0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Суд как орган судебной власти рб

Суд как орган судебной власти рб

Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Правосудие в Республике Беларусь
    • История
    • Нормативная база
    • Статистика
    • Органы судейского сообщества
    • Международная правовая помощь
    • Альтернативные способы разрешения споров
    • Банкротство
    • Первичная организация ОО «Белорусский республиканский союз юристов»
  • Верховный Суд Республики Беларусь
    • Контакты
    • Руководство Верховного Суда
    • Пленум Верховного Суда
    • Президиум Верховного Суда
    • Судебные коллегии
    • Аппарат Верховного Суда
    • Научно-консультативный совет при Верховном Суде
    • Пресс-служба
    • Прием граждан и представителей юридических лиц в Верховном Суде
  • Суды
    • Областные (Минский городской) суды
    • Экономические суды
    • Районные (городские) суды
  • Судебная практика
    • Выборы Президента
    • Обзоры судебной практики
    • Постановления Пленума Верховного Суда
    • Постановления Президиума Верховного Суда
    • Решения судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности
    • Решения судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда
    • Кассация, апелляция, надзор: практика Верховного Суда
  • Как обратиться в суд
    • Электронное обращение
    • Примерные образцы документов для обращения в суд
    • Госпошлина
    • Система «Расчет» (ЕРИП)
    • Прием граждан и представителей юридических лиц
    • Как обжаловать судебное постановление, не вступившее в законную силу (апелляция)
    • Как составить и подать надзорную жалобу
  • Официальные печатные издания
    • Судовы веснік
    • Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие
    • Электронная библиотека
    • Подписка
    • Контакты
    • Новости наших изданий
    • Наши авторы
  • История
  • Нормативная база
    • Судоустройство
    • Судопроизводство
    • Инструкции по делопроизводству в судах
    • Архивный фонд
    • Правила профессиональной этики
  • Статистика
  • Органы судейского сообщества
  • Международная правовая помощь
  • Альтернативные способы разрешения споров
  • Банкротство
  • Первичная организация ОО «Белорусский республиканский союз юристов»

Электронное судопроизводство по экономическим делам

Банк данных судебных постановлений

Образцы документов для обращения в суд

Направить электронное обращение

Актуально

Правовая основа судоустройства

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.)

Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. N 6

Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 529

Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. N 530

Статья в тему:  Как правильно вести себя в суде украина

Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г.

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. N 204-З

Судебная власть в Республике Беларусь

Судебная власть —это вся система правосудия, т. е. совокупность независимых судов, осуществляющих от имени государства правоприменительную деятельность по окончательному разрешению правовых споров.

Судебная власть принадлежит судам. Ведущая функция судебной власти — всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина.

Система судовстроится по принципу территориальности и специализации и представляет собой следующие виды: Конституционный суд, хозяйственные и общие суды.

Судьи назначаются на должность Президентом. Судьёй может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы не менее 2лет.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им.

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный досмотр. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором.

Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.

К общим судам в Республикё Беларусь относятся:

— Верховный Суд Республики Беларусь;

— областные и Минский городской суды;

— районные (городские) суды;

К хозяйственным судам относятся:

— Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

— хозяйственные суды областей и хозяйственный суд города Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, а в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь, в системе общих и хозяйственных судов могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные.

Конституционный Суд Республики Беларусь представлен в качестве самостоятельного судебного органа. Состоит из 12 судей. Срок полномочий Конституционного суда 11 лет.

Принципы судебной власти в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азимова Закия Самидага Кызы

В данной статье выдвигаются проблемы, решение которых позволит добиться независимой и объективной судебной власти , рассматриваются положения, указывающие на то, что для определения основополагающих принципов судебной власти необходимо изучить систему принципов, на которых она основана. В качестве наиболее общих положений, выражающих суть и содержание изучаемого явления, принципы судебной системы отражают характер судебной власти и уровень правового развития общества. Статус судебной власти раскрывается, прежде всего, путем формулирования принципов его осуществления. В ходе исследования были раскрыты организационные и функциональные принципы судебной власти .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Азимова Закия Самидага Кызы

PRINCIPLES OF THE JUDICIARY IN THE REPUBLIC OF BELARUS

This article raises problems, the solution of which will allow to achieve an independent and objective judicial power , considers provisions indicating that to determine the fundamental principles of the judiciary, it is necessary to study the system of principles on which it is based. As the most general provisions expressing the essence and content of the phenomenon under study, the principles of the judicial system reflect the nature of the judiciary and the level of legal development of society. The status of the judiciary is revealed primarily through the formulation of principles for its implementation. In the course of the study, the organizational and functional principles of the judiciary were disclosed

Статья в тему:  Когда страны заключили соглашение о создании нюрнбергского суда

Текст научной работы на тему «Принципы судебной власти в Республике Беларусь»

ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Азимова З.С. Email: Azimova663@scientifictext.ru

Азимова Закия Самидага кызы — магистрант, кафедра теории и истории государства и права, Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Аннотация: в данной статье выдвигаются проблемы, решение которых позволит добиться независимой и объективной судебной власти, рассматриваются положения, указывающие на то, что для определения основополагающих принципов судебной власти необходимо изучить систему принципов, на которых она основана. В качестве наиболее общих положений, выражающих суть и содержание изучаемого явления, принципы судебной системы отражают характер судебной власти и уровень правового развития общества. Статус судебной власти раскрывается, прежде всего, путем формулирования принципов его осуществления. В ходе исследования были раскрыты организационные и функциональные принципы судебной власти. Ключевые слова: судебная власть, конституционные принципы, правосудие, независимость судей, специализация.

PRINCIPLES OF THE JUDICIARY IN THE REPUBLIC OF

BELARUS Azimova Z.S.

Azimova Zakiya Samidaga Kyzy — Master Student, DEPARTMENT OF THEORY AND HISTORY OF STATE AND LAW, FRANCIS SmRYNA GOMEL STATE UNIVERSITY, GOMEL, REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: this article raises problems, the solution of which will allow to achieve an independent and objective judicial power, considers provisions indicating that to determine the fundamental principles of the judiciary, it is necessary to study the system ofprinciples on which it is based. As the most general provisions expressing the essence and content of the phenomenon under study, the principles of the judicial system reflect the nature of the judiciary and the level of legal development of society. The status of the judiciary is revealed primarily through the formulation of principles for its implementation. In the course of the study, the organizational andfunctional principles of the judiciary were disclosed.

Keywords: judicial power, constitutional principles, justice, independence of judges, specialization.

Принципами судебной власти являются те правовые требования, которые отражают сущность судебной власти, определяют порядок ее организации и функционирования. Содержание принципов организации и функционирования судебной системы (в юридической литературе существуют разные классификации), их правовое закрепление и практическая реализация неоднократно становились предметом обсуждения ученых и практиков права. Функциональные принципы (принципы судопроизводства) определяют как общие, универсальные правила осуществления судебной власти (право граждан на судебную защиту, язык судопроизводства, коллективное и индивидуальное рассмотрение дел в судах, состязательность и равенство сторон в процессе и т.д.), а также особенности, присущие определенным видам судопроизводства. Организационные принципы

Статья в тему:  Господарський суд що це

относятся к организации судебной системы (независимость судей, единство судебной системы, территориальность и специализация и т.д.).

Важнейшим условием реализации указанных принципов является их закрепление в нормах конституционного права. Конституционные принципы судебной власти являются основополагающими для решения всех вопросов организации и проведения судебной деятельности, определения роли и места судов в государственном механизме и политической системе общества. Правовая природа конституционных принципов характеризуется универсальностью, общей значимостью и объективностью, поскольку они отражают самые общие законы регулируемых правоотношений, выражают результат развития социальной практики. Это означает, что принципы судебной власти служат ориентирами в законотворческой и правоохранительной деятельности, рассматриваются как неотъемлемая часть судебной практики [1].

Принцип специализации как один из принципов построения судебной системы закреплен в Конституции Республики Беларусь и Кодексе о судоустройстве и статусе судей. Кроме того, Кодекс о судоустройстве и статусе судей предусматривает возможность создания специализированных судов и судебных коллегий.

Важность специализации в области правоохранительной деятельности и в сфере отправления правосудия обусловлена необходимостью применения углубленных (специализированных) знаний в конкретной области правосудия и повышения ее эффективности [2, с. 8].

В юридической литературе обращает на себя внимание тот факт, что «классический» судебный принцип специализации судов имеет конкретное процессуальное содержание, которое заключается в дифференциации судебных разбирательств с учетом специфики предмета спора, а также в выделении порядка, установленного законом, отдельных судей, которые рассматривают дела определенной категории [3, с. 80]. Реализация принципа специализации дает возможность правового регулирования конкретных общественных отношений и создает основу для создания определенных специализированных судов, уполномоченных решать дела определенных категорий [4, с. 19]. Как правило, специализированные суды и судебные структуры являются неотъемлемой частью национальной судебной системы. Еще в Концепции судебно-правовой реформы 1992 года было создано положение о создании специализированных коллегий в вышестоящих судах общей юрисдикции, а затем, когда появились соответствующие условия, преобразовали их в специализированные суды.

Итак, принципы судебной власти также включают в себя следующие: приоритет прав человека и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, принцип независимости судебной ветви власти, принцип единства судебной власти, принцип законности, принцип гласности.

Первым и основным принципом организации и функционирования любой ветви государственной власти, в том числе судебной, является приоритет прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В то же время права всех граждан и организаций должны быть в равной степени защищены судебной властью.

Следующим является принцип разделения властей.

В соответствии с этим принципом предусматривается независимое функционирование судебной власти в рамках закона, недопустимость его осуществления другими ветвями власти, а именно законодательной и исполнительной властью. В то же время судебная власть не может взять на себя полномочия законодательной и исполнительной ветвей власти. Стоит также отметить, что судебная власть является частью единой государственной власти [5].

Статья в тему:  Когда вступает в силу решение суда о расторжении брака

Принцип независимости судебной власти связан с прежним принципом разделения властей. Однако, как упоминалось выше, судебная власть занимает особое

место в системе разделения властей, в механизме государства, осуществляющем, в частности, контрольные полномочия в отношении законодательной и исполнительной ветвей власти. Ввиду важности выполняемых функций судебная система практически полностью исключает возможность вмешательства извне в ее деятельность [6]. И это касается не только правосудия, которое осуществляется исключительно судом и не допускает внешнего воздействия. Независимость судебной власти определяется особым порядком формирования ее органов, особенностями правового статуса судей, а также созданием системы надзора [7].

Еще одним принципом является принцип единства судебной власти. Судебная власть в современной Беларуси осуществляется системой судебных органов, состоящей из конституционного суда, судов общей юрисдикции и экономических судов, осуществляющих процессуальную деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, а также организаций в Республике Беларусь. Соответственно, судебная защита прав и свобод осуществляется во всех формах судопроизводства, предусмотренных нормами судебного права.

Принцип законности свидетельствует о необходимости судебной деятельности в строгом соответствии с законом. В своей деятельности судебные органы, судьи должны руководствоваться положениями Конституции и законов Республики Беларусь. Законотворческая деятельность судебных органов не должна противоречить закону.

Принцип гласности является одним из главных начал деятельности органов государственной власти в демократическом государстве, что позволяет обществу получать информацию о деятельности органов государственной власти. В Республике Беларусь судебная деятельность максимально открыта [8]. Все судебные акты, в том числе акты судебного правотворчества, публикуются в официальных источниках, выложенных в Интернете. Судебные заседания, за исключением случаев, предусмотренных законом, проводятся открыто. Любой может присутствовать на судебном заседании, в зале суда разрешено вести запись аудио и видео [9].

Вышеуказанные принципы, по нашему мнению, отражают организацию и функционирование судебной системы в целом во всех ее проявлениях.

Одной из важных характеристик правового государства, связанного с его отношениями с гражданами, является наличие обширных правовых процедур, которые граждане могут использовать без особых трудностей для защиты своих прав [10].

Среди таких правовых форм средства правовой защиты имеют приоритет. Их отсутствие или ненадежность механизма судебной защиты лишают граждан реальных возможностей защищать права, предоставленные им законом.

Наиболее важным нарушением этого принципа являются попытки давления со стороны отдельных лиц, использующих свою официальную позицию в отношении судебных органов и судей, для обеспечения принятия решений, которые им удобны. Многие государственные служащие, особенно высокопоставленные, все еще не могут привыкнуть к тому факту, что закон запрещает не только действия, затрагивающие правосудие и суды, но и органы власти.

Статья в тему:  Какое наказание получил раскольников после суда

Действующее уголовно-процессуальное законодательство устанавливает ряд положений, предусматривающих специальную процедуру привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокуроров, следователей и некоторых других категорий лиц. Создание специальной процедуры привлечения к уголовной ответственности направлено на то, чтобы не устанавливать привилегии в отношении этих категорий лиц, но создавая гарантии для успешной реализации их деятельности, защитить их от искусственного создания препятствий для выполнения своих служебных обязанностей.

В случае привлечения этих лиц к ответственности они наделены обычными процессуальными правами соответствующего участника уголовного процесса. Создание специальной процедуры для возбуждения дела и привлечения к

ответственности некоторых категорий должностных лиц стало объектом критики в обществе, в том числе в средствах массовой информации.

Список литературы /References

1. Козырев В.С. Принципы организации судебной власти / В.С. Козырев // Правосудие и судебная практика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.economy.law-books.ru/1-11/1-11-9.doc/ (дата обращения: 08.12.2018).

2. Совершенствование судебной системы Республики Беларусь посредством развития специализации судов: сб. науч. тр. / редкол.: А.В. Барков (гл. ред.) [и др.]. Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. 288 с.

3. Городовенко В.В. Принципи судово! влади: монографiя / В.В. Городовенко. Х.: Право, 2012. 448 с.

4. Глущенко С. Организационные и функциональные принципы деятельности высшего специализированного суда / С. Глущенко // Закон и жизнь, 2013. № 6. С. 17-21.

5. Бибило В.Н. Судебная власть в уголовном судопроизводстве / В.Н. Бибило. Минск: Издательство «Право и экономика», 2001. 210 с.

6. Сахнова Т.В. Достижимо ли единство цивилистического процесса? (В контексте концепции единого ГПК РФ и Кодекса административного судопроизводства) // Арбитражный и гражданский процесс, 2015. № 4. С. 3—10.

7. Смушкин А.Б., Суркова Т.В., Черникова О.С. Гражданский процесс: учебное пособие. М., 2007. 320 с.

8. Талянина И.А., Румянцева В.Г. К вопросу о судебной практике как источнике права // Юридический мир, 2007. № 3. С. 23—28.

9. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2008. 697 с.

10. Шерстюк В.М. Объединение высших судов // Закон, 2013. № 10. С. 26—38.

Судебная власть в Республике Беларусь и её роль в построении правового государства в контексте идеологии белорусского государства.

Судебная власть занимает особое место в структуре разделения властей. Важнейшим признаком судебной власти является ее независимость. Деятельность судебной власти признана обеспечить на практике принцип верховенства права. Судебная власть осуществляется всей системой судов в совокупности. В Республике Беларусь как в демократическом государстве судебная власть основана на принципах независимости судов (несменяемость судей, независимое финансирование и др.), коллегиальности при рассмотрении большинства дел, профессионализме и независимости судей, гласности при рассмотрении большей части дел, равноправии и состязательности сторон и праве на обжалование. Вместе с тем решение по судебному делу является актом государственного принуждения и требует подчинения. Поэтому к функциям судебной власти относятся также наказание за нарушение государственных предписаний, рассмотрение споров и конфликтов.

Статья в тему:  Что означает номер дела в суде

Судебная система представляет собой совокупность всех судов государства. Судебная система Республики Беларусь изложена в Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». Судебная система Республики Беларусь – это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений Беларуси, осуществляющих правосудие и иные функции в пределах своей компетенции. Правосудие — это деятельность судов по рассмотрению конфликтов, споров, по применению наказания к виновным лицам. Система судов в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации. Специализация судов зависит от их предметной направленности — юрисдикции. Судебная система Республики Беларусь включает суды общей юрисдикции (рассматривают гражданские, уголовные и административные дела) и специальные суды. Систему общих судов составляют: Верховный Суд Республики Беларусь, областные суды, городские суды, районные (городские) суды. В систему общих судов входят также военные суды, возглавляемые Военной Коллегией Верховного Суда. Специальными судами в Республике Беларусь являются Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд и возглавляемая им система судов (хозяйственные суды областей, Хозяйственный Суд г. Минска, а также специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и иные). Запрещается образование чрезвычайных судов.

Принцип территориальности позволяет реализовать право на обжалование судебных решений в вышестоящую судебную инстанцию. Существует два варианта обжалования судебных решений: кассация и апелляция.

Кассационный порядок обжалования означает, что вышестоящий суд вправе отменить решение нижестоящего суда, если усматриваются недостатки в процессе, и отправить дело на повторное рассмотрение. Апелляционный суд заново рассматривает все дело с привлечением сторон и свидетелей (США, Франция, Индия, Италия, Германия). Для Республики Беларусь характерен кассационный порядок обжалования. В ходе рассмотрения конкретных дел суды могут прийти к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции. В данном случае они принимают решение в соответствии с Конституцией и ставят вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Деятельность Конституционного Суда в Республике Беларусь определяется Конституцией (ст. 116) и Законом «О Конституционном Суде в Республике Беларусь» от 30 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями). Нормы этического характера для судей Конституционного Суда установлены Кодексом чести судьи. Конституционный Суд состоит из 12 судей, являющихся высококвалифицированными специалистами в области права (6 судей назначает Президент, 6 – Совет Республики). Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Заседание Суда является правомочным в случае присутствия не менее 8 судей.

В полномочия Конституционного Суда входит следить за законностью в Республике Беларусь, а именно давать заключения:

— о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

— о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

Статья в тему:  Как оплатить долг по решению суда

— о соответствии Постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

Любые акты государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции, либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Конституционный Суд ежегодно готовит послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

К числу органов особой компетенции в Республике Беларусь относятся Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов, Комитет государственного контроля, Национальный банк, Прокуратура. Комитет государственного контроля образуется Президентом и следит за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, надлежащим исполнением законодательства в данной сфере.

Прокуратура (от лат.procure – забочусь, обеспечиваю) – система органов, осуществляющих прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в стране. Деятельность прокуратуры направлена на усиление законности и правопорядка. Во главе органов прокуратуры в Республике Беларусь стоит Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики, и возглавляемые им прокуроры областей, городов, районов, военных прокуратур, транспортных и т.д. Обеспечению законности и правопорядка в стране способствует независимость органов прокуратуры от местных органов власти, их самостоятельность в выполнении своих полномочий.

Тема 22 Судебная власть в Республике Беларусь

Суд – это государственный орган, принимающий юридические санкции и назначающий наказание за нарушение общественных правил поведения, установленных государством.

Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется юстицией (лат.justitia– справедливость). Предметная и пространственная деятельность суда по разрешению правовых конфликтов называется юрисдикцией (лат.jurisdictio– судебное разбирательство).

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г. № 139-З

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленных Кодексом и иными законодательными актами порядке и случаях к осуществлению правосудия народных заседателей.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

Судебная власть самостоятельна, она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Правовую основу судоустройства и статуса судей в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, Кодекс о судоустройстве и статусе судей и иные законодательные акты Республики Беларусь. Принципы правосудия. Принципы правосудия и судопроизводства закреплены в Конституции Республики Беларусь, в Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей».

Основными принципами правосудия являются:

принцип законности, т.е. осуществление правосудия на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов;

независимость судей при осуществлении правосудия и подчинении их только закону;

осуществление правосудия только судом;

гласность судебного разбирательства;

Статья в тему:  Кто имеет право обратиться в конституционный суд украины

право выступать в суде на родном языке;

коллегиальность рассмотрения дел во всех судах, за исключением случаев, предусмотренных законом, когда дела рассматриваются судьями единолично;

осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом;

обеспечение обвиняемому права на защиту;

устность разбирательства в заседаниях суда;

участие прокурора при рассмотрении дел в общих судах;

обязательность судебных актов для всех организаций и граждан.

Система судебных органов Республики Беларусь. Судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь– орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;

хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Систему общих судовсоставляют: районные (городские) суды, межгарнизонные военные суды; областные (Минский городской), Белорусский военный суды; Верховный Суд Республики Беларусь. В системе общих судов могут создаваться специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейные, административные и др. Районный (городской), межгарнизонный военный и специализированный суды образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Районный (городской) суд образуется в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе, межгарнизонный военный суд – с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь, иных войск и воинских формирований, специализированный суд – в районе, городе областного подчинения, не имеющем районного деления, районе в городе.

Допускается образование одного районного (городского) суда на район и город, а также одного специализированного суда на несколько районов.

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами. Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Статья в тему:  Кто входил в состав земского суда

Систему хозяйственных судов составляют:

хозяйственные суды областей (города Минска);

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

В системе хозяйственных судов могут создаваться специализированные хозяйственные суды: по банкротству, земельные, налоговые и др.

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей.

В хозяйственном суде области (города Минска) могут образовываться:

судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

апелляционная судебная коллегия;

судебная коллегия по банкротству;

судебная коллегия по налоговым спорам;

судебная коллегия по административным делам.

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Количество заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь сроком на пять лет.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь действует в составе:

Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по банкротству Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по налоговым спорам Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Общие и хозяйственные суды Республики Беларусь образуются на основе назначаемости судей.

Статус судей. Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими. Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Статья в тему:  Какой суд рассматривает жилищные споры

Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

судьи Верховного Суда Республики Беларусь, кроме судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя районного (городского), межгарнизонного военного, специализированного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет.

Кандидат на должность председателя, заместителя председателя областного (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист». Судьи районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Судьи хозяйственных судов областей (города Минска) и специализированных хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Судьи назначаются на должность сроком на пять лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе.

Источники:

http://court.gov.by/ru/justice_rb/basis/ustroy/

http://studopedia.ru/4_6934_sudebnaya-vlast-v-respublike-belarus.html

http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-sudebnoy-vlasti-v-respublike-belarus

http://poisk-ru.ru/s41974t11.html

http://studfile.net/preview/2491585/page:23/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector