3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В какой инстанции выступали высшие суды во франции

Организация правосудия во Франции

Страницы в журнале: 140-144

Н.И. МАНЯК,

кандидат юридических наук, председатель судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда, заслуженный юрист Российской Федерации

Рассматривается структура правосудия Франции, исследуются полномочия судов различных уровней судебной системы Франции.

Ключевые слова: суд, право, проблема, прокурор, юрисдикция, трибунал.

Organisation of justice in France

We consider the structure of justice in France, explores the powers of courts of various levels of the judicial system in France.

Keywords: court, law, issue, the prosecutor, the jurisdiction, the tribunal.

Процесс глобализации и интернационализации в современном обществе, изменение роли права в глобальном мире требуют нового уровня взаимоотношений между представителями различных юридических профессий разных стран.

Проблема взаимодействия международного и национального права, европейского конвенционного права и внутригосударственного права — сегодня предмет научного интереса не только специалистов международного, конституционного и процессуального права, но и практикующих юристов.

Россия находится на важном этапе модернизации гражданского и гражданского процессуального законодательства, и от правильного выбора вектора дальнейшего развития права зависит ее конкурентоспособность в глобальном мире.

Прямые контакты с зарубежными коллегами позволяют нам услышать и лучше понять друг друга, обсудить актуальные правовые проблемы, сравнить правовой статус представителей различных юридических специальностей, выявить общие тенденции и особенности в развитии систем правосудия, в том числе убедиться в действительной эффективности тех или иных моделей процессуальных институтов и целесообразности их внедрения в отечественную судебную систему.

В частности, Ассоциацией франко-российского сотрудничества с 2009 года по настоящее время реализуются программы повышения квалификации «Сравнительный анализ судов первой инстанции во французской и российской системах правосудия», «Сравнительный анализ судов второй инстанции во французской и российской системах правосудия» (Страсбург, Ницца, Париж). В программах принимают участие представители различных юридических профессий (судьи, судьи в отставке, адвокаты, корпоративные юристы, нотариусы, преподаватели вузов, студенты, магистранты и аспиранты), работающие в различных регионах России (Краснодарский край, Ростовская область, Ставропольский край, Москва и др.).

Современная судебная система Франции имеет трехступенчатую (трехзвенную) структуру.

Суды первой инстанции общей юрисдикции: местные суды (близлежащей юрисдикции), трибуналы малого процесса (более 400), трибуналы большого процесса (181); суды специальной юрисдикции: трибуналы по делам несовершеннолетних (151), советы прюдомов (суды по трудовым делам) (более 400), паритетные трибуналы по делам аренды сельскохозяйственных земель, трибунал по вопросам социального страхования, торговые трибуналы (коммерческие суды).

Апелляционные суды (35) являются судами второй инстанции и рассматривают апелляционные жалобы на постановления, вынесенные судами первой инстанции.

Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам. Дела рассматриваются коллегиально в составе не менее трех, а в некоторых случаях при разбирательстве гражданских дел — пяти судей.

Статья в тему:  Коли буде суд

Апелляция возможна по любым делам, если не установлено иное (ст. 546 Нового Гражданского процессуального кодекса Франции (утв. декретом от 05.12.1975 № 75-1123; далее — НГПК Франции)). В соответствии со ст. 546 НГПК Франции право подачи апелляции принадлежит любой стороне, которая имеет интерес в обжаловании, если она от такого права не отказалась. Превентивное значение имеет ст. 559 НГПК Франции: в силу ее положений апеллянт может быть обязан к уплате штрафа в пределах 3 тыс. евро независимо от убытков, которые могут быть к нему предъявлены, в случае подачи апелляции в целях злоупотребления или затягивания времени. Апелляционный суд заново рассматривает дело (принцип двухступенчатой системы рассмотрения дела), он компетентен по вопросам факта и права и вправе принять новое решение по существу.

Высшая судебная инстанция — Кассационный суд Франции (г. Париж). Его возглавляет первый председатель, являющийся высшим судьей Франции.

Кассационный суд состоит из первого председателя, шести председателей палат, членов суда, советников-докладчиков, генерального прокурора Франции, генеральных адвокатов и двух адвокатов, делегируемых в Кассационный суд от Апелляционного суда г. Парижа.

В структуре Кассационного суда имеется шесть специализированных палат: три палаты по гражданским делам, палата по торговым и финансовым делам, палата по социальным делам и палата по уголовным делам.

В Кассационном суде дело может быть рассмотрено: малым составом палаты (три судьи), палатой, смешанной палатой (судьи не менее трех палат), пленумом Кассационного суда (в исключительных случаях).

В Кассационном суде заявитель кассационной жалобы должен быть представлен адвокатом, а также обязательно заслушивается мнение прокуратуры, которое излагается генеральным прокурором при Кассационном суде Франции.

В отличие от апелляционных судов, Кассационный суд компетентен лишь по вопросам права в пределах доводов жалобы и не проверяет правильность оценки фактов судьями нижестоящих инстанций, однако, как отмечали судьи и адвокаты в ходе семинаров, на практике иногда имеет место вторжение в фактическую сторону дела, т. е. проверка мотивов принятого решения судами первой и апелляционной инстанций.

Кассационный суд вправе отменить дело и направить его на новое рассмотрение в другой суд того же уровня либо в тот же суд в ином составе судей.

НГПК Франции не обязывает суд следовать указаниям Кассационного суда, однако авторитет судей высшей инстанции и имеющаяся практика по этим делам, как правило, учитываются судьями суда, в который дело направлено на новое рассмотрение.

Судебная система Франции включает в себя различные специализированные трибуналы (суды): трибуналы по делам несовершеннолетних, советы прюдомов, трибуналы по делам аренды сельскохозяйственных земель, трибунал по делам социального страхования, торговые трибуналы и др.

Трибуналы по делам несовершеннолетних состоят из профессионального судьи по делам несовершеннолетних трибунала большого процесса и двух асессоров, являющихся непрофессиональными судьями, назначаемых министром юстиции из лиц, проявивших интерес к проблемам воспитания молодежи. Задача указанных трибуналов — не только рассмотрение дел с участием несовершеннолетних, но и обеспечение защиты прав несовершеннолетних, подвергающихся опасности, принятие мер по защите неблагополучных детей путем обращения в компетентные государственные и общественные службы правовой охраны несовершеннолетних. Дела об уголовных делах и о наиболее серьезных проступках несовершеннолетних в возрасте от 13 до 18 лет, а также тяжкие преступления подростков от 13 до 15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, создаваемыми в трибуналах большой инстанции. Суд присяжных по делам несовершеннолетних рассматривает дела несовершеннолетних в возрасте 16 лет, которым предъявлены обвинения в совершении тяжких преступлений, другие дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет. Он состоит из председателя палаты или советника апелляционного суда, председательствующего, двух асессоров, судей по делам несовершеннолетних и девяти присяжных, отобранных путем жребия. На уровне апелляционных судов также действуют суды присяжных, рассматривающие уголовные дела о тяжких преступлениях.

Статья в тему:  Видновский городской суд как доехать

Торговые трибуналы состоят из трех непрофессиональных судей. Они избираются на 2—4 года из числа лиц, занимающихся коммерческой деятельностью либо представляющих промышленные или торговые компании. Торговые трибуналы рассматривают споры, возникающие между участниками сделок в сфере торговли, и другие дела, отнесенные к их компетенции (например, введение внешнего управления, принудительную ликвидацию предприятия). В торговом трибунале прокуратура представлена членом прокуратуры трибунала большого процесса, который обязательно дает заключение по делам о банкротстве, во всех остальных делах, как правило, его участие является факультативным.

В советах прюдомов (прюдомальные суды — суды по трудовым спорам) рассмотрение дел осуществляется непрофессиональными судьями, избираемыми на паритетных началах работодателями и работниками сроком на 5 лет. В первую очередь они призваны примирять стороны и только в случае недостижения примирения — разрешать конфликты и выносить решения по спорам, связанным с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. Советы прюдомов разбирают дела с вынесением решения по существу в коллегиях из двух представителей от каждой из сторон под председательством профессионального судьи малого процесса.

Трибунал по делам социального страхования рассматривает споры между учреждениями системы социального страхования и застрахованными лицами. Дела разбираются коллегиальным составом: профессиональным судьей большой инстанции и двумя непрофессиональными членами суда, являющимися представителями наемных работников и работодателей.

Паритетный суд по делам аренды сельскохозяйственных земель рассматривает споры между собственниками и пользователями земельных участков и сельскохозяйственных сооружений. Состав суда: профессиональный судья трибунала малого процесса (председатель) и равное число выборных представителей собственников земель и арендаторов (конфликтующих сторон) (как правило, по два человека от каждой стороны).

Административная судебная система состоит из административных трибуналов, административных апелляционных судов и Государственного совета.

Административные трибуналы рассматривают дела об обжаловании действий и решений органов государственного управления, за исключением дел, отнесенных непосредственно законом к ведению других органов административной юстиции и Государственного совета, дела об обжаловании административных договоров, например, договоров подряда на производство общественных работ, налоговые споры, избирательные споры (в связи с муниципальными и региональными выборами).

Административный суд г. Страсбурга состоит из пяти палат и компетентен в сфере градостроительства, госзаказов, подряда, налогов и др. В структуре рассматриваемых им дел значительную часть составляют дела о депортации граждан.

Административные апелляционные суды (8) рассматривают апелляционные жалобы на решения трибуналов, за исключением жалоб на незаконность муниципальных и региональных выборов, на превышение власти при принятии нормативных актов.

Высшим судом системы административной юстиции является Государственный совет. Его природа уникальна: он выполняет консультативную функцию (советник Правительства Франции) и наделен полномочиями по отправлению правосудия (рассматривает жалобы на решения и действия органов государственного управления).

Учитывая наличие самостоятельной системы административных судов наряду с системой судов общей юрисдикции, на практике неизбежны споры о подведомственности. Для их разрешения создан трибунал по конфликтам, рассматривающий до 80 дел в год. Аналога такой структуре в российской судебной системе нет.

Трибунал по конфликтам действует на принципе паритетного представительства от каждой из высших ветвей юстиции, а именно — Кассационного суда и Государственного совета. Он насчитывает восемь членов, из которых трое являются государственными советниками, трое — советниками Кассационного суда, избираемыми коллегиями этих инстанций. Избранные шесть членов выбирают двух других титулярных членов из числа своих коллег и двух заместителей. Замены и перевыборы в составе трибунала происходят каждые 3 года. Председателем трибунала по должности является министр юстиции, он присутствует при обновлении состава трибунала на протокольных мероприятиях и на заседаниях при равенстве голосов с целью принятия решения.

Статья в тему:  Сколько морских судов в рф

По-прежнему значительными полномочиями во Франции наделен прокурор. Традиционно для правовой системы Франции прокуроры иерархически подчинены Министерству юстиции Франции. Иерархические отношения министра юстиции и прокуратуры в настоящее время являются во Франции предметом острых дискуссий.

При рассмотрении дела «Мулен против Франции» (« Moulin v . France ») (жалоба № 37104/06) (по делу обжаловалось доставление задержанной к прокурору, который был подчинен органу исполнительной власти) Европейский суд по правам человека (далее — ЕСПЧ) указал, что ему не следует принимать участие в дебатах, которые должны вести национальные органы, однако для своих целей ЕСПЧ учитывает, что статус прокурора Франции не отвечает требованию независимости от исполнительной власти, которое в соответствии с утвердившейся прецедентной практикой ЕСПЧ подобно беспристрастности является одной из гарантий, присущих автономному понятию должностного лица в значении п. 3 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, признав единогласно, что Францией допущено нарушение требований ст. 5 Конвенции.

НГПК Франции предусматривает две формы участия прокурора в гражданском процессе: обязательную и факультативную. Если судья считает, что участие прокурора может оказать помощь в вынесении справедливого решения, то он привлекает его к участию в деле. В случае невозможности физического участия (занятость, болезнь и другие обстоятельства) прокурор направляет письменное мнение по делу.

Франция в настоящее время переживает реформу судебной системы под влиянием прецедентной практики ЕСПЧ[1] и экономического кризиса, затронувшего и французскую судебную систему.

Наиболее острыми проблемами являются существенные недостатки в области доступности и транспарентности, длительность судебной процедуры при рассмотрении гражданских, уголовных и административных дел, нарушение права на справедливое судебное разбирательство, отсутствие эффективных средств правовой защиты и др.

С точки зрения реализации общепризнанных принципов и норм международного права, закрепляющих право на справедливое публичное разбирательство, французское процессуальное законодательство и основанная на нем правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

Меняются сущность и содержание многих традиционных институтов, создаются новые судебные инстанции или новые палаты внутри судебной системы, изменяются границы юрисдикций, происходит дальнейшая специализация судей, часть структурных подразделений судов ликвидируется в связи с ограниченностью средств на развитие судебной системы, с целью более эффективного осуществления правосудия укрупняются суды (планируется упразднение пяти судов).

Итог этих реформ предстоит оценить французским гражданам, имеющим право на справедливое судебное разбирательство в соответствии со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

1 В 156 постановлениях по жалобам против Франции ЕСПЧ констатировал нарушения различных конвенционных норм (статей 3, 5, 6, 10, 14 и др.).

Судебная система Франции Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борискова И.В.

Статья посвящена формированию и компетенцииобщих судов Франции : Кассационного суда; Апелляционного суда;судов, рассматривающих различные категории дел по первойинстанции; суда присяжных по делам несовершеннолетних.Охарактеризованы Высокий суд правосудия, Счѐтный суд. Исследованпорядок назначения судей.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Борискова И.В.

Аrticle focuses on the formation and competence of the general courts of France : Court of Cassation; Court of Appeal; courts dealing with different categories of cases at first instance; jury trials for juveniles. Characterized by the High Court of Justice, The counter court. Studied the procedure for appointing judges.

Статья в тему:  Як отримати рішення апеляційного суду

Текст научной работы на тему «Судебная система Франции»

Территория науки. 2015. № 5

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Борискова И.В.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: Франция, судебная система, структура

Keywords: France, the judicial system, the structure of authority.

Аннотация: статья посвящена формированию и компетенции общих судов Франции: Кассационного суда; Апелляционного суда; судов, рассматривающих различные категории дел по первой инстанции; суда присяжных по делам несовершеннолетних. Охарактеризованы Высокий суд правосудия, Счётный суд. Исследован порядок назначения судей.

Abstract: article focuses on the formation and competence of the general courts of France: Court of Cassation; Court of Appeal; courts dealing with different categories of cases at first instance; jury trials for juveniles. Characterized by the High Court of Justice, The counter court. Studied the procedure for appointing judges.

В соответствии с действующей Конституцией, принятой 4 октября 1958 года, Франция является суверенной унитарной демократической республикой.

Система общих судов во Франции включает Кассационный суд, апелляционные суды и суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

Кассационный суд возглавляет систему общих судов и включает 6 палат: 5 по гражданским делам и 1 по уголовным. В свою очередь, «гражданские» палаты делятся на первую, вторую и третью палату по гражданским делам, палату по торговым и финансовым делам и палату по социальным вопросам.

Постановления Кассационного суда выносятся либо одной из палат, либо смешанной палатой, составленной из представителей 3 палат, либо пленумом, в состав которого входят первый председатель суда, председатели и старейшины (дуайены) палат и по 2 других представителя от каждой палаты. Постановление палаты выносится при участии в ее заседании не менее 5 членов Кассационного суда с решающим голосом, включенных в состав этой палаты.

В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение

Территория науки. 2015. № 5

кассационных жалоб на постановления нижестоящих судов, по которым, как правило, исчерпаны возможности обжалования в обычном апелляционном порядке. При этом Суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта — только на неправильное применение закона и нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд пересматривает приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного. Кассационный суд, отменяя решение или приговор нижестоящего суда, обычно направляет дело на новое рассмотрение в другой суд такого же уровня со своими рекомендациями. Апелляционные суды во Франции ныне насчитывают: 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от 2 до 4), и 5 апелляционных судов, действующих в «заморских территориях» Франции. Каждый апелляционный суд именуется по названию того города, где он расположен. Возглавляет работу суда его первый председатель. В апелляционных судах имеется, как правило, несколько палат по гражданским и по уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и социальным вопросам. Дела рассматриваются в составе не менее 3, а в некоторых случаях разбирательства гражданских дел — 5 судей.

Палаты по уголовным делам в составе председателя палаты и 2 членов суда рассматривают апелляционные жалобы на постановления нижестоящих судов, вынесенные по делам об уголовных деликтах и проступках (приговоры суда присяжных по делам о тяжких преступлениях апелляционному обжалованию не подлежат). Суды первой инстанции, разбирающие гражданские дела, делятся на трибуналы большого и трибуналы малого процесса, а разбирающие уголовные дела — на суды присяжных, исправительные трибуналы и полицейские трибуналы.

Статья в тему:  Когда суд над колесниковой

В состав трибуналов большого процесса входят председатели и различное число судей. В трибунале с числом судей свыше 5 образуются палаты во главе с вице-председателями трибунала. В компетенцию трибунала большого процесса входит разбирательство гражданских дел имущественного характера с суммой иска свыше 30 тыс. франков, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и др. Если в округе отсутствует торговый трибунал, то его функции выполняет трибунал большого процесса.

Суды присяжных, в исключительную компетенцию которых входит

Территория науки. 2015. № 5

рассмотрение уголовных дел о тяжких преступлениях, заседают в Париже и в каждом департаменте. В состав каждого суда входят 3 профессиональных судей во главе с председателем (членом апелляционного суда) и 9 присяжных заседателей, призываемых к отправлению этих обязанностей по департаментскому списку избирателей путем жребия после отбора специальными комиссиями. С 1808 по 1942 г. присяжные (их было 12) образовывали самостоятельную коллегию, где решался только вопрос о виновности. Ныне они принимают решение в совещательной комнате вместе с профессиональными судьями, но по всем вопросам, существенным для приговора, в том числе и о наказании. Решение суда присяжных принимается большинством голосов, однако неблагоприятное для обвиняемого решение принимается большинством не менее чем в 8 голосов из 12.

В систему общих судов в качестве специализированных подразделений входят учреждения юстиции по делам несовершеннолетних. Суд присяжных по делам несовершеннолетних рассматривает обвинения в тяжких преступлениях, предъявленные лицам в возрасте от 16 до 18 лет. Он состоит из 3 профессиональных судей и 9 присяжных. Дела об уголовных деликтах и о наиболее серьезных проступках лиц в возрасте от 13 до 18 лет, а также тяжких преступлениях подростков 13-15 лет рассматриваются трибуналами по делам несовершеннолетних, создаваемыми в округах трибуналов большого процесса. Эти трибуналы состоят из судьи по делам несовершеннолетних и 2 заседателей (асессоров), назначаемых министром юстиции из лиц, проявивших интерес к проблемам воспитания молодежи. Судьей по делам несовершеннолетних назначается на 3 года один из судей трибунала большого процесса. Он может рассматривать дела об уголовных деликтах и проступках несовершеннолетних и единолично, но в этом случае он вправе применять к ним лишь меры воспитательного и надзорного характера. Решения судьи и трибунала по делам несовершеннолетних обжалуются в специальную палату апелляционного суда. Он организует надзор за осужденными, получившими «отсрочку с испытанием», решает вопрос об изменении режима содержания осужденных, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном освобождении и т.д. Обязанности судьи по исполнению наказаний на 3 -летний срок возлагаются на одного из судей трибунала большого процесса.

К системе общих судов, прежде всего, на уровне трибунала малого процесса, примыкает ряд судебных учреждений, специализирующихся

Территория науки. 2015. № 5

на разбирательстве определенных категорий дел. К их числу относятся торговые трибуналы, которые состоят из 3 судей-консулов, как их принято именовать. Они избираются на 2-3 года, рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др. Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия, который создается для рассмотрения уголовных дел по обвинению Президента страны в государственной измене, а также министров — в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей. Расследование и предание обвиняемых Высокому суду правосудия осуществляется только по решению обеих палат Парламента. Суд правосудия также не входит в судебную систему, а его статус подробно регулируется Органическим законом о Суде правосудия Республики 1993 г.

Статья в тему:  Право это то что создано судом утверждали

Обращаться в Суд правосудия может любое лицо, считающее, что его интересы затронуты деянием, которое совершено членом Правительства при осуществлении им своих обязанностей.

Судьи системы общих судов назначаются на свои должности декретом Президента Республики: должностные лица Кассационного суда и первые председатели апелляционных судов — по рекомендации Высшего совета магистратуры, остальные судьи — по представлению министра юстиции с положительным заключением Высшего совета магистратуры.

Конституция (ст.64) провозглашает принцип несменяемости судей общей компетенции. Судью может сместить лишь Высший совет магистратуры в связи с совершением серьезного проступка или тяжелым заболеванием. Судья не может быть перемещен со своей должности без его согласия, даже если речь идет о продвижении по службе. Судьи уходят в отставку со своих постов по достижении ими 65 лет, а судьи Кассационного суда и его первый председатель — в возрасте 66 и 68 лет.

Высший совет магистратуры возглавляется Президентом Республики и (в качестве его заместителя) министром юстиции. Данный совет магистратуры, помимо участия в назначении судей, рассматривает дела об их дисциплинарных проступках, но уже в отсутствие Президента и министра юстиции. Расследование большинства преступлений осуществляется судебной полицией, офицеры которой имеют право проводить самостоятельное предварительное дознание, а агенты и иные должностные лица — лишь

Территория науки. 2015. № 5

отдельные процессуальные действия. Особенно велики полномочия офицеров судебной полиции при расследовании, так называемых, явных преступлений непосредственно вслед за их совершением. Предварительное следствие, осуществляемое обычно после полицейского дознания, проводится следственным судьей. Оно обязательно по делам о тяжких преступлениях, может быть проведено по делам об уголовных деликтах и лишь в исключительных случаях -по делам о проступках.

Высшим органом финансового контроля является Счетный суд. Этот орган помогает Парламенту и Правительству контролировать исполнение финансовых законов. Компетенция Счетного суда распространяется только на государственных бухгалтеров. В случае серьезных нарушений Счетный суд привлекает виновных к ответственности. Его постановления могут быть обжалованы только в Государственный совет. Ежегодно Счетный суд публикует сводный отчет, который направляется Президенту Республики и Парламенту. С 1982 г. Счетный суд выступает как апелляционная инстанция в отношении решений региональных счетных судов. В состав Счетного суда входят: первый председатель, председатели отделений суда, главные советники (назначаются Советом министров), советники-докладчики, финансовые инспекторы и аудиторы двух классов (назначаются Президентом Республики). Эти лица обладают статусом судьи. При Счетном суде действует прокуратура (генеральный прокурор и 2 его заместителя), в задачу которой входит представительство государства, наблюдение за единством судебной практики.

1. Алебастрова, И.А. Конституционное право зарубежных стран. -М.: Проспект, 2009. — 624с.

2. Борискова И.В. Юрисдикция и юрисдикционная деятельность // Территория науки. 2014. Т 1. № 1. С. 128-133.

3. Фельдшеров Д.А. Особенности рассмотрения дел в европейском суде по правам человека с участием российских физических лиц// Успехи современной науки. 2015. №1.С. 68-70

Особенности системы судебной власти Франции

Основа судебной власти Франции

Судебная власть во Франции включает в свой состав суды общей юрисдикции и административные суды. Помимо этого, существуют и квазисудебные органы в виде Конституционного и Государственного совета Последний может являться во Франции высшим органом административной юстиции. Прокуратура, как и в РФ, в числе задач имеет поддержку государственного обвинения. Она работает при суде и обладает независимостью.

Статья в тему:  По какому адресу подавать в суд

Низшей ступенью судов общей юрисдикции являются трибуналы малой инстанции, рассматривающие дела с несущественными в сумме исковыми требованиями, а также уголовные дела в сфере преступлений небольшой тяжести.

Следующим уровнем считается трибунал большой инстанции. С его помощью по первой инстанции рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел. Те уголовные дела, по которым приговор предусматривает тюремное заключение от 5 лет, рассматривают суды ассизов (в их составе 3 профессиональных судьи и 9 присяжных). Присяжные и профессиональные судьи представляют одну коллегию, принимая участие в определении наказаний и решении прочих вопросов права. Эти суды названы исправительными судами. Суды общей юрисдикции находятся под управлением кассационного суда.

Судебная власть Франции наряду с судами общей юрисдикции включает специализированные суды (трибуналы), работающие в области как гражданско-цивилистического (трудовые споры, морские торговые суды), так и уголовного права (дела несовершеннолетних граждан).

В большей части гражданских судов работают не судьи-профессионалы, а судьи, которые избираются или назначаются из отраслей хозяйства и управления, где возникают споры. Таким образом, они более глубоко понимают суть вопроса.

Апелляционными судами рассматриваются дела во второй инстанции в качестве обычных и специализированных судов.

Судебная система Франции

Франция является страной с развитой административной юстицией, здесь административные суды могут разрешать административные споры, определяя заключение в отношении юридического аспекта конфликтов. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.

Особенность судебной системы Франции заключаетися в существовании Трибунала по конфликтным ситуациям. Он предназначен для разрешения споров о компетенции двух ветвей судебной власти. Трибунал включает представителей Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Министр юстиции здесь номинально выступает в качестве председателя.

Судебная система не включает Конституционный совет, который обладает специальным статусом в качестве органа конституционного надзора, который имеет право осуществлять лишь превентивный конституционный контроль. Любые законопроекты могут быть переданы президентом в Конституционный совет с целью проверки, соответствуют ли они Конституции Франции. В случае, когда орган конституционного надзора может признавать законодательный акт в качестве противоречащего Конституции, его нельзя признать как закон, обнародованный и введенный в действие.

Конституционный совет призван осуществлять наблюдение за ходом проведения выборов президента и парламента, общенационального референдума. Ему принадлежит важное значение в стабилизации конституционных и политических отношений, включая установку законности во Франции.

Особенности местного и регионального управления

Франция — это децентрализованная унитарная страна, где право принимать законы имеет общенациональный парламент.

Здесь государственная политика Республики проводится только общенациональным правительством. Территориальные коллективы Французской Республики представлены коммунами, департаментами и заморскими территориями (ст. 72 Конституции Франции). В число государственной территории включено 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента, включая Мартинику, Гваделупу, Гвиану, Реюньон, 2 территории, обладающие особым статусом (Сен-Пьер и Микелон, Майотта) и 4 заморских территории, включая Полинезию, Новую Каледонию, Уоллис и Футуну, Южную и антарктические территории. Административная организация и законодательный режим заморских департаментов меняются в соответствии с их особым положением. Статуты этих территорий определяются органическими законами.

Территориальные образования включают местные территориальные коллективы. Управление над ними ведется посредством выборных органов, а административные единицы, служащие структурной опорой для служб государства.

Законодательство подробно регламентирует компетенцию выборных органов территориальных коллективов.

Статья в тему:  Как добиться исполнения решения суда

Нижнее звено административного территориального деления страны представлено коммунами (около 37 тыс.), жители которых избирают муниципальный совет на 6 лет. Совет одновременно является низовым органом власти государства и местного самоуправления. Из собственного состава Муниципальный совет избирает большинством голосов мэра в качестве представителя исполнительной власти.

Объединение нескольких коммун представляет собой кантон, вводимый для удобства управления делами государства. В нем работают должностные и ответственные лица, включая судью, нотариуса, руководителя жандармерии и др.

Французский округ включает 100-150 коммун, которых в общей сложности около 300. Главу округа (субпрефекта) назначает правительство.

Следующее звено управления выступает в виде департамента, который включает около 400 коммун (35 кантонов). Его работой руководит Генеральный совет, в который каждый кантон должен избирать одного своего представителя в виде генерального советника. Главой Генерального совета является префект, назначаемый президентом. Он решает не только общие вопросы, но и осуществляет руководство всей полицией департамента.

Крупнейшая административно-территориальная структура представлена регионом, в состав которого в метрополии включено 2-8 департаментов. Заморские департаменты формируют также отдельный регион. Органы регионального уровня планируют и осуществляют деятельность по экономическому развитию и обустройству территорий. Сформированные как административные единицы в 1961 г. регионы приобретают позже статус публичных правовых структур, в в дальнейшем статус местных коллективов, которые находятся под управлением выборного органа (регионального совета). Во главе выборных органов стоит председатель. Наряду с этим регион является административной единицей, которая возглавляется префектом региона.

Управленческая система во Франции характеризуется сочетанием местного самоуправления и государственного управления различных форм. Одна из подобных форм представлена административной опекой, которая состоит в том, что решения органов местного самоуправления не вступают в силу до момента их одобрения со стороны назначенного государством местного администратора. Другая форма представлена административным надзором проверки законности решений органов самоуправления на местах. В этом случае администрацией могут оспариваться решения только в судебном порядке.

Подобная система имеет в основе сочетание выборных местных органов и назначаемых правительством полномочных представителей, которые ведут административный надзор их работы. В стране была проведена реформа в 1982 году, чем был смягчен надзор. Тем не менее, суть системы осталась такой же. Представитель республики в лице Комиссара ведет наблюдение за правильным осуществлением полномочий департаментами. С помощью административного суда он способен аннулировать акты коммунального, департаментного и регионального уровня.

Модель местного самоуправления во Франции характеризуется сильным и достаточно эффективным контролем государства через назначаемых президентом Республики префектов. Именно они осуществляют контроль избираемых населением коммунальных и региональных советов. Они в своей работе руководствуются принципом «разрешено все, что не запрещено законом», поэтому имеют право обжаловать напрямую президенту действия префекта. При этом их собственные нелегитимные акты отменяются только через решение административного суда.

Унитарные государства осуществляют общий контроль местных органов через центральное правительство, работающее в лице одного или нескольких министров. Во Франции за это отвечает Министерство внутренних дел.

Административный контроль отражает права власти в государстве утверждать определенные акты и вводить санкции на определенные действия местных органов, смещая должностных лиц. Также существуют вопросы (предметы ведения), по которым на местах представительные органы не вправе самостоятельно принимать решения. Часто это относится к некоторым категориям финансов, налогов, проблем реализации и приобретения земельной собственности, сделок по муниципальному имуществу, застройке населенных пунктов.

Закон рассматривает к местным органам определенные санкции в ситуации ненадлежащего исполнения ими функций, что включает отстранение от должности главы администрации, муниципального служащего, наложение взыскания, отмену актов местных органов, передачу определенных полномочий агентам правительства и др. Например, префект вправе отстранять от должности избранных мэров сроком на 1 месяц. Серьезный рычаг воздействия на местное самоуправление представлен финансовыми мерами: использование более жестких условий бюджетного кредитования, отказ от финансовой помощи местным бюджетам в случае несоблюдения соответствующих условий. Во Франции максимально радикальной из существующих санкций является роспуск местных органов.

Статья в тему:  Страна в которой впервые появились административные суды

Французская судебная система, общая характеристика, особенности

Судебная система Франции

Судебная система Франции состоит из трех уровней судов: суд первой инстанции, апелляционный суд и кассационный суд. Существуют специализированные суды, которые вписаны в данную трехуровневую систему (например, обжалование решений специализированных судов производится в обычные апелляционные суды и в кассационный суд).

Гражданские суды первой инстанции разделены на несколько типов судов по типу рассматриваемых споров:

споры по социальным вопросам;

Уголовные дела рассматриваются судами в следующем порядке. Есть две категории уголовного судопроизводства: производство, осуществляемое судами по расследованию (les juridictions d’instruction) и производство, осуществляемое судом первой инстанции по непосредственному рассмотрению дел (les juridictions de jugement). Различие между ними не всегда четкое, что вызывает много вопросов к уголовному судопроизводству во Франции.

Суд по расследованию — это суд, который имеет полномочия по расследованию преступных деяний или проводить различные следственные действия: допрос свидетелей, сторон по делу, проведение обысков, арест подозреваемого и т.п.

Суд первой инстанции имеет те же полномочия, но основная его функция заключается в решении о виновности или невиновности лица, в вынесении приговора.

Только уголовные суды полномочны рассматривать уголовные дела, но в рамках уголовных дел они могут рассматривать гражданско-правовые последствия преступлений.

Первый уровень судебной системы Франции

На первом уровне судебной системы Франции находятся следующие суды (трибунал / Tribunal):

суд большой инстанции (Tribunal de grande instance);

суд малой инстанции (суд первой инстанции / Tribunal d’instance / Tribunal de première instance).

Указанные суды имеют в своем составе гражданские и уголовные подразделения (последние именуются полицейским трибуналом).

В уголовном судопроизводстве:

полицейский суд/трибунал (tribunal de police);

уголовный (исправительный) суд (tribunal correctionnel);

суд присяжных (Cour d’assises).

Наряду с судами общей юрисдикции во Франции существует довольно большое число судов, которые можно назвать специализированными. Они действуют в сфере как гражданского, так и уголовного права. В литературе можно встретить их иное название — трибуналы. В большинстве гражданских судов действуют не судьи–профессионалы, а судьи, избранные или назначенные из сфер, в которых возникают споры, т.е. более глубоко понимающие сущность вопроса.

Специализированные юрисдикции прочно связаны с судами общей юрисдикции единой для всех системой обжалования. Как правило, в апелляционный суд.

К специальной юрисдикции относятся уже упоминавшиеся суды: советы прюдомов (трудовые споры), различные суды в уголовной области (например, по делам несовершеннолетних), морские торговые, военные, административные). К этой же категории относятся торговые суды.

Они состоят из судей — специалистов в области торговли, избираемых коммерсантами из числа лиц, занимающихся коммерческой деятельностью не менее пяти лет. Обычно торговые суды создаются в городах по мере необходимости и называются именем этого города. По иным данным они состоят из трех судей–консулов и избираются на два–три года.4 По данным на 2001 год действовало 227 торговых судов, в каждом суде в среднем по 10 — 12 судей.5 Компетенция торговых судов охватывает три вида споров: возникающих из обязательств, из сделок между предпринимателями, купцами и банкирами; между членами товариществ; из торговых сделок между любыми лицами; дела, связанные с ликвидацией предприятий и др. Торговая сделка понимается в законе очень широко. Торговые суды выступают в качестве первой и второй инстанции, если сумма иска не превышает 13 тысяч франков.

Статья в тему:  Какие суда строят северный поток 2

Гражданские дела и уголовно наказуемые преступления рассматриваются, в зависимости от их важности, судами большой инстанции, малой инстанции (определенная часть дел), исправительными судами (правонарушения) и полицейскими судами (нарушения административных правил). Все суды состоят из профессиональных судей. Споры по торговым сделкам рассматриваются торговыми судами, члены которых избираются коллегией по выборам судей торговых судов, состоящей из коммерсантов. Трудовые споры разбираются примирительными конфликтными советами (советами прюдомов), действующими в качестве выборных органов и состоящими на паритетных началах из представителей трудящихся и работодателей. Уголовные дела рассматриваются в суде присяжных. Эти суды состоят из председателя, двух асессоров — профессиональных судей — и девяти присяжных заседателей — обычных граждан, выбранных по жребию из избирательных списков.

Второй уровень судебной системы Франции

Вторым уровнем судебной системы Франции является апелляционный суд.

В настоящее время во Франции существуют 35 апелляционных судов, в том числе 5 апелляционных судов вне территории самой Франции (например, на Таити, в городе Папеэте, во Французской Полинезии), и 2 высших апелляционных суда. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении нескольких департаментов (обычно от 2 до 4).

Высший уровень судебной системы Франции

Высшая судебная инстанция Франции — Кассационный суд (La Cour de cassation). Он рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов (во Франции 27 апелляционных судов), которые фактически и по праву пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. Последние делятся, в свою очередь, на суды по гражданским и уголовным делам.

Его современная структура выглядит так: три палаты по гражданским делам, одна — по торговым и административным, одна — по социальным спорам и одна — по уголовным делам.

Кассационный суд — это Верховный суд страны и заморских территорий Франции. Он был создан в 1790 году и остается как бы «промежуточным звеном» между законом и практикой его применения, имея целью охрану закона от неоправданных толкований и иных «посягательств». Несмотря на свое название, этот суд не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача — обеспечить соблюдение закона этими судами. Поэтому можно сказать, что Кассационный суд рассматривает вопросы права. Основаниями для его деятельности являются нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Престиж и роль Кассационного суда значительны. В его состав входят первый председатель и шесть председателей палат.

Пленум Кассационного суда решает вопросы принципиального характера. Дела на Пленум передаются немотивированными определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора.

Закон предусматривает два случая, при которых «вопрос принципиального характера» приобретает особое значение: во–первых, при различии мнений судей, рассматривавших сходные дела, и, во–вторых, когда после отмены в кассационном порядке приговора решение нижестоящего суда повторяет отмененное решение.

Кассационный суд может не передавать дело на новое рассмотрение и прекратит производство, если отмена обжалованного постановления не влечет за собой необходимости вновь рассматривать дело по существу.

Хотя Кассационный суд обладает исключительной компетенцией и, по мнению французских юристов, не может рассматриваться как третья инстанция, число дел, попадающих в его сферу, поразительно велико, причем довольно быстро возрастет.

Источники:

http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D0%BE-%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8

http://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-sistema-frantsii-1

http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/osobennosti-sistemy-sudebnoj-vlasti-frantsii/

http://mydocx.ru/10-142509.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector