1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сухопутье где суда тянули

Сухопутье

Последняя бука буква «к»

Ответ на вопрос «Сухопутье «, 5 (пять) букв:
волок

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова волок

Определение слова волок в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
водораздельный участок между верховьями двух рек, близко сходящихся в своих истоках, по которому в старину волочили суда при переходе из одной реки в бассейн другой. Перешеек или участок суши между двумя бассейнами: реки — моря, реки — озера. У волока возникали.

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
древнерусское название места наибольшего сближения двух судоходных рек, где кратчайшим путём перетаскивались (переволакивались) по суше суда и грузы с одной реки на другую. Водно-волоковое сообщение способствовало развитию городов (например, Волоколамск.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Во́лок — многозначный термин. Волок — перевал между бассейнами судоходных рек, через который суда тащили по суше волоком. Волок — процесс и способ транспортировки судов сухим путём. Волок — процесс и способ транспортировки грузов в бесколесной упряжке (см.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
волока, м. Пространство земли, перешеек между двумя текущими в противоположных направлениях судоходными реками, по к-рому перетаскивают (переволакивают) или перевозят небольшие суда, грузы; переволок. Гужевой путь через большой лес (обл.). Глухой непроезжий.

Примеры употребления слова волок в литературе.

Но оказалось теперь, что путь по Волге оседлал Нижний Новгород, что на западных рубежах стоит, подпираемый Литвою, Смоленск, что Новгород Великий упрямо числит своими и Волок Ламской, и Торжок и лишить его по закону этих городов, временно занятых московскою ратью, пока не удается, что тяжелая война с Тверью, выигранная родителем, тоже пока не привела ни к чему, разве что великое княжение владимирское осталось за Москвою, что и Ростов Великий не вполне еще принадлежит московским великим князьям, что и северные, и южные примыслы государей московских — те же Устюг, Белоозеро, Тула — переслоены и отрезаны от основного удела чужими владениями.

Вот-вот на Москву учнут прибывать дружины из Галича, Дмитрова, Углича, Юрьева, Стародуба, Белоозера, Волока Ламского, Звенигорода и Рузы.

Статья в тему:  Що таке судові дебати

Один из этих волоков был длиною в две мили, и бобрята всю дорогу кричали, потому что тучи комаров облепляли мешок.

Недешево далась Субудаю победа под Коломной, не без жертв достались орде Исады, Ижеславец, Новый Ольгов, Москва, Стародуб на Клязьме, Суздаль, Боголюбов, Владимир, Кострома, Галич, Волок Ламский, Дмитров и другие города.

На следующий день, в сопровождении бывалого зверолова Изотыча, Петр Данилыч катил верхом по тянигусам и волокам, сквозь непроходимую тайгу, в деревню Подволочную.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Мельница мифов: бурлаки на Волге

Откуда мы знаем о тяжелой доле бурлаков, тянувших по рекам и озерам суда в дореволюционной России? Ну, конечно, главным образом, благодаря известной картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге», репродукции которой есть даже в школьных учебниках.

Но вот насколько соответствует все изображенное на ней исторической правде — это очень и очень большой вопрос.

Еще в старой советской школе нам, тогдашним ее ученикам, рассказывали о тяжелом труде волжских бурлаков, а мы должны были, глядя на картину Репина, пересказать слова учительницы своими словами. В итоге получалось так, что несчастнее людей не было на свете, ну и понятно, покончивший со всем этим Великий Октябрь был событием в высшей степени справедливым.

Однако потом я как-то прочитал книгу американского писателя Бернарда Шульца «С индейцами в Скалистых горах» и вот там тоже был описан труд местных бурлаков-кордильеров, которые хотя и тащили габару вверх по течению, по вечерам и песни пели и, вообще, отнюдь не показаны несчастными людьми. Впрочем в сознании это хотя и отложилось, но к каким-то выводам я тогда не пришел. Мол, американская габара это одно, а наша волжская баржа — совсем другое.

Но потом я как-то раз сам оказался на Волге, и вопросы посыпались один за другим. Оказалось, что берега у Волги разные.

  • низменный,
  • пологий
  • и песчаный.
  • высокий
  • и обрывистый.

Причина этого в том, что Волга течет в меридиональном направлении и на ее течении действует «сила Кориолиса», подмывающая правый берег.

А вот теперь давайте посмотрим на карту и прикинем, как долго пришлось бы тащить баржу бурлакам вверх из Астрахани в Нижний Новгород на торговую ярмарку?! Левым берегом идти неудобно, хотя он и пологий, именно из-за той же «кориолисовой силы», а правой — просто невозможно, так как обрывы там подходят вплотную к берегу, который к тому же зарос кустарником.

Статья в тему:  Государственная измена какой суд

И как же они тогда шли? Особенно если учесть, что на картине Репина они идут как раз по правому берегу! А все дело в том, что показано на полотне художника не совсем то, что было на самом деле. Просто автору его захотелось единичное явление сделать массовым, и поскольку он был талантлив, то это ему вполне удалось. Репин был человеком впечатлительным, интеллигентным, вот на него они тяжкое впечатление и произвели.

«Какой однако это ужас, — говорю я уж прямо. — Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например, буксирными пароходами?» — вспоминает свои впечатления Илья Ефимович на страницах автобиографической книги «Далекое близкое».

Другой, более поздний, отзыв его был таким:

«Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Между тем, если бы художник слушал все это повнимательнее, то… сюжет картины вполне мог быть совершенно другим!

Бурлаки не тащили баржи по берегу, как на картине Ильи Репина

Дело в том, что картина эта реально живописует труд бурлаков совсем не таким, каким он был на самом деле, и в этом нетрудно убедиться, обратившись к монографии И. А. Шубина «Волга и волжское судоходство, изданной в СССР в 1927 году. Дело в том, что настоящие бурлаки работали совсем по-другому. Они же баржи снизу вверх по реке гнали, и как тут берегом вдоль реки можно было идти? Хоть левый, хоть правый берег бери — все одно вдоль воды далеко не уйдешь!

Поэтому на баржах верхняя палуба была всегда ровной — понятно, что это были те баржи, что плыли вверх по течению самоходом шли, потому как были еще и баржи буксирные. На корме такой баржи стоял большой барабан. А на нем был трос намотан, а к нему цеплялись три якоря. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорем и плыли вверх по течению, а якорь бросали. Потом другой, третий, до тех пор, пока им каната хватало.

Статья в тему:  Что говорить на суде при лишении водительских прав

А тут уж и бурлакам приходилось браться за работу. Подходили они к этому канату, цеплялись за него своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до самого первого якоря, который потом поднимали, а после и второй, и третий. То есть поочередно их все время и ставили, и поднимали, так что баржа как бы сама собой по канату ползла против течения. Понятно, что это был труд нелегкий, но не такой, чтобы люди от него падали!

Бурлаки на Волге могли есть красную икру ложками

Зато всякая артель бурлацкая при найме на работу сговаривалась о харчах. И за такой труд в день им обычно давали:

  • хлеба уж не меньше, чем по два фунта,
  • мяса по полфунта,
  • а рыбы — сколько съедят(!),

да к тому же еще сколько-то

  • масла,
  • сахара,
  • соли,
  • чаю,
  • табака,
  • крупы —

все-все оговаривалось. Отдельно на палубе ставилась бочка с красной икрой — у кого желание было — тот мог подойти, горбушку хлеба от своей доли отрезать и ложками сколь хочешь есть. После обеда всегда спали, работать было грех.

При каких условиях бурлакам на Волге приходилось баржу по берегу

И только если уж лоцман по пьянке посадит баржу на мель, тогда лишь приходилось всей артелью лезть в воду, и вот так, как Репин это написал, баржу с нее стаскивать. И то… перед этим особо договаривались о том, за сколько бурлацкая артель будет это делать, а после купец-то им за это еще и водки ставил!

Статья в тему:  Как через суд добиться встреч с ребенком

Сколько зарабатывали бурлаки на Волге?

И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог и ничего не делать, и все равно ни он сам, ни его семья при этом не бедствовали. А если он не пьянствовал по кабакам, а давал деньги в рост своему хозяину, так ему и вовсе была хорошая жизнь.

Хозяева таких ценили, старались всячески услужить и добиться их расположения. К таким шли самые сильные и сноровистые артели, поэтому и на ярмарку в Нижний Новгород они добиралась раньше других, и имели барыша поболе, чем другие! Вот это и было общее, а то, что мы видим на картине у Репина, — единичное. А зачем он это так написал тоже понятно: вызвать у зрителя жалость к трудящимся. Это в то время мода такая была у русской интеллигенции, и Илья Ефимович был отнюдь не одинок в том, чтобы представить его страдания «пожалостливее»!

А были ведь еще и баржи-коногонки — где вместо бурлаков работали лошади, вращавшие этот самый барабан. Вот только особых преимуществ перед людьми они не имели. То есть, да, в работе «коногонки» обходились куда дешевле, тем более, что и сено и овес для лошадей покупали прямо на стоянках, а с собой не везли. Но зато как быть, если баржа вдруг села на мель? Стаскивать ее лошадьми? Очень даже это было неудобно во всех отношениях. А держать на этот крайний случай на борту бурлаков — невыгодно. То есть нужно было куда-то ехать их искать, а время-то дорого, не говоря уж о том, что в страду все артели были давно уже разобраны. Вот поэтому-то они широкого распространения и не получили и никто картин о труде этих коняг не написал!

Интересно, что написанная Репиным картина очень понравилась Федору Достоевскому, который в своем «Дневнике писателя» высказался о ней, как о подлинном торжестве правды в искусстве. Но самое удивительное, что потом за 3000 рублей ее купил великий князь Владимир Александрович и повесил в бильярдной комнате Владимирского дворца:

«Нaдo пpaвдy скaзaть, чтo вeликoмy князю кapтинa этa искpeннe нpaвилaсь. Oн любил oбъяснять oтдeльныe xapaктepы нa кapтинe:

  • и pacстpигy пoпa Kaнинa,
  • и coлдaтa Зoтoвa,
  • и нижeгopoдскoгo бoйцa,
  • и нeтepпeливoгo мaльчишкy —
Статья в тему:  Что будет если не встать на учет после суда

yмнee вcex свoиx стapшиx тoвapищeй; вcex иx знaл вeликий князь, и я слышaл coбствeнными yшaми, c кaким интepecoм oн oбъяснял вce дo caмыx пoслeдниx нaмeкoв дaжe в пeйзaжe и фoнe кapтины», — писал о том сам И. Е. Репин в своих воспоминаниях.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Почему не лошадей, а бурлаков нанимали в сезон тянуть суда

Это бурлаки. 11 человек. Они тянут вверх по течению (вниз по течению судно идёт само) судно, которое называется расшива.

Такое судно может вмещать в себя 500 тонн полезного груза.

Вот тут такое же судно.

Если бы такой груз перевозили лошадьми по суше, потребовалось бы 500 лошадей, так как одна лошадь может тащить не более тонны груза в телеге. А если груз не делимый? Или крупногабаритный? Как тогда? Но даже если это просто зерно — 500 тонн, это 500 лошадей, а тут 11 мужиков и всё. Это вам сравнение сухопутного транспорта и водного.

500 тонн это примерно 11 вагонов с углём, получается, что один человек достаточно легко тащит на себе вагон с углём весом в 40 тонн. Вот вам и сравнение энергозатрат на водном транспорте и на железной дороге.

Именно поэтому Россия расширялась по рекам и ещё до изобретения железных дорог была самой большой в мире.

Другой вопрос, почему не использовали лошадей, зачем именно людей запрягали — это мне не ясно. Возможно по песчаному берегу, по узким каменистым тропкам лошадь не везде могла пройти.

Итак, один человек тянул 40 тонн и если кто-то думает, что это не реально, вот вам пример — один человек тянет по воде 4000 тонн. В 100 раз больше.

Статья в тему:  Какая выписка из егрн нужна для суда

flat_hedgehog

На последний вопрос. Люди сами родятся, сами находят корм, лошадь надо годы растить, кормить, насколько помню, лошадь стоила дороже нескольких крепостных. Лошадь надо кормить всю зиму, пока река подо льдом. А уж сохранить лошадей от волков, голода, цыган и эпидемии это не каждый может себе позволить.

Бурлаки нанимались на сезон и это было дешевле, чем несколько лошадей, погонщики для них.

flat_hedgehog

Собственно о том же, лошадей или покупать за цену аналогичную цене современного станка с чпу в сезон, либо кормить с рождения круглый год, а использовать после вырастания и только в сезон.

Лошадь признак богатства, она дорога в эксплуатации. Суточная норма в калориях составляет что то около 25 000 килокалорий у человека 3000, что равносильно 8 человек. Лошади надо сено и калорийный овес, человек же запросто поест рыбки из речки, птички из неба и кабанчика из леса. Лошади же подавай 20 кг растительной пищи, то есть одна лошадь должна будет для этих 11 нести на себе еду.

Мои корни с Волги.

Помню кое-какие разговоры на эту тему.

Лошадь вообще не предусматривалась, т.к. «после первой ходки» берега моментально бы превратились в болото — и «всё, нет сезону». Волга бы встала. Костяное копыто разбивало берег, только чуткая человеческая нога.

А вообще, профессиональное бурлачество — очень доходный бизнес. Как сейчас такелажничество. Работали только артелями, знали друг друга годами. Попасть в такую артель «с улицы» было почти не реально, ценился высокий рост и сила. После нескольких сезонов покупали деревянный дом с металлической крышей, всю домашнюю скотину, женились.

Эта картина — социальная пропаганда. Очень наглядная — зритель ужасался. Бригада явно не первой категории,»случайная». На фото — профи.

ПС. Будучи студентом, ещё в советское время, «по старой памяти», в одном из московских издательств, тоже «бурлачил» — был такелажником, «силовым». За пять дней (точнее, ночей) работы получил почти 500 руб. (бригадир — 700 руб., всё делилось в открытую) Это конец 70-х. Так было несколько раз, «мелочёвку» даже не вспоминаю. Мне нравилось.

Кто такие русские бурлаки, сколько им платили, были ли среди них женщины и почему профессия исчезла только в начале 20 века, когда уже вовсю были пароходы

Недавно у меня состоялся разговор с другом о тяготах современной жизни, о том, как тяжело дается заработок на чужбине.

Статья в тему:  Как подтвердить стаж через суд

Наш общий знакомый, чтоб выплатить долги, отправился на сезонный заработок за границу, оставил свою жену, дом в маленьком рабочем поселке, трехлетнего сына. И это неединичный случай.

Увы, так живут многие семьи. Я задалась вопросом, а были ли сезонные заработки в Российской империи. Где брали люди деньги, чтоб заплатить непосильные оброки, сыграть свадьбу?

В Российской империи были бурлаки. Красноречиво описывает жизненные тяготы этих людей картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Полотно художника подвергалось неоднократной критике.

Он обвинялся в искажении фактов, в недостоверности изображения быта бурлаков.

Сейчас профессия бурлака обросла легендами. Многие думают, что в артель вступали бывшие каторжники, другие предполагают, что тянуть лямку подряжались «пропащие люди» — пьяницы и попрошайки. Но так ли это было на самом деле? Пробую разобраться.

  1. Кто такие бурлаки и чем они занимались
  2. Сколько платили бурлакам в то время, и какой был расчет человек на судно
  3. А были ли женщины-бурлаки
  4. Почему так долго существовало бурлачество, если пароходы в конце XIX — начале XX века уже давно были

Кто такие бурлаки и чем они занимались

Самой тяжелой повинностью зависимых крестьян был оброк. Чтобы заработать на него, люди шли в бурлачество.

По сути, бурлаки — это наемники, робота которых сводилась к тому, чтобы тянуть речные судна против течения. Труд этот нелегкий. Но на заработанные за сезон средства они вполне могли прожить безбедно около шести месяцев.

На Руси такой способ заработка никогда не считался чем-то постыдным. Особенно привлекательным в этой деятельности было то, что работодавцы сразу же рассчитывались наличными.

Часто на роль ватажников нанимались молодые парни. Им нужны были деньги для свадьбы или же для открытия собственного дела.

Сколько платили бурлакам в то время, и какой был расчет человек на судно

Для работы бурлаки распределялись на так называемые артели, которые насчитывали от 15-40 человек. В артели была своя иерархия. В зависимости от исполняемых функций.

Статья в тему:  Суд как орган судебной власти реферат

Меня поразила иерархия бурлацких артелей:

  1. Главой всей бригады был «водолив» — человек, который отвечает за сохранность судна и товара.
  2. Следующий по иерархии «Дядя». Его задача состояла в организации всего процесса транспортировки.
  3. Артель за собой вел так называемый шишка.

Люди, которые занимали эти должности и отвечали за организацию всего процесса, составляли верхушку артели. Соответственно «шишки» получали большую плату, нежели те, которые исполняли роль рабочей силы. Ничего не напоминает?

В среднем заработанные за сезон средства одного рабочего в переводе на современные деньги колебались в районе от ста тысяч до полутора миллиона рублей.

Интересный факт: работодатель обеспечивал бурлаков бесплатным питанием, потому как от этого напрямую зависела их производительность. Далеко не все люди могли себе позволить питаться так, как кормили бурлаков.

А были ли женщины-бурлаки

Отмечу, что в рядах бурлаков были не только мужчины. Известны артели, полностью состоящие из женского пола. В них входили те женщины, которые искали средства для выплаты повинностей.

Покопался в исторических источниках и выяснил, что среди женщин также были разделения согласно исполняемых функций. Несмотря на это, распределение средств там было более справедливым.

Женский труд все же был менее оплачиваемым, им платили в два раза меньше, чем мужчинам.

Но компенсировалось это тем, что после отработанного сезона мужчины пускались в загул, и тратили значительную часть заработка, в то время как женщины все сберегали и расходовали рационально.

Интересный факт. Изобретение квасной окрошки приписывается именно женским бурлацким артелям. В условиях изнуряющего труда сил кипятить воду, и готовить горячий суп попросту не было, был избран наиболее легкий способ: просто покрошить все продукты в квас. Питательно, вкусно и быстро!

Особенно актуальна окрошка была летом, когда температура стояла под сорок, а бурлаки работали под палящим солнцем.

Со временем в квас стали класть сушеную воблу, так как не все могли ее разжевать в сухом состоянии, а в квасе она размокала и становилась вкусней.

Почему так долго существовало бурлачество, если пароходы в конце XIX — начале XX века уже давно были

Столица бурлаков находилась в г. Рыбинске (Ярославская область), где установлен в их честь памятник. В середине XIX века на смену живой силе пришел пар, роль бурлачества в какой-то степени ослабла, но бурлаки не исчезли.

Статья в тему:  Почему айсберги могут быть очень опасны для судов

Тягловая сила в качестве бурлаков использовалась вплоть до начала XX века.

Артели продолжали работать на тех реках, где не ходили суда с паровыми двигателями. Заунывные бурлацкие напевы были слышны во время разливов, когда работа по сплаву грузовых судов велась особенно активно.

Известны факты сплавов плотов и грузовых барж в начале XX века до устья Вятки, откуда их тянули лямкой вверх по Каме.

Мне теперь даже как-то неловко говорить, что нам сейчас сложно жить и зарабатывать. А как вы считаете, есть ли что-то общее в современном заработке за рубежом и тяжелом труде бурлаков в Российской империи?

По степи под парусами! Или как перетаскивали суда (60км.) по суше в семнадцатом веке?

Более шести месяцев назад,, я написал статью,которую вы разгромили буквально с первого же комментария. Я нашёл на карте 1546 года канал, который построили в СССР в 1952 году. Мне было невдомёк, что это вовсе не тайная тайна а старейший путь,по которому перетаскивали суда. Волго-Донской переволок.

Однако, в комментариях упоминали, что СССР прокопал канал на месте якобы когда-то уже существовавшего! О чём свидетельствуют раскопки! И что на ранних картах был нанесён был всё же канал а название дописали позже, когда никак не смогли объяснить, какими шлюзами пользовались тогда.

Я не мог не зацепиться за такую конспирологическую загадку и продолжил поиски в этом направлении. К сожалению, но ни в комментариях к статье( где я просил указать источники), ни в каких либо иных местах, никаких данных о проведённых на этом месте раскопках или упоминания канала в старинных книгах я не нашёл. Но нашёл достаточно интересные вещи связанные непосредственно с переволоком — как суда перетаскивали на 60км по суше?

Ответ нашёлся в коротенькой статье журнала «Техника — Молодёжи», А проведение или информ. поле — как хотите, на этой же страничке журнала, разместило для меня ещё одну статью пролившую бальзам на мою душу. Но про то позже. Отдельной статьёй. Сейчас Переволок.

«При этом длительная практика выработала довольно совершенную для того времени технику проведения судов через водораздел. Так, с 1789 года суда от 2 до 5 тыс. пудов (30-80 т.) перевозились с Волги целиком, а суда большей грузоподъемности – в разобранном виде. Для этого под корпус подводили четыре дубовых колеса на осях (без спиц) или катки. Задние имели диаметр 1,5 аршина (1 м), а передние – 1 аршин (0,7 м). По окружности катков к центру просверливались отверстия и в них заливали смолу или сало для смазки. Катки монтировались к судну, а наружу выводился канат, к которому припрягали от 10 до 50 пар волов.
Вначале судно поднимали в гору на высоту до 100 м, а потом в степи, на горизонтальном участке или пологом спуске к Дону, на судах при благоприятном ветре поднимали паруса. Картина была впечатляющей: баржа плыла под парусами в степи!»

«Профессор А. Терещенко, посетивший волго-донскую переволоку в 1848 году писал: «Остродонные суда, поднимающие клади от 1200 до 5000 пудов, перевозятся на Дон сухим путем безо всякого повреждения. Судно, так сказать, плывет сушей от Волги к Дону и приводит своим движением в изумление даже чуждого любознательности».»

Перевозка занимала порядка пяти суток, однако, если ветер был попутный, укладывались и в три с половиной дня!

Статья в тему:  Що таке судові дебати

Под моими статьями про Большую Колыванскую вазу

Очень много скептических комментариев, как мол вообще могли привезти такую каменюку даже из каменоломни. НУ вот. На примере этого волока становится ясно — как. Суда 80 тонн.. вес вазы 18. А если учесть, что ножка и пьедестал отдельно? В общем, тут даже спорить не о чем. Возили предки.

Я, как представил себе плывущий по суше, да под парусами караван судов — так и решил с Вами поделится таким вот знанием о способе перевозки предками. Они-то понимали, что несмотря даже на такие вот переволоки, по рекам дешевле всего перевозить грузы. Про то ещё лет 40 назад помнили.

Источники:

http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/crossword/1564773

http://www.pravda.ru/science/1191199-burlacy/

http://tomas-morr.livejournal.com/527821.html

http://tuday.ru/news/society/burlaki-na-rusi-skolko-im-platili-byli-li-sredi-nikh-zhenschiny-i-pochemu-professiya-ischezla.html

http://zen.yandex.ru/media/ognivo/po-stepi-pod-parusami-ili-kak-peretaskivali-suda-60km-po-sushe-v-semnadcatom-veke-5e9d347498c2d801bbb15390

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: