1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В каком городе производят морские суда

Самые крупные судостроительные заводы России

Старт отечественному судостроению положил еще Петр Первый. Именно этот государь в конце XVII века основал Архангельскую казенную верфь, сформировавшую в будущем костяк первой русской военной флотилии. В нашей статье вы найдете информацию о самых больших судостроительных заводах России в настоящее время, узнаете, что и в каких объемах они производят.

Судостроение в России: история и современность

Мировое судостроение уже давно переехало в Восточную Азию. Около 70% всех произведенных на планете судов приходится всего на три государства данного региона. Это Китай, Япония и Южная Корея. Далее с заметным отрывом идут США и Германия. Россия, увы, не входит в топ-5, однако замыкает первую «десятку» мировых судостроителей.

Древнейший корабль, найденный на территории современной России, датирован учеными пятым веком до нашей эры. Во времена Руси строили преимущественно торговые суда. Первая верфь по строительству военных кораблей была заложена в 1693 году в городе Архангельске. Именно там создали 58-пушечный фрегат «Гото Предестинация». В 1703 году был заложен Петербург, а в нем — Адмиралтейство, крупнейший на то время судостроительный завод в стране. Благодаря этому Российская империя уже к началу XVIII века заимела свой собственный парусный флот.

Сегодня судостроение является стратегически важной отраслью российской тяжелой промышленности. В 2017 году его выручка возросла на 14% и достигла 523 миллиардов рублей. Основным заказчиком в этой отрасли экономики по-прежнему остается Министерство обороны РФ.

  • Именно в России был сконструирован крупнейший в мире ледокол.
  • Самая большая подводная лодка также разработана и построена в России.
  • С 2017 года в России отмечается профессиональный праздник – День Судостроителя (29 июня).
Статья в тему:  Как составить претензию в суд

Главные судостроительные заводы России: список, контакты и карта

На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют 168 судостроительных и судоремонтных предприятий. Половина из них – государственные. Ключевые центры современного российского судостроения: Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининград и Выборг.

Ниже в таблице перечислены крупнейшие судостроительные заводы России:

Обзор круизного судостроения в России за 150 лет

В 2020 году, совершил несколько круизов первый российский круизный теплоход проекта PV300 «Мустай Карим». Этот четырехпалубный теплоход был построен в России. Впервые в истории России и СССР мы строим речные пассажирские суда такой величины.

Российские пассажирские теплоходы

Поначалу России было не до круизных пароходов. Сначала у населения не было денег, позже хватало иностранных круизных судов закупленных еще в СССР. Но в последние годы, их сроки жизни подходят к концу. Необходимо их заменять, строя новые корабли либо полностью модернизировать старые, к примеру «Глеб Кржижановский» стал «Александром Пушкиным» по проекту PV18. Но проблема заключается в том что своей круизной судостроительной промышленности в России не было с царских времен.

Первой ласточкой возрождения, были маленькие суда проекта ПКС-40 (цифры означают примерное количество пассажиров), построенных в 2011-2015 годах на судоверфи в Городце Нижегородской области по заказу компании «Гама» . Проект пошел, компания «Гама» решилась заказать пару судов проекта ПКС -180 типа «Золотое кольцо». На борт они берут 170 туристов. Головной корабль спущен на воду, второй спустят в начале 2021 года. В круизы эти суда еще не вышли.

В середине прошлого года на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) заложили пассажирское судно проекта А45-90.2 «Андрей Дубенский» В этом году заложат еще одно судно. По условиям контракта суда должны будут быть переданы заказчику в 2023 и 2024 годах.

Уже ходит в рейсы, четырёхпалубный теплоход, проекта PV300 «Мустай Карим». Самое дорогое судно ( на заглавной картинке) его стоимость 4 млрд руб. Спущено на воду и достраивается головное судно серии «Петр Великий». Готов проект PV500 на 500 пассажиров. Есть и модификации PV300VD на 310 пассажиров.

Статья в тему:  Какие документы нужны для подачи в суд на страховую компанию

Прототипом проекта PV300VD был проект PV09, ныне судно «Штандарт» на 36 пассажиров

За бортом обзора остались заложенные грузо-пассажирские суда проекта PV22 «Адмирал Геннадий Невельской» «Павел Леонов» и проекта МИБ CNF11CPD «Александр Деев» и «Василий Ощепков», как не относящиеся к круизным. Но все же, это довольно крупные пассажирские суда.

Пассажирские суда в России не строили более 60 лет. В результате, суда заказываются на верфях не имеющими опыта строительства пассажирских судов. Проекты, разработаны людьми не имеющих опыта такого проектирования. Отсюда детские болезни, срывы сроков и увеличения сметы строительства. Не имеющая опыта строительства гражданских судов верфь «Лотос» не может сдать головной корабль проекта PV300 «Петр Великий». «Красное Сормово» немного опытней и «Мустай Карим» который по планам должен был сдан на год позже головного «Петра Великого», был сдан на год раньше. Но и «Мустай Карим» сделанный на верфи «Красное Сормово», после спуска на воду, трижды вытаскивали на слип, что означает какие то исправления в конструкциях.

Дореволюционные круизные пароходы.

Первые пароходы на Волге появились в конце 1810-х годов. В 1843 году по решению правительства было создано «Общество пароходства по Волге» с центром в Санкт-Петербурге, а регулярная пароходная навигация организована с 1846 года. Впоследствии на Волге были организованы и другие крупные пароходные общества — «Самолётъ», «По Волге», «Кавказъ и Меркурий», а также множество небольших компаний, которые конкурировали друг с другом. Пароходная компания «По Волге» имела суда «Царь», «Царица», «Царевич», «Царевна», «Государь» и «Государыня». Общество «Дружина» называло свои пароходы именами святых – «Александр», «Павел», «Михаил», «Владимир», «Олег» и «Игорь». Названия, более близкие к теме путешествий, придумали в пароходной компании «Самолет» — «Путник», «Странник», «Турист», и даже «Телеграф» и «Депеша». Владельцы самарского пароходного общества «Миссури» присвоили судам. С того времени по Волге ходили пароходы этого общества «Субботин», «Чернов», «Лев Сорокин», «Королев» и «Иван Любимов». Уже потом, чтобы хоть как-то приблизить имена своих судов к американской топонимике, в этой же компании решили назвать три новых парохода «Миссисипи», «Колорадо» и «Ниагара». К 1875 году на реке работало около 600 пароходов.

Статья в тему:  Сколько судей в уставном суде спб

Теплоход «Царьград», позже переименован в «Урицкий».

Архангельск – колыбель русского кораблестроения

29 июня — День кораблестроителя, приурочен к годовщине указа от 1667 года царя Алексея Михайловича о строительстве корабля «Орел»

Русские люди научились строить суда еще в древние времена. Без судов выжить было практически невозможно, и вся наша история доказывает важность судостроения. Дорогами для наших предков долгое время оставались реки, а потому требовались большие и малые суда для перевозки товаров, переброски войск. Да и в гости отправлялись водными путями. Русские летописи поведали нам о многих походах, например, о том, как русские князья на сотнях судов угрожали стенам Царьграда.

Известно, что наши суда по мореходности не уступали европейским и азиатским кораблям. История сохранила немало примеров, свидетельствующих о мощи славянского флота, о готовности дать отпор и преподать агрессивным соседям хорошие уроки.

Толчком для развития судостроения стало освоение русского Севера. Рост рыболовства и увеличение добычи пушнины потребовали и создания новых промысловых судов. На берегах Белого моря стали появляться верфи, способные справиться с потребностями населения. Появились корабли, способные совершать длительные плавания и готовые устоять перед суровым характером северных морей. В XVII веке, сразу после Смутного времени, русскому государству потребовались военные суда.

Морским судам быть!

Первым русским военным кораблем стал «Орел», который построили в 1669 году голландцы в Дедино Коломенского уезда. В свое первое плавание он отправился в Астрахань, где был захвачен участниками восстания Степана Разина. Дальнейшая его судьба весьма туманна: то ли восставшие его уничтожили, то ли он был брошен и пришел в негодность.

Дальше мы вспомним Петра I. В октябре 1696 года Боярская дума под нажимом молодого царя принимает историческое решение: «Морским судам быть». Правда, он еще раньше начал строить корабли в Переяславле, но к морским плаваниям они не были приспособлены.

Статья в тему:  Почему зеленский хочет распустить суд

Еще в 1693 году Петр I прибыл в Архангельск с целью наладить там кораблестроение. На тот момент Архангельск был единственным морским портом, который открывал дорогу в Западную Европу, и, главное, здесь уже освоили традиции западного судостроения.

Считается, что верфь под Архангельском основана 18 августа 1693 года, но еще раньше там специально для царя была построена двенадцатипушечная яхта «Святой Петр», на которой он совершил плавание до Кольского полуострова. Для верфи был выбран остров Соломбала, который и дал название верфи – Соломбальская, в дальнейшем остров стал одним из районов города Архангельска. Царь успел поучаствовать в закладке корабля «Святой Павел», а затем отправился в Москву.

Казенное морское судостроение

Архангельское кораблестроение стало государственным делом. Корабли строили не на речках, а на самом настоящем море, и испытания они проходили самые серьезные. Для охраны города и верфи был создан специальный отряд из кораблей, а охранять уже было что. В 1699 году спущены на воду шесть больших торговых кораблей, которые уже спокойно плавали в Западную Европу. В 1701 году Соломбальская верфь значительно увеличилась, к ней присоединилось еще две верфи. Возросло и количество спускаемых кораблей. Появилось Архангельское (Соломбальское) Адмиралтейство. В 1708 году верфь начала строить боевые корабли для Балтийского флота, а всего за первые 25 лет на воду было спущено 126 современных парусных кораблей различных типов.

В середине XVIII века Соломбальская верфь превратилась в крупнейший судостроительный завод, оснащенный современным оборудованием. Именно здесь был построен первый сухой док для ремонта подводной части кораблей. Только за 40 лет для пополнения Балтийского флота было построено 85 кораблей, а всего со времени закладки верфи Петром I и до 5 марта 1862 года путевку в жизнь получили 450 боевых кораблей и судов. В 1825 году на воду был спущен один из первых российских пароходов «Легкий». Своим успехом Соломбальская верфь в первую очередь была обязана замечательным северным корабелам, славным русским мастерам. Русский флот очень многим обязан Михаилу Дмитриевичу Портнову, Андрею Михайловичу Курочкину, Василию Артемьевичу Ершову, Федору Тимофеевичу Загуляеву. Эти мастера не только освоили заморские премудрости, но и во многом опередили практику мирового судостроения.

Статья в тему:  Японец который подал в суд на свою жену

Обо всех кораблях рассказать в рамках нашего повествования невозможно, но вспомнить самый известный корабль мы просто обязаны. Таким стал линейный корабль «Азов», который строили знаменитые мастера Н. М. Курочкин и В. А. Ершов. Командиром корабля стал капитан М. П. Лазарев. За подвиг в Наваринском сражении М. П. Лазарев получил звание контр-адмирала, а линейный корабль «Азов» был отмечен высшей наградой: ему был пожалован кормовой Георгиевский флаг.

Время не стоит на месте, и на смену парусным кораблям пришли пароходы. В 1862 году верфь была упразднена. Но корабельная история Архангельска на этом не закончилась. Славные традиции мастеров Соломбальской верфи продолжаются на заводе «Красная кузница» и на военных заводах Северодвинска.

Следы на волне: 10 кораблей и судов, изменивших завод имени А.М. Горького

Какой зеленодольский корабль показал скорость в 108 узлов? Зачем охотнику за субмаринами реактивные двигатели? На каком сторожевике еще в 60-х опробовали архитектуру «стелс». Многие построенные Зеленодольским заводом имени А.М. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») суда и корабли стали этапными для страны и предопределили лидирующее положение верфи в отрасли сегодня. В дни, когда предприятие отмечает свое 125-летие, «БИЗНЕС Online» напоминает о главных из них.

ПЕРВЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ

Бронекатер проекта 1125 стал первым оборонным заказом завода «Красный металлист» Фото: Зеленодольский завод им. Горького

До 1932 года «Красный металлист» (так тогда назывался завод) выпускал архаичные паровые суда для реки — грузопассажирские, буксиры и несамоходные баржи. Классика жанра — гребные колеса, деревянные надстройки, печное отопление помещений. Все это ушло в прошлое с началом строительства малого бронекатера проекта 1125: 76-миллиметровая пушка, противопульное бронирование, бензиновый двигатель, радиостанция. До 1945 года завод построил 140 таких судов.

Статья в тему:  Что будет если не явиться в суд по дтп

Добавим, что много дала и работа в 1941–1942 годах над скоростным торпедным катером дальнего действия проекта 163, и, хотя в серию СТК ДД не пошел, для верфи он стал первым глиссирующим катером, первым сделанным из высокопрочных авиационных сталей, первым с дизельными двигателями, что было новинкой для СССР.

ШТАМПОВАТЬ КОРАБЛИ КАК ПИРОЖКИ

Завод им. А.М. Горького в год строил по 25–30 больших охотников проекта 122Б Фото: Зеленодольский завод им. Горького

В 1948–1955 годах завод построил 157 больших охотников проекта 122Б, то есть выдавал «на-гора» по 25–30 кораблей в год. Такой темп стал возможным благодаря придуманному именно в Зеленодольске поточно-позиционному методу. Проект 122Б был настолько важен, что именно под него создали ЦКБ-340 (ныне — Зеленодольское проектно-конструкторское бюро).

Отдельно упомянем два конкретных корабля. На одном установили газовую турбину большой мощности (один из первых таких опытов в мире) и газоводометный движитель-гидромотор — оригинальную советскую разработку… На втором судне смонтировали опытный (впоследствии пошел в серию) комплекс механизмов для подъема-опускания больших гидроакустических антенн с увеличенной дальностью и глубиной поиска подводных лодок. Его разработало ЗПКБ, а изготовил завод имени А.М. Горького.

«СТЕЛС» ИЗ 60-Х ГОДОВ

«Альбатрос» стал для зеленодольских корабелов прорывным проектом Фото: Зеленодольский завод им. Горького

Проект 1124М «Альбатрос» (автор — ЗПКБ) оказался прорывным. В 1965 году у него были архитектурные формы «стелс» (за 10 лет до американцев); стационарная и опускная гидроакустические антенны большой дальности обнаружения (такое решение стало первым в мире); четыре противолодочных торпеды калибра 530 мм (ранее такие ставили только на крейсеры и эсминцы); ЗРК «Оса» (до этого ЗРК являлись вооружением крейсеров, эсминцев); боевая информационно-управляющая система с высокой степенью автоматизации процессов (БИУСы тогда оставались технической новинкой во всем мире). В 1983 году на одном из «Альбатросов» разместили тяжелый и габаритный ЗРК «Кинжал», который предназначался для кораблей 1 и 2 рангов. По итогам испытаний комплекс приняли на вооружение, а корабль водоизмещением 1100 т по эффективности ПВО сравнялся со сторожевиками водоизмещением 3500 тонн.

Статья в тему:  Как можно написать ходатайство в суд

Солидный модернизационный резерв предопределил долгую жизнь проекта 1124: первый корабль начал службу в 1969 году, последний передали флоту в 1993-м, а в 2019-м стало известно о том, что Минобороны модернизирует дожившие до наших дней «Альбатросы» — им нет замены.

«СОКОЛ» НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ

Характеристики «Сокола» впечатляют и сегодня Фото: Зеленодольский завод им. Горького

У создания этого судна интересная предыстория. В 1956 году главный конструктор ЗПКБ Александр Кунахович предложил идею сверхбыстроходного (100 узлов) противолодочного корабля. Такая скорость достигалась благодаря подводным крыльям и авиационным реактивным двигателям. Для начала построили судно-макет М1121 с четырьмя движками от бомбардировщика Ту-16. Катер водоизмещением 150 т показал максимальную длительную скорость в 102 узла (190 км/ч), кратковременную — 108, основную эксплуатационную — 90 узлов. Эти результаты до сих пор остаются мировым рекордом. В 1962–1963 годах завод заложил два корабля проекта 1121 «Смерч», но из-за многочисленных сложностей, связанных с гидродинамикой, прочностью, разработкой радиотехнических систем и двигателей, в 1964-м проект закрыли. Однако благодаря ему судостроители научились делать большие корпуса из легких сплавов и начали работу с новым конструкционным материалом — титаном.

В 1964 году ВМФ решил продолжить начатые в проекте «Смерч» НИОКР. Цель — создать корабль на подводных крыльях, но с умеренной скоростью — 60 узлов, что позволило бы использовать традиционные гребные винты. Разработку проекта 1141 «Сокол» ЗПКБ начало в 1967 году. Завод заложил судно в июле 1974-го. Испытания в 1977–1979 годах дали такие результаты: при водоизмещении в 469 т максимальная скорость — 67 узлов (126 км/ч); устойчивая — 54 узла (100 км/ч); умеренная качка на волнении высотой 4 м без ограничений по курсу и времени движения. Сочетание скорости и высоты волнения оставалось рекордным до появления в 1987 году кораблей проекта 11451. Завод же отработал технологии производства больших корпусов из алюминиево-магниевых (АМг) сплавов, объемных конструкций из титана (подводные крылья), надежного разъединения разнородных металлов в морской воде (потенциал гальванической пары «титан — АМг» — 1,1 вольта, что приводит к быстрому разрушению таких подводных конструкций).

Статья в тему:  В какой срок направляется протокол в суд

Опыт, полученный зеленодольцами при строительстве «Сокола», стал главным аргументом при выборе завода – строителя крупнейших в мире быстроходных (45 узлов) кораблей, использующих гидродинамическую платформу, проекта 1239 «Сивуч».

«МЕТЕОР»: ИЗ 1961-ГО В 2020-Й

«Метеор» — самое массовое в мире судно на подводных крыльях Фото: Зеленодольский завод им. Горького

«Метеор» (разработан ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева) стал самым массовым в мире судном на подводных крыльях — в 1961–2006 годах завод имени А.М. Горького выпустил более 400 единиц. До этого единственным массовым пассажирским опытом верфи была самоходная грузопассажирская баржа «Колхозница» с тракторным дизелем, ручным рулевым управлением и деревянной надстройкой.

«Метеоры» эксплуатировались (и кое-где продолжают работать) в Болгарии, Венгрии, Вьетнаме, Греции, Германии, Египте, Италии, Китае, Марокко, Нидерландах, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии. Любопытную историю поведал «БИЗНЕС Online» исполнительный директор «Татфлота» Марс Хамидуллин. Когда-то Китай купил с полсотни «Метеоров», но никак не мог с полной нагрузкой вывести их на полноценный режим движения на крыле. «В прошлом году китайцы специально приезжали убедиться, что у нас „Метеоры“ еще ходят и ходят на крыле, — рассказал речник. — Мы их свозили до Чебоксар и обратно. После этого они один „Метеор“ замерили, сфотографировали чуть ли не каждый сантиметр». По словам Хамидуллина, видимо, дело в том, что коллеги из КНР неправильно установили угол атаки крыла и сами разобраться в проблеме не смогли.

Сегодня Зеленодольский завод имени А.М. Горького, памятуя о славном прошлом, задумался о строительстве новых СПК — готов проект «Метеора-2020».

КАСПИЙСКИЙ ПРОРЫВ

Вьетнам купил четыре ракетных корабля проекта «Гепард-3.9» Фото: Зеленодольский завод им. Горького

В середине 90-х, когда потребовалось усилить Каспийскую флотилию, военные вспомнили о том, что завод в 1988 году заложил три сторожевых корабля проекта 11661 (автор — ЗПКБ), строительство которых из-за происходящего было заморожено. ВМФ договорился с правительством РТ о помощи республики в достройке одного сторожевика. 30 августа 2003-го судно «Татарстан» было принято в боевой состав Каспийской флотилии. История повторилась со вторым корпусом, который получил имя «Дагестан». Его спустили на воду 1 апреля 2011 года. Эти корабли сыграли роль своего рода локомотива: Минобороны поверило в завод и выдало ему массовые заказы. Поверили и иностранцы: в 2010–2017 годах Вьетнаму поставили четыре таких сторожевика в экспортном варианте — «Гепард-3.9».

Статья в тему:  Как получить компенсацию за вызов в суд

«БУЯНЫ» С «КАЛИБРАМИ»

«Буяны-М» прославились на весь мир ударами по сирийским боевикам Фото: Зеленодольский завод им. Горького

Подписанный в 2010 году первый контракт на постройку малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М» (автор — ЗПКБ), по сути, вдохнул в предприятие вторую жизнь. Эти судна стали сверхвостребованными сразу на четырех морях — Каспийском, Черном, Балтийском и Средиземном. Сегодня 8 МРК уже несет службу, один — на испытаниях, еще три строятся. Впервые свои ударные возможности «Буяны-М» показали 7 октября 2015 года, когда выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ») в Сирии крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК».

ОХРАННИК И ДИПЛОМАТ

Проект 22160. До сегодняшнего дня у российского ВМФ не было специализированных патрульных кораблей Фото: Зеленодольский завод им. Горького

Следующим большим (12) заказом стал проект 22160 — первого в российском ВМФ специализированного патрульного корабля. Да, его базовое вооружение только артиллерийское, но важно, что мы имеем дело со своего рода сменой парадигмы мышления. Главная задача 22160 — демонстрировать Андреевский флаг в любой точке Мирового океана. Руководство страны начало понимать: ВМФ как государственный инструмент способен помочь в решении политических задач стратегического масштаба. Из чисто практических назначений — охрана территориальных вод, военно-морских баз, замена в операциях мирного времени (например антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей. Важно и то, что это первый российский корабль, созданный по модульному принципу (да и у других стран такой опыт невелик): для каждого ПК делается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударную, ПВО, противолодочную, спасательную.

ВЕРНУТЬ ПАССАЖИРАМ СКОРОСТЬ

А-145. Аналогов этим глиссирующим теплоходам нет Фото: Зеленодольский завод им. Горького

Статья в тему:  Как сделать запрос на решение суда

Притом что 98% продукции завода — гособоронзаказ, в 2010-х он был едва ли не единственной в России верфью, исправно строившей пассажирские суда. Это скоростные теплоходы (а таких к тому времени в России почти не осталось) родственных проектов А-45, А-45-1 (построено пять единиц), а венцом стал А-145 (автор — петербургское «Агат Дизайн Бюро»). Он предназначен для перевозок до 150 пассажиров на реке и в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 400 миль. Судно может идти как в водоизмещающем, так и в глиссирующем режиме. Салоны комфортабельны и приятно выглядят. Утверждается, что благодаря особенностям конструкции на теплоходе нет качки, что, конечно, ценят страдающие морской болезнью. Построено пять таких теплоходов.

ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПАССАЖИРСКИЙ ГАЗОХОД

Предположительно, построят не менее 20 «Чаек» Фото: «БИЗНЕС Online»

7 августа завод имени А.М. Горького спустил на воду первое в России пассажирское судно с двигателями, работающими на сжиженном природном газе (СПГ). Инициатором проекта стала верфь, проект выполнило ЗПКБ. Предполагают, что в обозримом будущем перевод судов на СПГ приобретет массовый характер и такое топливо из альтернативного превратится в основное. Потому на заводе уверены: кто первым зайдет на этот рынок, тому и доверят перспективные объемы. Кроме того, на «Чайку» возложена задача восстановления пассажирского судоходства на Казанке. Первый маршрут уже намечен — от «Ак Барс Арены» (ранее «Казань Арена») до Свияжска. Сообщается, что в планах Татарстана получить 20 «Чаек». Но это уже одна из будущих страниц истории завода имени А.М. Горького.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала эксперта в области кораблестроения Владимира Леонова

Источники:

http://fb.ru/article/451259/samyie-krupnyie-sudostroitelnyie-zavodyi-rossii

http://pikabu.ru/story/obzor_kruiznogo_sudostroeniya_v_rossii_za_150_let_7938994

http://histrf.ru/read/articles/arhangelsk-kolybel-russkogo-korablestroeniya

http://www.business-gazeta.ru/article/485358

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector