Суд как орган судебной власти кр
Судебная власть и судебная система Кыргызской Республики.
ЛЕКЦИЯ № 2
План лекции:
1. Понятие и признаки судебной власти.
2. Демократические принципы судебной власти.
3. Система органов судебной власти Кыргызской Республики.
Цель лекций: Дать студентам максимальный объем знаний по судебной власти, а так же раскрыть основные части и сущность судебных органов.
Судебная власть — предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судам решений.
Важнейшей функцией судебной власти является осуществление правосудия. Согласно ст.93 Конституции КР, правосудие осуществляется только судом, т.е. оно является исключительной компетенцией судебной власти. Также в числе полномочий судебной власти ее различным ветвям принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;
Судебную власть осуществляет только суд. Суд — это государственный орган, образуемый в установленном законом порядке, формируемый из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств исполнять свои обязанности на профессиональной основе, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения гражданских, уголовных, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке.
Демократические основы (принципы) правосудия
1. Принципы правосудия
2. Право граждан КР на обращение за судебной защитой.
4. Равенство граждан перед законом и судом
5. Принцип гуманизма, охраны здоровья граждан, чести и достоинства личности
6. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел
7. Гласность (открытое разбирательство дел во всех судах)
8. Принцип языка судопроизводства
9. Право на защиту в суде
10. Презумпция невиновности
11. Состязательность и равноправие сторон
12. Всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела
13. Осуществление судебного надзора
Суд — это правоохранительный орган, его деятельность основана на законе и состоит в определенном смысле в оценке той или иной жизненной ситуации с позиций закона, права.
Система судебной власти:
1. Областные и приравненные к ним суды (суд города Бишкек, Военный суд)
2. Районные и приравненные к ним суды (районные, городские, районные в городе, межрайонные и суды военных гарнизонов).
Суды всех уровней образуются с соблюдением специально установленной законом процедуры. Реализация ее призвана обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.
Инстанция (от лат. instantia — непосредственная близость) — термин административного и судебного права, обозначающий ступень на которой находится данное учреждение относительно выше- и нижестоящих учреждений той же системы.
Суд первой инстанции непосредственно в пределах предоставленных полномочий рассматривает и разрешает отнесенные к его ведению конкретные дела по существу. По уголовным делам суд первой инстанции решает вопрос о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и применении уголовного наказания. По гражданским делам по существу дела составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. Судами первой инстанции выступают районные, районные суды в городе, межрайонные, городские, военные гарнизонные суды.
Суд второй (апелляционной, кассационной) инстанции на основании апелляционных или кассационных жалоб заинтересованных лиц, а также представлений прокурора проверяет законность и обоснованность актов судов первой инстанции, не вступивших и вступивших в законную силу, и вправе изменить или внести в них изменения согласно соответствующему законодательству Кыргызской Республики (ГПП, УПК).
Суд надзорной инстанции на основании жалоб в порядке надзора заинтересованных лиц, а также представлений прокурора проверяет законность и обоснованность актов судов первой и второй инстанций, вступивших в законную силу, и вправе отменить их или изменить в пределах предоставленных ему полномочий. Судом надзорной инстанции являются Верховный суд Кыргызской Республики.
Судьей Верховного суда может быть:
2. не моложе 40 лет и не старше 70 лет
3. имеющий высшее юридическое образовании
4. стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Судьи Верховного суда избираются до достижения предельного возраста.
Конституционная палата. Данный орган является высшим органом судебной власти по защите Конституции КР. На территории КР единственным органом, осуществляющим конституционный контроль является Конституционная палата Верховного суда.
Конституционная палата верховного суда:
1. признает неконституционными законы и иные нормативно правовые акты в случае их противоречия Конституции;
2. дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является КР;
3. дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию КР.
судьей Конституционной палаты может быть:
2. не моложе 40 лет и не старше 70 лет
3. имеющий высшее юридическое образование
4. стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.
Судьи Конституционной палаты могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности ЖК большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов по представлению Президента на основании предложения Совета по отбору судей.
Судебная власть как одна из ветвей государственной власти. Признаки судебной власти, демократические принципы судебной власти. Судебная система Кыргызской Республики. Понятие и структура Конституционного, Верховного и местных судов Кыргызской Республики.
Судебная система в Кыргызской Республике.
Своеобразие организации судебной власти в различных странах отражается прежде всего в различных моделях их судебных систем. Государственные судебные системы — представляют собой сложные разноуровневые иерархические структуры, в которые входят различные виды автономных судов, находящиеся в более или менее тесной и разветвленной взаимосвязи. В странах с англосаксонской правовой системой обычно существует единая система судов, возглавляемая единым верховным судом, на который выходят различные ветви судебной власти. Странам же континентально-европейской (романо-германской) правовой системы свойственна полисистемность в организации судебной власти, так как в них отсутствует единая система судов, а существует несколько специализированных и автономных систем судов, каждая из которых имеет свои высшие суды. К примеру, Конституция ФРГ, например, наряду с Федеральным Конституционным судом, предусматривает создание еще пяти высших судов для отправления правосудия в области общей, административной, финансовой, трудовой и социальной юрисдикции: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федерального финансового суда, Федерального трудового суда и Федерального социального суда (ст. 95).
«Судебная система, закрепленная в Конституции КР, — это совокупность судебных учреждений – судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией» [Сооданбеков, с.372]. Действующая судебная система строится применительно к административно-территориальному устройству Кыргызской Республики. Военные суды создаются с учетом организации Вооруженных сил Кыргызской Республики, поэтому она организована независимо от административно-территориального устройства страны.
Как известно, судопроизводство и правосудие – понятия близкие, но не совпадающие. Связано это с тем, что первое может закончиться и без осуществления правосудия. В настоящее время сложилось несколько вариантов процедур осуществления судебной власти, которые принято называть видами судопроизводства. К ним относятся:
Данные виды судопроизводства установлены Конституцией КР: судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства (п.2 ст.93).
П.3. ст. 93 Конституции установлено, что судебная система Кыргызской Республики состоит из Верховного суда и местных судов. Кроме того в составе Верховного суда действует Конституционная палата. Законом могут учреждаться специализированные суды. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 93). Таким образом, суды, составляющие судебную систему Кыргызской Республики, подразделяются на Верховный суд и суды общей юрисдикции (гражданское судопроизводство, уголовное судопроизводство, административное судопроизводство); конституционное судопроизводство же осуществляется Конституционной палатой в составе Верховного суда; законом могут также учреждаться специализированные суды.
К судам общей юрисдикции относятся наряду с Верховным судом КР Бишкекский городской, областные и районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке.
Особую ветвь образуют военные суды. Их не относят к числу судов общей юрисдикции, так как им подведомственны только такие дела, которые так или иначе затрагивают интересы военнослужащих. Это специализированные суды, состоящие из Военного суда Кыргызской Республики на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов. Военный суд осуществляет правосудие в Вооруженных силах Кыргызской Республики, организациях и формированиях, в которых законодательством КР предусмотрена военная служба, а также рассматривает дела, отнесенные к их подсудности процессуальным законом. Военный суд образуется Президентом Кыргызской Республики. Финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляет Министерство обороны Кыргызской Республики.
Помимо деления судов на звенья законодательством предусмотрено деление их на судебные инстанции. Каждое судебное дело может быть рассмотрено в предусмотренной законом последовательности в нескольких судах, которые отличаются друг от друга объемом, характером судебных полномочий по судебному рассмотрению и компетенцией.
Структура всей судебной системы в целом и ее подсистем может быть определена на основе анализа не только положений Конституции Кыргызской Респцублики, но и ряда других законодательных актов: Закона «О Верховном суде и местных судах общей юрисдикции» от…, Конституционного закона «О статусе судей Кыргызской Республики» от 9 июля 2008г.,
Из конституционных положений и положений законодательных актов можно резюмировать, что правосудие должно осуществляться только судебными органами, уполномоченными на это, а равно на выполнение каких-то иных полномочий, образующих судебную власть. Никакие другие государственные органы или негосударственные образования, даже те, в наименованиях которых присутствует слово «суд» (Н., суд аксакалов, Совет судей, Судебный департамент при Министерстве юстиции Кыргызской Республики, Съезд судей), не относятся к числу органов судебной власти, реализующих такие полномочия, как правосудие, конституционный контроль, обеспечение исполнения судебных и других решений и т.д.
Правоохранительные органы. Шпаргалки
В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.
Оглавление
- 1. Понятие правоохранительной деятельности
- 2. Понятие правоохранительных органов
- 3. Функции правоохранительных органов
- 4. Нормативная база курса «Правоохранительные органы РФ»
- 5. Конституция Российской Федерации – правовая основа деятельности правоохранительных органов
- 6. Основные законы, регламентирующие организацию правоохранительных органов
- 7. Законы, регламентирующие деятельность прокуратуры, органов безопасности, налоговой службы и органов внутренних дел
- 8. Понятие судебной власти
- 9. Суд как орган судебной власти
- 10. Судебная система Российской Федерации
- 11. Понятие судебного звена и судебной инстанции
- 12. Понятие правосудия и его принципы
Из серии: Зачет
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
9. Суд как орган судебной власти
Понятие «суд» имеет несколько значений. Это и государственный орган, осуществляющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела.
Суд, осуществляющий судебную власть, является государственным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово «суд» (например, товарищеский суд), не обладают судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и закон «О судебной системе РФ» предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи.
Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Судебная власть осуществляется по конкретным делам так называемыми судебными составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют от имени государства.
Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права.
Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование Вооруженных Сил Российской Федерации (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деятельности. Кроме того, в системе арбитражных судов действуют федеральные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с административно-территориальным делением.
Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе. Суд как орган судебной власти
Общая характеристика полномочий судебной власти на современном этапе
Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:
- по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;
- по обязательному толкованиюнорм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);
- нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);
- контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.
Полномочия судебных органов власти включают:
- основные (исключительные):
- осуществление правосудия;
- конституционный контроль;
- вспомогательные:
- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
- дача разъяснений по вопросам судебной практики;
- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.
Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются предназначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.
Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям (ст. 21)
Суд как орган судебной власти
Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.
Отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной властью.
Специфика суда как органа судебной власти:
В настоящее время суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры. В идеале, её реализация призвана в первую очередь обеспечить, чтобы судейские должности занимали люди, способные профессионально грамотно, справедливо, всесторонне, полно, добросовестно и честно рассматривать и разрешать по существу отнесенные к их ведению дела.
Достижению данной цели должна содействовать, в частности, система особых защитных средств , гарантирующих от проникновения в судейский корпус некомпетентных и безнравственных людей, а равно дающая возможность своевременно и обоснованно “очищать” этот корпус от тех, кто попал в него случайно либо оказался не способным достойно нести звание судьи.
Существенным моментом, характеризующим органы судебной власти, является также обеспечение их независимости при осуществлении основных функций .
Принятие ими решений по конкретным делам должно быть ограждено от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (со стороны исполнительной власти или вышестоящих судебных инстанций).
Однако при всем различии органы государственной власти должны взаимодействовать, дополнять, уравновешивать друг друга в достижении общих целей.
Суды, используя предоставленные им полномочия, могут влиять на содержание деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов. Они вправе, скажем, признать закон неконституционным, а решение исполнительного органа — незаконным. С другой стороны, реализация судебных решений в наши дни стала практически почти полностью зависеть от исполнительных органов, прежде всего Министерства юстиции РФ и подчиненных ему органов и учреждений.
Специфика суда как органа судебной власти (или судебного органа власти) состоит также в том, что для его деятельности установлен особый порядок (процедура) . Этот порядок основан на жестком лимитировании всего, что должно происходить в суде при подготовке к рассмотрению и рассмотрении им подведомственных дел и вопросов. Основная его цель — обеспечить законное, обоснованное и справедливое решение. Он основан на гласности, а иногда — коллегиальности, обеспечении права на защиту и обжалование судебных решений, возможности участия представителей народа (в случаях, предусмотренных законом) в вынесении решений, равноправии сторон, участвующих в разбирательстве дел, и на ряде других исходных (принципиальных) положений.
Установленные для законодательных и исполнительных органов процедуры (регламенты, существующие кое-где в исполнительных органах правила принятия решений и т. д.) не обладают той тщательностью и всесторонностью, которая характерна для порядка рассмотрения и разрешения дел в судах.
Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):
- конституционное судопроизводство;
- гражданское судопроизводство;
- арбитражное судопроизводство;
- уголовное судопроизводство;
- административное судопроизводство.
Каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.
Судебная система. Органы контроля. Судебную систему Кыргызской Республики образуют Конституционный суд
Судебную систему Кыргызской Республики образуют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд и местные суды (суды областей, города Бишкека, районов, городов, арбитражные суды областей и города Бишкека, военные суды).
Верховный суд является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью областных, Бишкекского городского, районных, городских и военных судов Киргизии.
Высший арбитражный суд и арбитражные суды областей и города Бишкека составляют единую систему арбитражных судов. Они разрешают возникающие в экономической сфере и в процессе управления ею споры между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.
Весь состав Верховного суда и Высшего арбитражного суда избирается Собранием народных представителей по представлению Президента Республики сроком на 10 лет. Президент лично назначает судей всех местных судов, а в определенных случаях может также освободить их от должности; первоначально судьи местных судов назначаются сроком на три года, а впоследствии — на семь лет. Основы системы арбитражных судов изложены в Законе «О системе арбитражных судов Кыргызской Республики», принятом 1 декабря 1997 г., Арбитражно-процессуальном кодексе Кыргызской Республики 1996 г. (с изменениями от 1 декабря 1997 г.). Правовое положение судов в целом определено Конституционным законом «О статусе судов Кыргызской Республики» от 8 октября 1999 г., судов общей юрисдикции — Законом «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции» от 24 апреля 1999 г.
Согласно последнему из вышеуказанных законов в Кыргызской Республике действуют Военный суд КР на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов. Военные суды отправляют правосудие в Вооруженных силах КР, в органах и формированиях, где законодательством предусмотрена военная служба, а также рассматривают дела, отнесенные к их подсудности процессуальным законом. Военный суд является судом апелляционной инстанции и действует в составе судебных коллегий по уголовным и гражданским делам.
Наряду с государственными в Кыргызстане имеются и общественные суды. В соответствии с Конституцией (ст.85) по решению собрания граждан, местных кенешев или иного представительного органа местного самоуправления на территории аилов, поселков, городов из аксакалов, иных граждан, пользующихся уважением и авторитетом, могут учреждаться суды аксакалов и третейские суды. Они рассматривают переданные им (по взаимному согласию сторон) имущественные, семейные споры и иные предусмотренные законом дела, с целью достичь примирения сторон и вынести справедливое, непротиворечащее закону решение. Решения судов аксакалов и третейских судов могут быть обжалованы в соответствующие суды районов и городов КР.
Кыргызстан стал первой союзной республикой в бывшем СССР, изменившей свою Конституцию в целях упразднения Комитета конституционного надзора и учреждения вместо него Конституционного суда. Полный состав Конституционного суда — 9 человек — избирается Собранием народных представителей и Законодательным собранием по представлению Президента Республики сроком на 15 лет. Законодательство о Конституционном суде включает Закон «О Конституционном суде Кыргызской Республики» и Закон «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики», принятые 18 декабря 1993 г. Однако по ряду причин организационного характера Конституционный суд не занимался рассмотрением дел вплоть до 9 ноября 1995 г.
Конституционный суд Кыргызстана выполняет следующие функции: 1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их расхождения с Конституцией; 2) решает споры, связанные с действием, применением и толкованием Конституции; 3) дает заключение о правомерности выборов Президента; 4) дает заключение по вопросу об отстранении от должности Президента, а также судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда; 5) дает согласие на привлечение судей местных судов к уголовной ответственности; 6) дает заключение по вопросу об изменениях и дополнениях Конституции; 7) отменяет решения органов местного самоуправления, противоречащие Конституции; 8) принимает решение о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан. Решение Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.
Прокуратура Кыргызстана представляет собой единую и централизованную систему, на которую Конституция (ст.78) возлагает надзор за точным и единообразным исполнением законодательных актов в пределах ее компетенции. Другая ее конституционная функция — уголовное преследование и участие в рассмотрении дел в суде в порядке, предусмотренном законом. Работа прокуратуры регулируется Законом «О прокуратуре Кыргызской Республики» от 18 декабря 1993 г. (с изменениями от 21 ноября 1997 г). Генеральный прокурор назначается с согласия Собрания народных представителей и освобождается от должности Президентом. Заместители генерального прокурора, прокуроров областей и города Бишкека, а также военные прокуроры — все назначаются и освобождаются от должности Президентом.
Адвокатами могут быть только граждане Кыргызской Республики. Порядок ведения адвокатской деятельности регулируется Законом «Об адвокатской деятельности», принятым 21 октября 1999 г. Сама адвокатура продолжает руководствоваться Положением об адвокатуре в Киргизской ССР, утвержденным 11 ноября 1980 г.
Контроль за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике осуществляет Омбудсман (Акыйкатчы) Кыргызской Республики, должность которого была введена Законом «Об Омбудсмане (Акыйкатчы) Кыргызской Республики» от 31 июля 2002 г. Омбудсман избирается на должность Законодательным собранием Жогорку Кенеша тайным голосованием сроком на 5 лет.
Источники:
http://studopedia.ru/19_17726_sudebnaya-vlast-i-sudebnaya-sistema-kirgizskoy-respubliki.html
http://infopedia.su/13×6060.html
http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8/9
http://jurkom74.ru/ucheba/obschaya-charakteristika-polnomochiy-sudebnoy-vlasti-na-sovremennom-etape-sud-kak-organ-sudebnoy-vlasti
http://megaobuchalka.ru/3/13639.html