение конституционного суда

1. Неоправданно жесткие условия для получения права плавания под флагом Украины

В соответствии со ст.91 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года:

«Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь. 2. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом».

Кодекс торгового мореплавания Украины устанавливает такие условия:

«Стаття 32. Національна належність судна. Право плавання під Державним прапором України. Поняття «українське судно» або «судно України» означає національну належність судна, на яке поширюється юрисдикція України. Національна належність судна визначається його державною реєстрацією в Україні і одержанням права плавання під Державним прапором України. Право плавання під Державним прапором України має судно, яке є державною власністю або перебуває у власності фізичної особи-громадянина України, а також юридичної особи в Україні, заснованої виключно українськими власниками, або судно, яке знаходиться у цих осіб на умовах договору бербоут-чартеру.»

Для того, чтобы зарегистрировать судно под украинским флагом, необходимо открыть в Украине компанию, которая будет основана исключительно украинскими собственниками. Это дополнительно приведет к необходимости арендовать офис, нанять директора, бухгалтера, уборщицу, подавать отчетность

2. В соответствии с таможенным законодательством Украины, при приобретении судна за границей, оно подлежит помещению в режим импорта, с уплатой НДС, таможенных пошлин и платежей

Эти платежи составляют 25-35% от стоимости судна. То есть при покупке судна стоимостью $10 млн, в бюджет Украины необходимо заплатить около $3 млн.

Порядок регистрации судов в украинском судовом реестре (Постановление КМУ №1069) принят в далеком 1997 году и абсолютно не соответствует духу времени и современным технологиям.

Для регистрации судна в судовом реестре, в Морскую администрацию необходимо предоставить внушительный пакет документов (в оригинале), а вся процедура занимает около месяца! И все это время судно не имеет права работать, поскольку для появления в реестре, необходимо получить исключение из предыдущего реестра.

3. Украинский флаг абсолютно не котируется на рынке, что приводит к сложностям с привлечением кредитов и залогом судна

4. Морская администрация Украины — абсолютно неэффективный, насквозь коррумпированный орган с почти полным отсутствием профильных специалистов

Как следствие – в Украине не ведется системной работы в международном правовом поле, не соблюдаются, не обновляются и не имплементируются международные конвенции и поправки к ним.

Это делает Украину совершенно непривлекательной юрисдикцией. До сих пор не приняты даже такие базовые конвенции, как Конвенция Международной организации труда 2006 года о труде моряков, Конвенция о балластных водах и осадках, Конвенция о готовности и реагированию на загрязнение моря нефтью и химвеществами.

Как у других?

Например, в Грузии для регистрации судна необходимо скачать с сайта регистрационные формы, заполнить и их и в электронном виде отправить в грузинскую морскую администрацию, оплатить сбор за регистрацию.

Регистрация занимает два-три рабочих дня. Есть даже возможность за двойную плату зарегистрировать судно за один день! При этом нет никаких ненужных проволочек в виде грузинской компании, каких-то особенных собственников, импорта.

Статья в тему:  Судові та правоохоронні органи україни як навчальна дисципліна

Аналогично происходит процесс в ведущих морских администрациях мира.

Как сделать украинский флаг привлекательным?

Вот несколько шагов:

1. Смягчение условий для получения права плавания под флагом Украины – внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания.

2. Создание международного реестра – это реестр со специальным налоговым режимом, при регистрации в котором суда моложе 15 лет освобождаются от ввозных налогов и пошлин.

3. Разработка и внедрение нового порядка регистрации судов. Регистрация должна производиться дистанционно, способами электронной связи, за два-три дня.

4. Реформирование Морской администрации. Активная работа в международном морском правовом поле.

За три года в Украине построили 42 судна, — обзор украинского судостроения

В Украине три года подряд растут объемы судостроительного производства, однако страна использует только 10% своего судостроительного потенциала. В 1991 году Украина занимала 5-е место среди 24 стран Европы, которые производят суда, сегодня 16-е. Строительство судов происходит только на 6-7 верфях

Об этом рассказал заместитель председателя ассоциации «Укрсудпром» Сергей Лысенко, в ходе онлайн-форума «Морская отрасль Украины и пандемия: вызовы и возможности», передает Країна Сьогодні

Украина использует только 10% своего судостроительного потенциала

По его данным, сегодня в Украине действуют 20 крупных и средних судостроительных и судоремонтных заводов, а также несколько десятков предприятий малотоннажного флота, которые производят катера, яхты длиной до 24 метров, на которых работает более 6000 сотрудников.

В стране работает 15 проектно-конструкторских бюро и научных организаций, в которых работает более 2000 сотрудников.

В течение последних трех лет объемы судостроения и судоремонта на украинских предприятиях растут. В прошлом году они выросли на 35%.

С 2017 по 2020 год на украинском верфях построили 42 судна, из которых 5 пошли на экспорт, а 37 на внутренний рынок. Отремонтировали 531 судно, из которых 148 для иностранных заказчиков, 383 для украинских компаний. В прошлом году построили 14 и отремонтировали 160 судов.

Сергей Лысенко отмечает, что потенциал украинских судостроительных предприятий использован только на 10%. В качестве примера он приводит данные 1992 года, когда за год украинские предприятия построили 73 судна. В рейтинге 24 стран Европы, занимающихся судостроением сегодня Украина занимает 16 место, а в 1991 занимала пятое. Причиной этому является то, что строительство судов происходит только на 6-7 верфях.

Лидером среди судостроительных предприятий страны является николаевский судостроительно-судоремонтный завод «НИБУЛОН». Половину всех построенных судов построили именно на нем.

Подробнее о построенном на судостроительном заводе «Нибулона» уникальном 140-метровом судне «NIBULON MАХ» читайте в материале ИншеТВ

Сергей Лысенко также подчеркнул, что в прошлом году удалось восстановить работу судостроительном завода «Океан», который не работал 8 лет. Недавно на «Океане» спустили на воду две баржи для заказчика из Нидерландов, а в прошлом году отремонтировали 16 судов.

Еще одно судостроительное предприятие, на которои Сергей Лысенко заострил внимание – измаильский судоремонтный завод «Дунайсудосервис». По его словам, раньше это был исключительно судоремонтный завод, но с 2017 года на предприятии установили дополнительное оборудование для судостроения, запустили цех с газорезательным оборудованием и уже три года строят несамоходные суда. Сегодня на предприятии продолжается строительство крупнейшего несамоходного судна в истории Украины длиной 127 метров.

Статья в тему:  Хто має право на оскарження в суді рішень дій чи бездіяльності

Что касается экспорта, то за период с 2017 по 2020 год для иностранных заказчиков строили суда две украинские компании. Это компания SMG, которая строит танкеры для по заказу голландской компании VEKA Group и херсонский завод «Паллада», который строит плавучие доки для заказчиков из Африки.

По данным заместителя председателя ассоциации «Укрсудпром», которые были подготовлены на запрос министерства экономики, мощности украинских судостроительных предприятий способны ежегодно строить 30-40 судов, из которых 12-14 типа река-море, 10-12 барж, 4-6 буксиров, 2 -4 прогулочных судов.

Для реализации судостроительного потенциала в 2018 году ассоциацией был подготовлен законопроект по поддержке отечественного судостроения, который будет стимулировать развитие судостроения путем специальных льготных налоговых условий для судостроительных предприятий, в частности освобождение ввозной пошлины на изделия для судостроения, освобождение от налога на прибыль, освобождение от уплаты НДС на импортные изделия . Однако до сих пор этот законопроект не рассмотрен.

Почти все страны мира создали для собственных судостроительных предприятий специальные условия регулирования, которые учитывают особенности строительства и ремонта судов, которые действовали в Украине в начале 2000-х годов, поэтому корабли выступают за возрождение спецусловий регулирования, как средства укрепления нашей морской индустрии, – подчеркнул эксперт.

Строит ли Украина корабли? Кто содержит и чем занимаются судостроительные заводы. Разбор APnews

В структуре Укроборонпрома числится 19 предприятий судостроения и морской техники — в Херсоне, Харькове, Донецке, Киеве и других городах. Наибольшее их количество сосредоточено в Крыму — 8 предприятий.

Президент Зеленский почти каждый раз во время своих выступлений говорит, что работает над тем, чтобы Украина развивалась: чтобы строились корабли, самолеты, а наши космонавты летали в космос — чтобы было чем гордиться. Ни для кого не секрет, что эти сферы сейчас особенно ничем примечательным не выделяются. Но что-то же они делают!

Только судостроительных предприятий в Украине насчитывается аж 19. Поэтому редакция APnews решила поинтересоваться, как развивается сфера кораблестроения на сегодняшний день — сколько кораблей строится, экспортируется, используется и сколько денег это приносит в бюджет.

Где эти заводы и кто их содержит

В структуре Укроборонпрома, как мы уже отметили, числится 19 предприятий судостроения и морской техники — в Херсоне, Харькове, Донецке, Киеве и других городах. Наибольшее их количество сосредоточено в Крыму — 8 предприятий.

Так, в Украине действует, например, Херсонский государственный завод «Паллада», который, как указано на сайте Укроборонпрома, специализируется на проектировании и строительстве плавучих сооружений из морского железобетона. В Николаеве есть Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря» — «Машинпроект», что «разрабатывает и производит газовые турбины морского и общепромышленного применения». А в Киеве есть государственный завод «Буревестник», что «производит сложное морское приборостроение».

Все они — государственные предприятия, но денег из бюджета на их содержание не выделяют. Об этом нам рассказали в большинстве судостроительный предприятий. То есть они являются самостоятельными хозяйственными юридическими лицами, которые существуют за счет коммерческой деятельности. Их основали на государственной собственности и передали в управление «Укроборонпрома». Действуют они с целью получения прибыли путем осуществления производственной и хозяйственной деятельности в области судостроения, судоремонта, транспортной обработки грузов.

«Финансирование предприятия осуществляется за счет прибыли от собственной деятельности и за счет кредитных средств, бюджетное финансирование деятельности не осуществляется», — сообщили нам в Херсонском государственном заводе «Паллада».

Чем занимаются судостроительные предприятия на самом деле?

На самом деле деятельность Укроборонпрома и его концерна — государственная тайна. Но несколько предприятий все же ответили на наш запрос с просьбой рассказать о результатах работы за 2019 год.

Статья в тему:  Предписание суда что это

Так, например, ГП НПКГ «Заря» — «Машинпроект», что в Николаеве, сейчас занимается разработкой нового газотурбинного двигателя. Отметили, что это многолетний процесс.

«Сейчас на предприятии ведутся доводочные работы нового базового газотурбинного двигателя мощностью 32 МВт. Всего одновременно создается три варианта ГТД в соответствии со сферой применения: транспорта газа, энергетика, ВМС. На данный момент выполнено более половины работ и в 2021 году запланирован переход к опытно-промышленной эксплуатации одного из наземных вариантов», — рассказали в пресс-службе предприятия.

Также на внутреннем рынке предприятие сотрудничает с ООО «Оператор ГТС Украины» по программе модернизации отечественной газотранспортной системы. В июле этого года был заключен новый контракт на капитальный ремонт 11 двигателей на сумму около 490 млн гривен. Вторым направлением работы того же предприятия является выполнение работ для украинского военно-морского флота. Например, в этом году исполняется ремонт аппаратуры газотурбинных двигателей флагмана ВМС Украины фрегата «Гетман Сагайдачный», которая в свое время была разработана и произведена на этом же предприятии.

А вот «Николаевский судостроительный завод» новые суда в 2019 году не строил, не работал и на экспорт. При этом отметили, что выполняли ремонтные работы в рамках контрактов с ВМС ВС Украины, но они являются тайными.

Сколько средств приносят в бюджет?

Так, например, то же ГП НПКГ «Заря» — «Машинпроект», что в Николаеве, в прошлом году реализовало продукции разнообразного применения и услуг (в том числе ремонт 24 двигателей) на общую сумму более 34 млрд гривен. При этом отметили, что более 65% реализованной продукции составляет продукция военно-морского применения. При этом предприятие уплатило более 667,5 млн гривен налогов и сборов в бюджеты и фонды всех уровней. Из них в государственный бюджет было уплачено более 398 млн гривен, и более 8,8 млн гривен — в местный бюджет. Около 260,6 млн гривен составили взносы в государственные целевые фонды.

А вот ГП «Оризон-Навигация» (Черниговская область) сообщило, что общий объем произведенной продукции (работ, услуг) в 2019 году составил 105 млн гривен. А объем отремонтированного оборудования составил 3,2 млн гривен (в пределах общего объема).

«И уже за первое полугодие 2020 удалось сохранить динамику производства продукции предприятия», — отметили там.

Работают ли на экспорт?

На экспорт украинские судостроительные предприятия работают, но не все. Так, например, пресс-служба николаевского «Заря» — «Машинпроект» отметила, что в 2019 году оно работало на экспорт. Доля экспорта в общем объеме поставок за год составила 91%.

«Крупнейшими покупателями (около 75% общего объема продукции) стали страны Южной и Юго-Восточной Азии», — рассказали в ГП НПКГ «Заря» — «Машинпроект».

Работали на экспорт и ГП «Оризон-Навигация». В прошлом году объем произведенной продукции на экспорт составил около 7 млн ​​гривен.

Статья в тему:  Сколько стоит развод в украине без суда

А вот «Николаевский судостроительный завод» не выполнял заказов из-за рубежа прошлого года.

Что с заводами в Крыму?

Как мы уже отмечали, на территории оккупированного Крыма на сегодняшний день сосредоточено наибольшее количество судостроительного концерна Укроборонпром. Ведомство сообщило, что информации о состоянии, имуществе и других активов предприятий, находящихся на неподконтрольных Украины территориях, сейчас в Концерне отсутствует.

«В связи с аннексией Крыма и оккупацией частей Донецкой и Луганской областей, где расположены предприятия из состава Концерна,»Укроборонпром» потерял возможность осуществлять по ним управленческие и другие функции, определенные Уставом», — пояснили в ведомстве.

На самом деле после распада СССР на территории Украины осталась очень мощная судостроительная база. Большинство предприятий и организаций отрасли входят в состав негосударственной Ассоциации судостроителей Украины ( «Укрсудпром»), где нам, к сожалению, общей информации о количестве произведенной продукции не предоставили. Однако даже из вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на потерю почти половины предприятий с аннексией Крыма, Украина и дальше продолжает зарабатывать миллионы гривен и не теряет способность работать на экспорт, даже в области морской техники. Поэтому при активной государственной поддержке судостроительная отрасль Украины сможет стать заметным игроком на мировом рынке, ведь потенциал действительно есть, и грех им не пользоваться.

Современное состояние торгового флота Украины

На 01.04.2005 г. в Государственном судовом реестре Украины зарегистрировано 3475 судов, общий тоннаж которых составил 2633 т. рег. т. Следует отметить, что на начало 2000 г. в Государственном судовом реестре было зарегистрировано 2078 судов общим тоннажем 2271 т. рег. т, а на 01.12.2004 г. – 3431 судно общим тоннажем 2630 т. рег. т. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения количества судов и их тоннажа, также растет число судоходных компаний (с 70 в 2000 г. до 600 компаний на 01.12.2004 г.). В то же время, за последние пять лет, число зарегистрированных судов увеличилось на 65,1 %, а совокупный тоннаж возрос лишь на 15,8 %, т.е. флот становится малотоннажным. Вследствие этого на 01.05.2005 г. осталось всего 79 судов вместимостью более 5 тыс. т и 12 судов – на параллельной регистрации, тогда как на 01.01.2000 г. их насчитывалось 126 и 29 судов соответственно.

На 01.04.2005 г. под украинским флагом насчитывается 2281 судно общей вместимостью 2479 рег. т. Одни баржи (888 единиц) дают 27,6 % вместимости торгового флота страны. Структура торгового флота Украины представлена на рис.1.2.

Рисунок 1.2. Структура торгового флота Украины по основным типам судов на 01.04.2005,%.

Наиболее представительная группа самоходных судов — это 203 сухогруза, которые имеют общую вместимость 499 637,8 рег. т. На их долю приходится 20,1% общей вместимости флота страны. Второй группой самоходных судов по суммарной вместимости являются пассажирские суда — 192 судна общей вместимостью 201 772,9 рег. т. (8,1%). Третья группа — 124 рыболовецких судна общей вместимостью 161 763,8 р. т. (6,5%).

Статья в тему:  Як завірити копію рішення суду

Из транспортных судов заметны 7 балкеров (104 275 р.т.), 11 паромов (45 049,6 р.т.), 19 рефрижераторных судов (42 854 p.т.), 6 контейнеровозов (41 367 р.т.), 19 танкеров (20 591,3 р.т.).

Если рассмотреть возрастную структуру украинского торгового флота, очевидна перспектива его значительного сокращения в ближайшие годы: более 62% судов имеют возраст 20 и более лет. А число судов, которые имеют «пенсионный возраст» (25 лет и выше) превышает 45%. В то же время судов возрастом до 10 лет в составе флота насчитывается лишь 3,92%.

На рис. 1.3 приведена возрастная структура украинского рефрижераторного флота, которая подтверждает актуальность задания на курсовое проектирование.

Рисунок 1.3. Возрастная структура рефрижераторного флота Украины.

В настоящее время в Украине осталось лишь три крупные судоходные компании, которые имеют возможность строить флот – это “Укрречфлот”, УДП и ООО “Торговый флот Донбасса”. В табл. 1.3 приведены десять крупнейших украинских судоходных компаний в зависимости от вместимости их судов.

Крупнейшие судоходные компании Украины, их количество и вместимость

(по состоянию на 01.04.2005 г.)

Название компанииКоличество судовВместимость, рег. т
ОАО «УДП»633042,8
АСК «Укрречфлот»278695,75
«Торговый флот Донбасса»
Черазморпуть59873,9
Черноморнефтегаз43750,4
Укрферри
Севастопольская рыбодобывающая компания
Черномортехфлот
Херсонский МТП29639,8
Столичная судоходная компания
Итого1452817,65

Самое крупное пополнение флота за время независимости Украины произошло за счет использования кредитов в АСК “Укрречфлот” – это семь морских судов по 4 т.т dwt. Также компания поместила заказы на строительство еще четырех судов по 6,3 т.т dwt.

Строительство флота предполагает дорогостоящие инвестиции. Например, сегодня строительство 1 т.т dwt оценивается примерно в 0,6 – 0,7 млн. долл., с длительным сроком окупаемости – не менее 7 лет. Украинские банки не дают таких кредитов в связи с не совершенством законодательной базы (в частности, за рубежом отсутствует 20 % НДС) и длительностью периода кредитования.

Основными задачами государства в области развития морского транспорта являются:

· разработка механизмов, стимулирующих модернизацию флота и обеспечение роста флота, зарегистрированного в Украине;

· стимулирование в краткосрочной перспективе пополнения флота, контролируемого судовладельцами, на основе фрахтования судов (на условиях договоров тайм-чартера и бербоут-чартера) в соответствии с распространенной международной фрахтовой практикой;

· стимулирование экономической и технологической интеграции между грузообразующими отраслями и морским транспортом: как в части пополнения флота, так и в части развития специализированной инфраструктуры морских портов;

· повышение объемов экспорта транспортных услуг, предоставляемых судовладельцами и морскими портами. Содействие повышению конкурентоспособности морских портов и судовладельцев, работающих на международных фрахтовых рынках;

· недопущение применения дискриминационных мер к национальным перевозчикам по сравнению с иностранными;

· приведение таможенных требований к международным нормам при фрахтовании судов;

· расширение использования внутренних водных путей, устьевых и речных портов для перевозок пассажиров, экспортно-импортных и транзитных грузов;

· обеспечение безопасного судоходства и надежного функционирования гидротехнических сооружений на внутренних водных путях.

Для потехи и наживы. Как выглядит сегодня военный флот Украины

Флагман украинских военно-морских сил «Гетман Сагайдачный» оказался в центре судебного разбирательства.

Как говорится в сообщении, размещённом на официальном сайте Генеральной прокуратуры Украины, военной прокуратурой Южного региона Украины выявлен факт выхода из строя дизельного двигателя фрегата ВМСУ «Гетман Сагайдачный» вскоре после его ремонта, проведённого в рамках выполнения государственного оборонного заказа.

Статья в тему:  Когда роспотребнадзор подает в суд

«Несмотря на нарушение условий контракта, предприятие-подрядчик не устранило дефекты двигателя по гарантии в течение согласованного срока, что негативно влияет на боеготовность ВМС ВСУ», — говорится в сообщении.

Прокуратурой подан иск в отношении подрядчика о взыскании штрафа в размере 668 тысяч гривен (около 1,5 млн рублей). Продолжается судебное разбирательство.

Тайный агент Кремля

В феврале 2017 года стало известно, что в рамках бюджетной программы развития вооружения и военной техники Вооружённых сил Украины на ремонт и модернизацию флагмана ВМСУ выделен 91 миллион гривен. При этом на текущий ремонт планируется потратить 14,5 миллиона гривен.

Ремонт проводится в плавучем доке Черноморского судоремонтного завода, но силами киевского судостроительного предприятия «Кузница на Рыбальском», которое до 2017 года носило название «Ленинская кузница».

Согласно договору, Черноморский завод получит за это 10 процентов от стоимости тендера на ремонт, выигранного «Кузницей на Рыбальском».

Кому же принадлежит предприятие, некачественным ремонтом наносящее вред обороноспособности Украины? 83 процента акций завода «Кузница на Рыбальском» находятся во владении Закрытого недиверсифицированного корпоративного инвестиционного фонда «Прайм эссетс кэпитал», куда их передал для формального соблюдения закона о разделении бизнеса и госслужбы реальный хозяин: президент Украины Пётр Порошенко.

Так вот и выясняется, что глава Украины — тайный агент Кремля, занимающийся саботажем и диверсиями.

«Самозванец» «Гетман Сагайдачный»: советский «сторожевик», ставший «гордостью Украины»

Впрочем, заводчанам, ремонтирующим фрегат «Гетман Сагайдачный», впору посочувствовать. «Гордость украинского флота» на деле таковой далеко не является.

В своей далёкой юности грозный фрегат строился как сторожевой корабль (СКР), в просторечье «сторожевик», то есть относился к классу судов, предназначенных для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспорта и десантных кораблей от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.

Будущий «Гетман Сагайдачный» был заложен в октябре 1990 года в Керчи по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. Корабль спустили на воду в марте 1992 года, и в июне того же года он в недостроенном состоянии вошёл в состав ВМСУ. Весной 1993 года он был принят в эксплуатацию и объявлен фрегатом.

Именно «объявлен», потому что с точки зрения технических и боевых характеристик заявленному классу он не отвечает. Модернизированный «сторожевик» в состоянии гонять нарушителей или пиратов, выполнять операции в составе группы кораблей, но с точки зрения серьёзного морского сражения он бесполезен.

Зато последние четверть века он бессчётное количество раз выполнял представительские функции: принимал президентов, совершал официальные визиты, был задействован в учениях флотов стран НАТО, даже однажды участвовал в фестивале парусников.

Во время событий «Крымской весны» «Гетман Сагайдачный» находился в походе, и вернулся уже не в Севастополь, а в Одессу, что на Украине трактуется как яркий пример верности присяге. Правда, Из 211 человек команды по прибытии в Одессу 28 человек бесследно исчезли. С точки зрения украинского командования, они дезертировали, но, пользуясь американской терминологией времён «холодной войны», можно сказать, что «они выбрали свободу».

Статья в тему:  Не потому суди что другие говорят

Побег патриотов: чем закончилась история первого корабля под флагом Украины

История Военно-морских сил Украины на сегодняшний день простирается от «сторожевика» до «сторожевика».

Считается, что первым кораблём, поднявшим флаг Украины, стал СКР-112, который 21 июля 1992 года совершил несанкционированный переход в Одессу. Согласно официальной версии, принятой на Украине, капитан 2 ранга Николай Жибарев вместе с другими украинскими патриотами из числа офицеров флота, устав от унижений и издевательства командования, решился на переход из Севастополя в Одессу. Героических моряков 8 часов преследовали российские корабли, намеренные потопить мятежников, но «патриоты ушли от погони».

Другая версия событий звучит так: капитан Жибарев за восемь дней до этих событий был снят с должности за неблаговидные поступки. Поняв, что карьера рушится, бравый моряк решил продолжить её во вновь созданном украинском флоте. Командование Черноморского флота в условиях полнейшей неразберихи, связанной с неопределённостью, возникшей после распада СССР, послало корабли за СКР-112, чтобы разобраться, чего вообще хочет его экипаж. В конечном счёте после переговоров на СКР-112 махнули рукой, и он добрался до Одессы.

Развязка этой истории вовсе не героическая. Когда флот поделили, и СКР-112 стал называться U132, выяснилось, что его техническое состояние не выдерживает никакой критики. Уже летом 1993 года корабль был сдан для разоружения и демонтажа. Патриоты призывали сделать из него памятник, но командование сочло, что на украинскую «Аврору» СКР-112 не тянет. В 1996 году судно разделали на металлолом.

Разбазаренное наследство

АиФ.ru рассказывал о печальной истории раздела Черноморского флота, в результате которого от гордости СССР мало что осталось. Что касается атмосферы, царившей среди моряков, её каноническим отображением многие называют сцену принятия украинской присяги из фильма «72 метра».

По российско-украинскому договору о разделе Черноморского флота Украине досталось 18,3 % судов. ВМС Украины были переданы 43 боевых корабля, 132 судна и катера, 12 самолётов, 30 вертолётов, 227 береговых объектов, значительное количество техники, вооружения, боеприпасов и иного имущества.

Но и тогда, и сейчас в Киеве не могли внятно ответить на вопрос: «Зачем Украине военный флот?»

По правде говоря, ответа на этот вопрос в течение долгого времени не знали и в России. В феврале 1996 года на закрытых слушаниях в Госдуме России начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал Пётр Святашов заявил: «Черноморский флот в ходе его дележа ослаб до предела. Разрушены все ударные группировки. Уже практически нет плавающих подводных лодок и морской ракетной авиации. Уничтожены системы базирования, наблюдения и разведки. Разрушена гидрографическая система, обеспечивающая безопасное плавание по всему Чёрному морю, особенно на его сложных участках: в устье Дуная и в Керченском проливе. Участок, который мы можем контролировать, — узкая полоска у входа в Севастополь. Сворачивается судоремонт, корабли стареют, нет топлива. Даже дежурные силы флота стоят на базе».

Но в РФ, кажется, всё-таки определились и приступили к процессу восстановления Черноморского флота.

А вот в Военно-морских силах Украины к началу 2014 года осталось менее 25 процентов судов, полученных при разделе советского флота. Речь идёт о списочном составе, а сколько из них были способны выполнять боевые задачи, сказать трудно.

Статья в тему:  Как оформить наследство по решению суда

К примеру, в конце февраля 2014 года и. о. министра обороны Украины адмирал Игорь Тенюх заявлял, что «условно боеспособны только четыре корабля: фрегат Гетман Сагайдачный, корвет Тернополь, корабль управления Славутич и большой десантный корабль Константин Ольшанский».

«Крымская весна»

Во время «Крымской весны» большая часть моряков ВМСУ, находившихся в Крыму, перешла на сторону крымчан. К 20 марта 2014 года часть кораблей ВМС Украины покинула Севастополь, 25 судов вспомогательного флота и 6 боевых кораблей подняли флаг Российской Федерации.

Экипажи тех кораблей, которые остались под украинским флагом, были обезоружены силами крымской самообороны. 25 марта 2014 года был спущен украинский флаг на последнем корабле: тральщике «Черкассы». Финальный акт драмы под названием «Украинский флот в Крыму» обошёлся без жертв.

28 марта 2014 года Владимир Путин приказал Министерству обороны РФ передать Украине военную технику крымских частей, отказавшихся переходить на сторону России.

Правда, осмотр, проведённый специалистами, показал, что большинство из передаваемых кораблей находятся в плачевном состоянии. Поэтому передача судов украинской стороне осуществлялась с лёгкой душой. Хотели передать и единственную в составе ВМСУ подводную лодку «Запорожье», но оказалось, что это физически невозможно ввиду катастрофического технического состояния субмарины.

Боевые корабли ВМСУ: одни не плавают, другие не стреляют

Ну и что же имеют в своём составе ВМСУ, базой которых теперь является Одесса?

В списочном составе украинского флота более полусотни судов, однако большинство из них — это вспомогательные корабли и малые катера.

О флагмане ВМСУ мы рассказали подробно. Ещё один корабль, который безо всяких оговорок относится к боевым судам, — корвет «Винница». Введённый в эксплуатацию в 1976 году корабль в советское время назывался «Днепр» и служил в составе морских частей погранвойск КГБ СССР.

Третий в списке — средний десантный корабль «Юрий Олефиренко», введённый в эксплуатацию ещё в 1971 году. До 1994 года корабль назывался СДК-137, затем именовался «Кировоград», а ныне он носит имя капитана 3 ранга ВМС Украины, убитого на Донбассе.

По данным украинских экспертов, корабль своего хода не имеет и перемещается только с помощью буксиров. Привести судно в порядок, судя по всему, уже невозможно.

О состоянии ВМСУ хорошо говорит такой пример: одним из самых мощных судов украинского флота является ракетный катер «Прилуки», оснащённый двумя пусковыми установками противокорабельных ракет «Термит». Этот катер принадлежит к проекту 206МР «Вихрь», в рамках которого было построено 12 кораблей. Вот только строительство самого «юного» из них закончилось в 1983 году, и сейчас все корабли, кроме катера «Прилуки», либо списаны, либо утилизированы. «Прилуки» же в последний раз проводил боевые стрельбы ещё в XX веке, а ракеты к его комплексу, имеющиеся на складах, давно исчерпали паспортный ресурс. То есть стрелять, конечно, можно, но чем это кончится, неизвестно.

Новейшие катера ВМСУ разрабатывали для флота Узбекистана

Есть у ВМСУ и новинки. В 2016 году в строй вошли «Аккерман» и «Бердянск», артиллерийские катера проекта 58155 «Гюрза-М». Построил их завод «Ленинская кузница», ныне «Кузница на Рыбальском», предприятие Петра Порошенко.

Статья в тему:  Не потому суди что другие говорят

Корабли были торжественно представлены как грозная сила, способная противостоять «агрессии России». Главное, не вникать в подробности, чтобы случайно не узнать, что первоначальный проект «Гюрза» был разработан для береговой охраны. Узбекистана. Да, у Узбекистана нет морей, но и бронекатера, согласно проекту, не морские, а речные.

Затем проект модернизировали, и приняли решение построить девять таких катеров для ВМСУ, для действий в бассейне реки Дунай и в прибрежных зонах Чёрного и Азовского морей.

При новой украинской власти, в 2016 году, заложили ещё четыре катера проекта, а всего обещали построить ещё 20.

Дабы не утомлять вас перечислением технических характеристик, приведём один факт: катера проекта «Гюрза» обладают только лёгкой броневой защитой, способной защитить экипаж лишь от пуль калибра 7,62 мм. По сути, это что-то вроде плавающего бронетранспортёра, для которого опасность представляет даже выстрел из РПГ. Говорить о его реальном боестолкновении с настоящим боевым кораблём как-то неловко.

«Этот потешный флот будет потоплен за 40 минут»

В ноябре 2016 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман во время рабочей поездки в Херсон заявил: «Мы морская держава, но много потеряли. Наша задача сегодня возродить наш статус. Пройдёт не один год. Завтра это не произойдёт. Но если мы чётко понимаем наши приоритеты, то будем сильной, крепкой морской державой».

Чуть ранее начальник Управления коммуникаций и прессы Министерства обороны Украины Оксана Гаврилюк объявила: «Военно-морские силы Украины до 2020 года получат в своё распоряжение около 30 боевых кораблей и катеров».

Нетрудно подсчитать, что ВМСУ должны получать новый корабль каждые полтора месяца. График совершенно нереальный даже для развитых морских держав, не говоря уже о современной Украине. Пока сданы только уже упоминавшиеся «Аккерман» и «Бердянск», на постройку которых ушло четыре года.

Есть ещё амбициозный проект строительства корветов, первый из которых, названный «Владимир Великий», строится с 2011 года в Николаеве. В конце 2014 года готовность головного корабля проекта оценивалась в 43 процента. С тех пор о «Владимире Великом» мало что известно.

У Черноморского флота России проблем, что называется, выше крыши. Но все эти проблемы не идут ни в какое сравнение с состоянием ВМСУ.

В 2016 году командир полка «Азов» Андрей Билецкий дал интервью телеканалу «112 Украина», в котором назвал флот Украины бутафорским.

Билецкого, убеждённого нациста, вряд ли можно заподозрить в работе на Россию. Однако он уверенно говорит о том, что ВМСУ, где, по его мнению, «количество адмиралов превосходит количество боевых кораблей», российскому Черноморскому флоту не соперник.

«Нужно понимать: при географическом доминировании Крыма, существовании там мощной авиационной группировки, этот весь прибрежный потешный флот будет потоплен за 40 минут», — приводит слова Билецкого телеканал «112 Украина».

Глядя на происходящее, можно сделать вывод, что сегодня Военно-морские силы Украины нужны лишь украинским адмиралам, а также тем, кто получает бюджетное финансирование на оборонных заказах, среди которых самый сладкий «кусок пирога» достаётся владельцу предприятия «Кузница на Рыбальском».

Источники:

http://biz.liga.net/ekonomika/transport/opinion/sudov-pod-ukrainskim-flagom-prakticheski-ne-ostalos-chto-delat

http://inshe.tv/important/2020-06-05/535541/

http://apnews.com.ua/ru/news/stroit-li-ukrainy-korabli-kto-soderzhit-i-chem-zanimaiutsya-sudostroitelnye-zavody-razbor-apnews/

http://infopedia.su/5x29f6.html

http://aif.ru/society/army/dlya_potehi_i_nazhivy_kak_vyglyadit_segodnya_voennyy_flot_ukrainy

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector