0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сколько третейских судов в россии

В России из 4 тыс. третейских судов осталось всего 6

«Из четырех тысяч третейских судов в России осталось всего 6», — сообщил на состоявшемся сегодня в Казани VI корпоративном форуме им. Челышева «Реформы в сфере корпоративного права и арбитража» заместитель председателя президиума арбитражного центра (занимается третейским разбирательством) при российском союзе промышленников и предпринимателей Рустем Ганеев, комментируя результаты произошедшей реформы.

Он отметил, что один из важных аспектов — это то, что государство обязало получать соответствующие разрешения правительства России. «Появилось это правило, и от четырех тысяч третейских судов осталось изначально четыре. Сейчас добавилось еще два. всего 6 на всю Россию, и в ближайшей перспективе вряд ли появятся десятки новых [таких судов]. Я думаю, они и останутся в таком количестве», — прокомментировал он результаты реформы.

Ганеев признался, что сначала смотрел на это критически. По его словам, у нас в республике, помимо сотен небольших третейских судов, были и достаточно сильные, компетентные третейские суды: энергетический, при Сбербанке, в Набережных Челнах при ТПП. «Думаю, как так? И почему нам самим не дали статус, хотя нас поддержало и правительство Татарстана, и министерство юстиции? У нас и состав такой именитый. Вроде бы все условия. Мы отвечаем требованиям, которые предъявляет законодательство», — вспоминает он.

Ганеев сам назвал и причину: это целенаправленная политика, чтобы в России было немного третейских судов. По прошествии времени он даже увидел в этом определенное преимущество.

По словам спикера, в рамках отделения арбитражного центра, которое создалось в Татарстане, они собрали всех тех, кто фактически начинал арбитраж в нашей республике. «Руководитель третейского энергетического суда сегодня с нами в команде, является арбитром отделения арбитражного центра. Руководитель третейского суда при Сбербанке стала начальником аппарата нашего отделения. Буквально вчера мы провели продуктивную беседу с нашими челнинскими коллегами, которые рассматривали сотни и тысячи дел в год, работали и с КАМАЗом, и с крупнейшими предприятиями Закамского региона. С ними тоже достигнуты определенные договоренности», — сообщил он. Задействованы и судьи, находящиеся в отставке, которые занимались этими вопросами многие годы в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа, судах общей юрисдикции, Верховном суде. В том числе те, кто имел опыт работы в третейских судах.

Статья в тему:  Где лучше работать в суде или полиции

И это, как считает Ганеев, должно привлечь внимание бизнеса. В частности, к плюсам третейского разбирательства он относит качество и сроки.

Здесь нет длинных сроков на апелляционное и кассационное обжалование, решения третейского суда вступают в силу сразу. Это в какой-то мере облегчает для многих предпринимателей решение споров, которые иногда затягиваются. «В моей практике был спор, который длился 6 лет. Какой-то бизнес за это время может и умереть», — вспомнил выступавший.

Ганеев также отметил, что, согласно официальным данным, около 50% принятых Арбитражным судом РТ решений отменяют вышестоящие инстанции. «Я ни в коем случае не критикую государственных судей, не говорю о том, что они некомпетентны. Имею в виду то, что они перегружены. Сами судьи не скрывают, что вместо того, чтобы рассматривать пять-шесть дел в месяц, они рассматривают 40, а иногда и 50−60 дел. Нагрузка огромная. И третейские суды, я считаю, должны эту нагрузку уменьшить», — заявил спикер.

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

В России осталось четыре третейских суда

1 ноября 2017 года завершился переходный этап реформирования системы третейских судов. В результате в России на сегодняшний день осталось лишь четыре таких суда.

В чем суть реформы?

Если раньше третейские суды могли быть созданы на базе любой формы юридического лица, то теперь они могут создаваться лишь при некоммерческой организации (НКО). Кроме того, эти НКО должны получить соответствующее разрешение Правительства, а заявку должен одобрить Совет по совершенствованию третейского разбирательства.

«С этого момента заниматься администрированием арбитража, то есть выбирать, назначать, отводить арбитров, вести делопроизводство, смогут только те институты, которые были созданы при некоммерческих организациях и получили на это специальное разрешение. Это позволит приблизить российский арбитраж к общемировым стандартам в части качества и количества этих учреждений«, – заявил глава Правительства Дмитрий Медведев.

Какие суды остались?

До проведения арбитражной реформы в России насчитывалось более 1500 третейских судов. Теперь их осталось только четыре: АНО «Институт современного арбитража» и Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП), которые получили разрешение Правительства, а также Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате, которым одобрение Правительства не требуется.

Зачем нужны третейские суды?

Администратор Арбитражного центра при Институте современного арбитража Андрей Горленко заявил, что у третейского суда большое количество преимуществ: гибкая процедура, отсутствие множества инстанций, возможность выбора профессиональных арбитров с определенной специализацией, конфиденциальность, возможность исполнить решение более чем в 150 странах мира.

В связи с деофшоризацией наличие современного арбитража в России является одним из важных стимулов перевода коммерческих активов в отечественную юрисдикцию. Также одной из задач, стоящих перед Арбитражным центром, является повышение инвестиционной привлекательности России.

Статья в тему:  Кто такой истец в суде

По итогам реформы в России осталось четыре арбитражных учреждения

С 1 ноября рассматривать третейские споры в РФ могут только арбитражные учреждения, получившие разрешение правительства. Но за год с начала реформы их выдано всего два, плюс имеют право работать еще два суда при Торгово-промышленной палате (ТПП). Таким образом, число третейских судов в стране уменьшилось более чем в сто раз. Минюст утверждает, что российский арбитраж начинает соответствовать мировым трендам, а мошенничество уходит в прошлое. Но участники рынка говорят о вымирании третейского судопроизводства в России.

Точное число работавших в РФ до стартовавшей год назад реформы третейских судов (ТС) неизвестно, по разным оценкам — 1,5–3 тыс. По итогам переписи журнала «Третейский суд», на 17 февраля 2017 года их было 398. При этом число обращений за исполнением решений ТС росло: в 2013 году арбитражные суды вынесли 4403 акта по таким делам, в 2014 году — 5747, а в 2015 году — 8053. Рост числа обращений в 2015 году может объясняться решением КС от 18 ноября 2014 года, позволившим исполнять решения «карманных» ТС, аффилированных со стороной спора, если не доказана пристрастность арбитров. В 2016 году число актов об исполнении третейских решений составило 7422 (на 31 октября 2017 года — 5460).

Вступивший в силу в сентябре 2016 года закон «Об арбитраже» определил, что ТС может быть лишь некоммерческая организация (НКО), которая должна получить рекомендацию Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте, а затем разрешение правительства. С 1 ноября третейские споры в РФ могут рассматривать только те, кто прошел процедуру и стал постоянно действующим арбитражным учреждением (ПДАУ). Исключение сделано лишь для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ, им достаточно было задепонировать новые правила рассмотрения споров. Реформа сократила количество ТС на несколько порядков: в Минюст поступило более 70 заявлений от примерно 40 НКО, на рассмотрении около десятка, полностью завершить оформление смогли только два суда.

До совета не добраться

Поскольку в составе совета при Минюсте чиновников мало, а большинство его членов — корпоративные юристы, представители науки и бизнес-объединений, третейское сообщество исходно не опасалось проблем. Беспокойство процедура вызывала в первую очередь у ТС, которые действовали полулегально и были, например, средством взыскания несуществующих долгов или разрешения спора в отсутствие ответчика. Но неожиданно главной преградой стал Минюст, куда подаются документы для первичной проверки. За год в совет из министерства ушло лишь три заявки, на их рассмотрение понадобилось одно заседание. Две были одобрены, соискатели получили разрешение правительства на создание ПДАУ. Это РСПП и Институт современного арбитража (ИСА).

Третейское разбирательство стало национальным

В качестве причины такого жесткого отсеивания в Минюсте называют «большое количество недочетов и ошибок в заполнении документов». Среди типичных недостатков отмечают несовпадение информации об арбитрах в рекомендованном списке ПДАУ с данными документов НКО, а также отсутствие оригиналов или надлежаще заверенных копий документов, подтверждающих наличие у арбитров необходимого по закону десятилетнего опыта разрешения гражданских споров (должна иметь как минимум половина арбитров из списка ПДАУ) или ученой степени по гражданским специальностям (не менее трети).

Статья в тему:  Как узнать открытый суд или закрытый

Представители НКО, не прошедших проверку Минюста, добавляют, что многие претензии касались небольших ошибок в номерах и названиях или несовпадения данных со сведениями из интернета. Основные проблемы связаны с информацией об арбитрах. Например, если название вуза указывалось в документах так, как в дипломе, но теперь изменилось, Минюст мог счесть это недостоверными сведениями. Если арбитра повысили в должности за время рассмотрения бумаг, оно приостанавливалось для исправлений. Также министерство требовало, чтобы наименование места работы арбитра в справке соответствовало общедоступным сведениям в интернете. При этом в числе арбитров с учеными степенями не учитывались те, кто получил их за рубежом, а также те, чей шифр научной специальности не совпадал с данными из электронного каталога диссертаций РГБ. Многие документы Минюст требовал заверить нотариально.

Михаил Морозов: «Пока Минюсту не станет неудобно, ничего не изменится»

Еще одной типичной головной болью стало подтверждение стажа арбитров и судей в отставке. Какие именно документы для этого требуются, в законе не указано. Возглавляющий совет замминистра юстиции Михаил Гальперин рассказал “Ъ”, что министерство рекомендовало брать справки из судов о рассмотренных судьями (арбитрами) делах с указанием сторон и предмета спора, «чтобы было понятно, что это достоверная информация». «Мы сталкивались с ситуациями, когда справка о делах арбитра просто выдавалась председателем ТС самому себе, что, безусловно, вызывает сомнения в реальности сведений,— объяснил чиновник.— Не буду говорить за всех, но я, как один из членов совета, считаю, что информации о делах без указания того, кто и о чем судился, недостаточно».

Если справку о том, что лицо работало арбитром или федеральным судьей, получить было сравнительно легко, то информацию о конкретных делах согласились дать далеко не все суды. Большинство ТС отказали в этом из-за условия о конфиденциальности рассмотрения споров, а в госсудах ссылались на то, что закон не обязывает их предоставлять данные, говорят заявители. Некоторые из них добавляют, что при повторной подаче документов после приостановления или возврата Минюст мог выдвинуть новые претензии к тому, что исходно вопросов не вызвало. В ряде случаев министерство вообще возвращало документы со ссылкой на «недостоверные сведения» без уточнений.

Управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков уверен, что подобный «излишний формализм» не оправдан. «Критерии отбора намеренно прописаны нечетко для обеспечения дискреции аппарата Минюста,— полагает управляющий партнер “Муранов, Черняков и партнеры” Александр Муранов.— Конечно, формальные неточности основанием для отказа в передаче документов в совет быть не должны».

Статья в тему:  Кто имеет право обратиться в конституционный суд украины

Андрей Горленко: «Не могу сказать, что к нам как-то лучше и легче относились»

По мнению одного из заявителей, получивших отказ, «министерство проявляет чудеса формализма, потому что им поставили такую задачу — “под шумок” очистить рынок от всех возможных конкурентов». Александр Муранов также видит проблему в том, что Минюст «начинает изобретать новые придирки и проявляет двойные стандарты, избирательность к заявителям». Представитель одной из НКО, чьи документы не дошли до совета, также говорит о борьбе с конкурентами, подчеркивая, что арбитражный центр при ИСА «по сути, создан при Минюсте, который поддерживает его через всяческие программы финансирования». В ИСА, впрочем, особые отношения с Минюстом отрицают (см. интервью с Андреем Горленко) .

Отдельной проблемой стали требования к стажу и ученым степеням арбитров для провинциальных ТС. «Далеко не каждый регион может похвастаться таким составом судей даже в госсудах,— говорят в одной из региональных ТПП.— Например, из 35 судей арбитражного суда Вологодской области только 10 человек имеют опыт рассмотрения гражданских дел свыше 10 лет и только один судья закончил аспирантуру. В Курганской области и вовсе нет юристов со степенями, потому что нет юридического вуза».

И даже опытные иностранные арбитры выражают недоумение по поводу параметров российской реформы. Сейчас из иностранцев, по сведениям “Ъ”, в списках ПДАУ присутствуют арбитры в основном из стран СНГ (Белоруссии, Украины), а также, например, Болгарии. Их стаж подтверждали, как правило, арбитражные центры при национальных ТПП, не давая, впрочем, информации о сторонах и предмете спора.

Что думают иностранные арбитры о требованиях Минюста РФ

В Минюсте не считают свои требования завышенными, а претензии придирками. «Если профессионал не может переписать правильно свои ФИО и паспортные данные, то с ним не о чем больше говорить»,— подчеркивает Михаил Гальперин.

По узбекскому варианту

Сколько третейских судов нужно России?

Основную задачу реформы чиновники называют «выполненной в том смысле, что уже сейчас мы видим контуры будущей системы арбитражей, они соответствуют мировым трендам, у нас формируются сильные ПДАУ, в которых есть профессиональные арбитры мирового уровня». «Российский бизнес имеет четыре ПДАУ, в которых он может быть уверен как в добросовестных участниках рынка, которым можно доверять. Мошенники, конечно, не перестанут автоматически существовать с 1 ноября. Они сейчас придумывают разные способы обхода закона, но, на мой взгляд, эти попытки свидетельствуют об агонии маргинального рынка ТС»,— подчеркивает Михаил Гальперин.

Эту позицию разделяет партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов: «Было расчищено страшное болото, а именно, когда сотни и сотни институций, называемых третейскими судами, фактически занимались проштамповкой междусобойчиков и договорняков, а на самом деле никакого отношения к правовому спору все это не имело».

Статья в тему:  Как доехать до пресненского суда

«Несомненный плюс реформы — создание понятного правового поля для рассмотрения корпоративных споров,— признает управляющий партнер юрфирмы Lidings Андрей Зеленин.— Но стоило ли это таких жертв? Ведь по сути, имея в уме благую цель победить “карманные” третейские суды, мы пока добились только очень серьезного замедления развития арбитража в РФ». Максим Кульков также считает, что «власть перегнула палку».

Можно ли мошенничать после реформы

По мнению главы Арбитражной ассоциации Владимира Хвалея, в результате третейская реформа в России пошла по узбекскому варианту: «В Узбекистане Минюст создал ТС в областях, городах, районах. Эти суды входят в Ассоциацию третейских судов Узбекистана, а третейские судьи имеют категории, чтобы было понятно, почему гонорары у одного арбитра выше, чем у другого. По сути, это не имеет ничего общего с третейским разбирательством. Больше похоже на создание системы полугосударственных судов, и непонятно, зачем это нужно».

Александр Муранов, отмечая положительный эффект от «прекращения безобразий и злоупотреблений», заключает: «Если судить по той инфраструктуре и той атмосфере, которые получились, то итоги скорее печальны». «Похоже, арбитражная реформа терпит полное фиаско, поскольку ни одна из задекларированных целей не достигается,— категоричен представитель одной из НКО.— Оказалось, что на всю Россию у нас есть только четыре ПДАУ, все остальные “рожей не вышли”, иностранные институты не получили разрешения на работу, споры по-прежнему убегают за границу, а внутренний арбитраж сильно попахивает плановой экономикой и контролем государства». За бортом оказались и ТС, созданные при крупных компаниях. В «Газпроме», «Ростехе», «Росатоме» и ЛУКОЙЛе отказались ответить на запрос “Ъ” о судьбе их ТС и будущем месте рассмотрения споров.

Какова судьба кэптивных третейских судов

Ситуация накалилась до такой степени, что даже Минюст признал наличие проблемы. «С ноября достоверность сведений НКО будет оцениваться на заседаниях совета, потому что мы видим непонимание, напряженность среди заявителей и хотим продемонстрировать открытость и прозрачность»,— сообщил “Ъ” Михаил Гальперин. Но заявители не уверены, что их шансы возрастут. «Совет не доказал самостоятельность. Он напоминает Верховный совет СССР: вроде бы все члены очень уважаемые люди, но почему-то всегда голосуют, как говорит партия»,— говорят в одной из НКО. Другой источник “Ъ” подтверждает, что уже были ситуации, когда желание членов совета проголосовать отлично от большинства встречало «неодобрение и непонимание».

Следующее заседание совета назначено на 10 ноября. По данным “Ъ”, на рассмотрении Минюста, в частности, заявления ТС при Независимой арбитражной палате, где раньше судился Сбербанк, Арбитражной ассоциации, а также при фонде «Право и экономика ТЭК». В связи с большим количеством заявок еще одно заседание совета планируется провести в декабре.

Третейский суд

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Статья в тему:  Как стать судьей третейского суда

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский суд не может рассматривать дела, подсудные арбитражному.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Срок рассмотрения заявления на выдачу листа об исполнении составляет 1 месяц.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.
Статья в тему:  Когда состоится суд над ефремовым

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

Процесс

ОТДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬ БАНКА РОССИИ//УФК по Ставропольскому краю г. Ставрополь

Получатель

УФК по Ставропольскому краю (Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю)

Казначейский счет

Счет получателя (Единый казначейский счет)

ОКТМО

Расписание заседаний

Халиев Давид Шотаевич

ООО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВОРОВСКОЛЕССКОЕ»

ООО «МЕЖФЕРМЕРСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «КУРСАВСКОЕ»

ООО «ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «СТАТУС-КВО»

СТАВРОПОЛЬСКОЕ ГОРОДСКОЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО ОКРУЖНОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА ТЕРСКОГО ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА

СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»

Третейские суды

Третейские суды

Уважаемые участники арбитражного процесса, сообщаем, что деятельность третейских судов и арбитражных учреждений в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее — Закон об арбитраже) и Законом Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» (далее – Закон № 5338-1).

Статья в тему:  Что значит принято к рассмотрению в суде

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона № 5338-1 в международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться споры сторон, возникающие из гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной стороны находится за границей либо если любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей, а также споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей, с учетом части 4 указанной статьи.

Согласно части 13 статьи 52 Закона об арбитраже с 01.11.2017 для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (далее — право администрировать арбитраж).

В силу пункта 13 статьи 52 Закона об арбитраже с 01.11.2017 для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (далее — право администрировать арбитраж). Данное право предоставляется актом Правительства Российской Федерации. Постоянно действующие арбитражные учреждения, постоянно действующие третейские суды (далее — учреждения), не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, не вправе администрировать арбитраж. При отсутствии данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы (организационно обеспечивать арбитраж).

В случае, если после 01.11.2017 учреждение, не получившее права администрировать арбитраж, продолжит администрировать арбитраж по начатым спорам и принимать новые дела к рассмотрению, его деятельность подлежит прекращению.

Вынесенные после 01.11.2017 решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом. Согласно нормам процессуального законодательства Российской Федерации указанное может являться основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения.

В силу пункта 16 статьи 52 Закона об арбитраже по спорам, которые были начаты в учреждении до 01.11.2017, все функции подлежат выполнению третейским судом (то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением), как при арбитраже, образованном для разрешения конкретного спора. Такое решение подлежит признанию и приведению в исполнение как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора.

Центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации размещает информацию о новых арбитражных учреждениях, получивших право администрировать арбитраж, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (вкладка «Деятельность в сфере третейского разбирательства») https://minjust.gov.ru/ru/

Согласно информации , размещенной на вышеуказанном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 20.05.2020 в Российской Федерации осуществляют деятельность семь арбитражных учреждений, два из которых являются иностранными.

Адрес: 109012 Москва, ул. Ильинка, 6/1, c.1 (для почты)

Фактический адрес: Москва, ул.Ильинка д. 5/2

Адрес электронной почты: mkac_arbitration@tpprf.ru

Тел.: (495) 620-01-71

Отделение Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в г. Ставрополе.

Статья в тему:  Какая служба обеспечивает охрану судов

Адрес: 355042, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 55А

Тел.: 8-8652-99-26-55 Доб. 156.

Адрес: 109012 Москва, ул.Ильинка, 6/1,c.1 (для почты)

Фактический адрес: Москва, ул.Ильинка, д. 5/2

Адрес электронной почты: marine@tpprf.ru

Тел.: (495) 620-01-77

Адрес: 119017, Москва, Кадашевская набережная, д. 14, к. 3

Адрес электронной почты: info@centerarbitr.ru

Тел.: (495) 797-94-77

Адрес: 109240, г. Москва, Котельническая наб., д. 17

Адрес электронной почты: info@arbitration-rspp.ru

Тел.: (495) 545-08-08

Офис в Кабардино-Балкарской Республике:
Адрес: 360030, г. Нальчик, ул. Тарчокова, д. 2.

Тел.: +7 (8662) 474-186; +7 (928) 971-60-55

Офис в Карачаево-Черкесской Республике:
Адрес: 369000, г. Черкесск, Проспект Ленина, д. 34, офис 43 (Дом профсоюзов).

Тел.: +7 (928) 389-33-03

Офис в Ставрополе:

Адрес: 355003, г. Ставрополь, ул. Ломоносова, 25, каб. 302.

Тел.: +7 (903) 419-85-74

Адрес: г. Москва, Лужнецкая набережная, дом 8, стр. 1.

На территории Российской Федерации признаны постоянно действующими иностранными арбитражными учреждениями:

— Гонконгский международный арбитражный центр (ГМАЦ) – Hong Kong International Arbitration Centre (HKIAC)

Венский международный арбитражный центр – Vienna International Arbitral Centre (VIAC)

Таким образом, кроме указанных учреждений, иные третейские суды не имеют права администрировать арбитраж после 01.11.2017. Следовательно, часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, после 01.11.2017 становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.

Следует также отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 1 Закона об арбитраже если указанным законом не предусмотрено иное, его действие распространяется на арбитраж (третейское разбирательство), осуществляемый третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc). С учетом указанной нормы права, стороны вправе передать спор на рассмотрение третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора.

Оспаривание решения Третейского суда

В арбитражном соглашении, предусматривающем администрирование арбитража постоянно действующим арбитражным учреждением, стороны своим прямым соглашением могут предусмотреть, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Окончательное арбитражное решение не подлежит отмене. Если в арбитражном соглашении не предусмотрено, что арбитражное решение является окончательным, такое решение может быть отменено по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 40 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ).

Порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений третейских судов, а также требования к заявлению об отмене решения третейского суда установлены в первом параграфе главы 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Исполнение решения Третейского суда

Арбитражное решение признается обязательным и подлежит немедленному исполнению сторонами, если в нем не установлен иной срок исполнения. При подаче стороной в компетентный суд заявления в письменной форме арбитражное решение принудительно приводится в исполнение путем выдачи исполнительного листа в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями процессуального законодательства Российской Федерации (ст. 41 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ).

Статья в тему:  Куда суд направляет исполнительный лист

В приведении арбитражного решения в исполнение путем выдачи исполнительного листа может быть отказано лишь по основаниям, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 42 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ).

Порядок рассмотрения заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда установлен параграфом 2 главы 30 АПК РФ.

Дела, связанные с выполнением арбитражными судами функций содействия в отношении третейского суда

Положениями параграфа 3 АПК РФ предусмотрены правила осуществления арбитражным судом функций содействия в отношении третейского разбирательства, осуществляемого на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 240.1 АПК РФ).

В соответствии с положениями статьи 240.1 АПК РФ арбитражный суд осуществляет следующие функции содействия в отношении третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) разрешение вопросов, связанных с отводом третейского судьи;

2) разрешение вопросов, связанных с назначением третейского судьи;

3) разрешение вопросов, связанных с прекращением полномочий третейского судьи (часть 2 статьи 240.1 АПК РФ).

Кроме того, арбитражный суд осуществляет функции, указанные в части 2 статьи 240.1 АПК РФ, только в случаях, предусмотренных федеральным законом, на основании заявления, поданного лицом или лицами, участвующими в третейском разбирательстве. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится соответствующее третейское разбирательство, в срок, не превышающий одного месяца со дня, когда лицу, подающему заявление, стало известно или должно было стать известно об обстоятельствах, являющихся основанием для подачи заявления. Заявление оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты искового заявления неимущественного характера.

Применение процедуры медиации

Применение процедуры медиации допускается на любой стадии арбитража. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом, стороны представляют третейскому суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (ст. 49 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ).

Дела по корпоративным спорам

По смыслу статьи 45 Закона об арбитраже и в соответствии с пунктом 5 статьи 225.1 АПК РФ третейские суды, образованные сторонами арбитража для разрешения конкретного спора, не вправе рассматривать корпоративные споры.

Корпоративные споры, которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, приведены в части 1 статьи
225.1 АПК РФ. Споры, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, указаны в части 2 статьи
225.1 АПК РФ.

Источники:

http://www.business-gazeta.ru/news/436147

http://pravo.ru/news/view/145545/

http://www.kommersant.ru/doc/3455467

http://pravoved.ru/journal/treteyskiy-sud/

http://16aas.arbitr.ru/process/spisok_ts

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector