0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Як створити третейський суд

Как получить право на осуществление третейского разбирательства?

1 сентября начнется финальная стадия реформы института третейского разбирательства – вступают в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – закон об арбитраже), заменяющий действующий пока Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», и внесенные в ряд законодательных актов в связи с его принятием поправки (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ). По новым правилам третейское разбирательство будут осуществлять арбитражные учреждения, созданные при НКО, причем только при условии предоставления соответствующим организациям Правительством РФ права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Недавно были приняты и необходимые для реализации закона об арбитраже подзаконные акты:

  • Положение о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства (утв. приказом Минюста России от 13 июля 2016 г. № 165; далее – Положение о Совете); вступает в силу с 1 сентября. Напомним, на основании рекомендации этого Совета правительство будет принимать решение о предоставлении или непредоставлении НКО права на создание арбитражного учреждения (ч. 4 ст. 44 закона об арбитраже);
  • Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (утв. постановлением Правительства РФ от 25 июня 2016 г. № 577); вступают в силу 1 ноября текущего года.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, каким требованиям должны соответствовать НКО и создаваемые при них арбитражные учреждения для получения права на администрирования арбитража, читайте в материале: «Новая форма третейских судов».

Рассмотрим, каким будет состав Совета, который фактически будет решать вопрос о возможности создания арбитражного учреждения при конкретном НКО, и какова процедура принятия такого решения.

Совет по совершенствованию третейского разбирательства

Согласно Положению о Совете список лиц, которым предлагается войти в его состав, определяется Минюстом России – именно при этом министерстве будет создан Совет – на основании консультаций с представителями органов власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, юридического, научного и предпринимательского сообщества.

В результате в состав Совета, в котором может быть от 20 до 40 человек, войдут лица, замещающие государственные должности, и госслужащие – они могут составлять до 1/3 всего состава – и по два представителя от общероссийских объединений предпринимателей и торгово-промышленных палат (всего четыре человека). Остальные места займут юристы, ученые и предприниматели, но не любые – как минимум половина из них должны иметь ученые степени по юридическим наукам (п. 13 Положения о Совете). Каждые три года состав Совета должен будет обновляться не менее чем на треть.

Статья в тему:  Как написать заявление в суд на недееспособности

Не смогут стать членами Совета учредители (участники), работники и лица, входящие в органы управления тех коммерческих организаций, при которых на момент вступления в силу закона об арбитраже существовали постоянно действующие третейские суды, а также уполномоченные лица постоянно действующих арбитражных учреждений (абз. 2-5 п. 12 Положения о Совете).

Стоит отметить, что мнение Совета будет играть решающую роль при принятии решения как о возможности создания арбитражного учреждения при конкретном НКО, так и о необходимости прекращении его деятельности. Согласно закону в случае совершения арбитражным учреждением неоднократных грубых нарушений законодательства, повлекших значительный ущерб правам и законным интересам сторон арбитража и иных лиц, Минюст России вправе выдать соответствующей НКО предписание о принятии ею решения о прекращении деятельности арбитражного учреждения (ч. 3 ст. 48 закона об арбитраже). Необходимо ли вынесение такого предписания, министерство будет решать, основываясь на данной Советом рекомендации (подп. 7 п. 5 Положения о Совете).

Помимо подготовки указанных рекомендаций правительству, Совет будет рассматривать проекты нормативных актов, касающихся третейского разбирательства, участвовать в мониторинге правоприменения в этой сфере, содействовать Минюсту России в рассмотрении обращений НКО, при которых созданы арбитражные учреждения, и самих арбитражных учреждений и т. д. (п. 5 Положения о Совете).

Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения: порядок и сроки предоставления

НКО, планирующему создать постоянно действующее арбитражное учреждение, необходимо будет направить в Минюст России, помимо заявления о предоставлении соответствующего права, целый ряд документов (полный перечень содержится в приказе Минюста России от 13 июля 2016 г. № 165). В частности: свежую – полученную не ранее пяти рабочих дней до подачи заявления – выписку из ЕГРЮЛ, решение уполномоченного органа НКО о создании при организации постоянно действующего арбитражного учреждения и утвержденные правила этого учреждения. К слову, впоследствии правила постоянно действующего арбитражного учреждения нужно будет задепонировать в Минюсте России – это обязательное условие допуска к администрированию споров (ч. 14 ст. 44 закона об арбитраже). Порядок их депонирования уже утвержден и вступает в силу тоже с 1 сентября текущего года (Положение о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения).

Также в министерство направляется рекомендованный список арбитров, письменные согласия граждан на включение в этот список, биографические справки со сведениями об их образовании и профессиональной деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у соответствующего числа лиц ученой степени и необходимого опыта разрешения гражданско-правовых споров (то есть соблюдение требований ч. 3 ст. 47 закона об арбитраже).

Кроме того, должна быть представлена информация, позволяющая оценить репутацию НКО (требование о надлежащей репутации закреплено в п. 4 ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже). Уточняется, что речь идет о документах, содержащих сведения об учредителях или участниках НКО, финансовых, экономических и иных показателях деятельности организации, реализуемых ею проектах и проведенных мероприятиях, оказываемой государственной поддержке.

В случае, если НКО, при которой до 1 сентября текущего года был создан третейский суд, обращается с заявлением о создании учреждения-правопреемника, она должна представить, помимо прочих документов, сведения о количестве рассмотренных учреждением-правопредшественником дел и числе вынесенных им решений, которые суд отметил или отказал по ним в выдаче исполнительного листа.

Статья в тему:  Какие документы выдают после суда

Иностранные арбитражные учреждения, которые хотят осуществлять третейское разбирательство в России, должны будут представить заявление, справку с описанием своей истории и деятельности, выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или иной официальный документ, подтверждающий юридический статус учреждения или организации, при которой оно создано, правила арбитража корпоративных споров (если организация планирует осуществлять арбитраж корпоративных споров). Документы подаются либо на государственном языке соответствующей страны с заверенным надлежащим образом переводом на русский, либо на русском языке.

В течение 10 рабочих дней с момента получения документов Совет должен будет провести их первичную проверку (п. 32 Положения о Совете). Если он установит, что документы представлены не в полном объеме или неправильно оформлены, рассмотрение приостанавливается на 25 рабочих дней. Неустранение заявителем в указанный срок оснований для приостановления влечет за собой отказ в дальнейшем рассмотрении документов. Также основанием для отказа в рассмотрении документов и их возврата заявителю является выявление в представленных документах недостоверных сведений.

Если же оснований для отказа в рассмотрении или приостановления рассмотрения документов нет, Совет в течение трех месяцев с момента их получения рассматривает документы и проводит заседание, на котором решается вопрос о том, соответствует ли заявитель и создаваемое при нем арбитражное учреждение требованиям закона об арбитраже (п. 31 Положения о Совете). Для уточнения содержащихся в документах сведений на заседание может быть приглашен представитель НКО.

В течение 10 рабочих дней с даты проведения заседания готовится основанная на его результатах рекомендация Правительству РФ о предоставлении или об отказе в предоставлении заявителю права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (п. 30 Положения о Совете).

Не позднее чем через 15 рабочих дней с момента принятия указанной рекомендации Минюст России должен будет подготовить проект соответствующего распоряжения правительства (п. 3 Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения; далее – Правила). Вместе с протоколом заседания Совета и вынесенной им рекомендацией, представленными НКО документами и пояснительной запиской, в которой обосновывается принятое решение о предоставлении права или об отказе в его предоставлении, проект распоряжения направляется непосредственно в кабинет министров. Принятие соответствующего распоряжения правительства происходит по стандартным правилам (постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260).

Таким образом, роль кабинета министров фактически сводится к формальному утверждению подготовленного Минюстом России документа. Однако по решению заместителя Председателя Правительства РФ проект распоряжения и весь пакет документов может быть возвращен для повторного рассмотрения Советом (п. 8 Правил). Оно проходит по тем же правилам, что и первичное рассмотрение документов, но уже в двухмесячный срок.

Можно предположить, что в этом году вряд ли начнет действовать множество новых арбитражных учреждений, поскольку предоставлять им право на администрирование арбитража Правительство РФ будет только с 1 ноября, а на рассмотрение конкретного обращения НКО дается до трех месяцев. Так что пока третейское разбирательство будут осуществлять действующее третейские суды. Однако необходимо помнить, что и они должны будут получить правительственное разрешение на осуществление третейского разбирательства – в срок до 1 ноября 2017 года (ч. 13 ст. 52 закона об арбитраже).

Статья в тему:  Можно ли использовать видеозапись в суде

Як створити третейський суд

Документ : Як створити власний третейський суд

Як створити власний
третейський суд

Третейські суди в Україні поки що більше відомі, як спеціальні органи для розгляду спорів, що виникають між суб’єктами зовнішньоекономічної діяльності (міжнародні третейські суди). А от про «внутрішні» третейськіх суди, що розглядають справи лише за участю суб,єктів господарювання України відомо набагато менше. Між тим зараз є наявною тенденція до створення саме таких третейських судів.

У цій публікації досліджується проблеми третейських судів, що розглядають спори лише між резидентами України і не пов’язані із зовнішньоекономічною діяльністю.

Створення третейського суду
і визначення понять

Юридична наука розглядає третейський суд (арбітраж), як недержавний орган, що визначений сторонами відповідного спору (угоди) для його вирішення. Третейські суди поділяються на постійно діючі і такі, що спеціально створені для розгляду конкретного господарського спору. Саме з урахуванням цього розроблено і проект Закону України «Про третейські (арбітражні) суди». Так, у ст.2 цього законопроекту третейський (арбітражний) суд визначається як недержавний орган, що утворюється за згодою зацікавлених осіб для вирішення майнових і особистих немайнових спорів. Фактично йдеться про одну з форм так званої договірної підсудності. Втім, певного поширення набула практика заснування в Україні постійно діючих третейських судів на підставі рішення відповідної юридичної особи (засновника) для розгляду спорів між іншими особами (як юридичними, так і фізичними), що певним чином підлеглі або підконтрольні засновникам цих третейських судів. У цьому випадку третейський суд створюється на підставі відповідного адміністративного акту і не має ознак договірного утворення. Подібні суди засновані і діють у деяких громадських об ,єднаннях, наприклад, спілках захисту прав споживачів або ж у господарських об’єднаннях підприємств, банківських асоціаціях, на оптовому ринку електроенергії тощо. Проте і тут слід додержуватись основного принципу третейської процедури певним чином зафіксованої згоди усіх сторін спору на його розгляд у відповідному третейському суді. Окрему організаційну форму третейських судів складають третейські суди, що утворені при Торговопромислових палатах.

Актуальним лишається питання про організаційні форми заснування, складу і діяльності третейського суду.

Чи потребує створення цього органу якоїсь наступної реєстрації, ліцензій, легалізації іншим чином тощо? Аналіз чинного законодавства дає усі підстави для відповіді «ні», тим більше з огляду на скасування ліцензій на юридичну практику взагалі.

Якщо звернутись до поки що чинного (детальніше про це нижче) Положення про третейський суд для вирішення господарських спорів між об’єднаннями, підприємствами, організаціями і установами, затверженим Постановою Державного арбітражу при Раді Міністрів СРСР від 30 грудня 1975 року N121 (з наступними змінами і доповненнями), то тут передбачається створення третейського суду самими сторонами певного спору. Цікаво що наявність у складі такого суду осіб з юридичною освітою не є обо,язковим. Це можуть бути директори підприємств, ІТР, представники громадськості тощо. Проте обов,язковою є «компетентність у вирішенні данного спору». Втім, зараз засновники більшості третейських судів обумовлюють наявність у суддів саме юридичної освіти.

Кількість суддів чинним законодавством також не обмежується. На практиці непоодинокі випадки, коли сторони призначають своїм третейським суддею лише одну особу, наприклад, певного адвоката, що має відповідну позитивну репутацію і професійну підготовку. У цьому випадку йдеться про одноособовий розгляд справи.

Статья в тему:  Как узнать время заседания суда

Чинне законодавство не містить чітких вимог до організаційних форм існування третейського суду. На практиці це може бути як окрема юридична особа, так і структура без ознак юридичної особи, наприклад, структурний підрозділ у складі більшої структури. Це питання має суто практичне значення. Так, подекуди виникають проблеми з виконанням рішень третейських судів через відсутність у них своїх печаток попри вимоги до виконавчих документів у ст.19 Закону України «Про виконавче провадження». державних виконавців. Якщо організація не є юридичною особою або чимось філіалом, то виготовлення власної печатки з огляду на вимоги дозвільної системи стає проблематичним. Тим більше, коли йдеться про тимчасовий орган створений для розгляду лише конкретного спору (ad hoc). Подекуди цю проблему намагаються вирішити через подання до виконання нотаріально завірених копій рішення третейського суду. Втім, нагальною потребою є вирішення цієї проблеми у законодавчому порядку. Так і досі незрозуміло чи слід прикладати печатку, де обов,язково має згадуватись відповідний третейський суд чи досить печатки тієї юридичної особи при якій його створено.

А чи можливе існування третейського суду у вигляді комерційної структури, наприклад, приватної юридичної фірми чи громадської організації ? Зокрема, йдеться про відповідні положення у їхніх статутах, що передбачають серед інших видів діяльності і проведення третейських процедур. Прямих обмежень з цього приводу у чинному законодавстві немає. Наврядчи можна вважати порушенням наявність такої функції у певної юридичної фірмі, як юридичної особи, особливо за умови, коли кожен окремий юрист має таке право, як фізична особа. Що ж стосується громадських організацій, то у ст.3 Закону України «Про об,єдання громадян» передбачено, що громадською організацією є об’єднання громадян для задоволення та захисту своїх законних соціальних, економічних, творчих, вікових, національно-культурних, спортивних та інших спільних інтересів. Третейське вирішення спорів відповідає цим вимогам. Таким шляхом йде і практика створення третейських судів.

Правове регулювання діяльності
третейських судів

Чинне законодавство про третейський суд (міжнародні суди тут не розглядаються) складають такі основні нормативно-правові акти:

— Додаток N2 до Цивільно-процесуального кодексу України «Положення про третейський суд » (стосується лише спорів між громадянами)

— Закон України «Про виконавче провадження » (у тій частині, що стосується виконання рішень третейських судів, зокрема, п.10 ст.3)

— Положенням про третейський суд для вирішення господарських спорів між об’єднаннями, підприємствами, організаціями і установами, затверженим Постановою Державного арбітражу при Раді Міністрів СРСР від 30 грудня 1975 року N 121 (з наступними змінами і доповненнями) — поки що чинне на підставі постанови Верховної Ради України від 12.09.91 р. , а також згідно з п.11 інформаційного листа Вищого арбітражного суду України від 14.10. 98 р. N 01-8/391.

Можливість третейської процедури розгляду різномантіних спорів передбачена також у ст.205 Цивільного кодексу України, ст.25 Цивільного процесуального кодексу України (спори між громадянами), законах України «Про заставу», «Про власність», «Про підприємства в Україні», «Про товарну біржу» тощо. На жаль у нещодавно прийнятій новій редакції Закону України «Про судоустрій України» і у новому Господарському процесуальному кодексі України третейські суди взагалі навіть не згадуються, що можна вважати суттевою вадою цих законодавчих актів.

Статья в тему:  За что навальный подал в суд на путина

Практична реалізація питань третейського судочинства відображена також в роз’ясненнях та листах Вищого Арбітражного суду України — роз’яснення від 17 лютого 1997 року N 02-5/57, від 3 грудня 1992 року N 01-6/1459, листи від 30 грудня 1999 року N 01-8/612 , від 14 жовтня 1998 року N 01-8/381 тощо. Так, у роз’ясненні N 02-5/57 від 17.02.97 зокрема вказано таке.

Оскільки в Україні відсутній законодавчий акт, який регулював би діяльність третейського суду, у тому числі утворюваного сторонами для вирішення конкретного господарського спору, на території України в частині, що не суперечить Конституції і законам України, діє Положення про третейський суд для вирішення господарських спорів між об’єднаннями, підприємствами, організаціями і установами, затверджене постановою Державного арбітражу при Раді Міністрів СРСР від 30 грудня 1975 року N 121.

Що ж стосується самої третейської процедури, то здебільшого її визначають як певну форму посередництва у спорі.

Певну регламентацію третейської процедури і вимоги до оформлених тут документів можна знайти у вищезгаданому Положенні про третейський суд для вирішення господарських спорів між об’єднаннями , підприємствами, організаціями і установами (далі — Положення про третейський суд). Так, передбачена можливість витребування у сторін спору необхідних документів, обов,язок сторін провести звірку розрахунків на вимогу суду, проведення експертиз тощо. Певну регламентацію процедури можна також знайти у Положенні про третейський суд, що є додатком до Цивільного процесуального кодексу України. До господарських спорів він може застосовуватись за аналогією закону. Втім, на практиці засновники третейського суду найчастіше складають власні регламенти, де встановлюють конкретну процедуру розгляду справи. Сторони можуть домовитись про застосування цивільного чи господарського процесуального законодавства.

На практиці виникають ситуації, коли сторона відповідної угоди про передачу спору до третейського суду (арбітражна угода, третейський напис) починає ухилятись від участі у судовому розгляді, подає письмові заяви про відвід суду, про свою незгоду з третейським розглядом справи взагалі тощо. У п.10 своєго іноформаційного листа N 01-8/91 від 10.03.98 Вищий арбітражний суд України роз,яснив, що подібна арбітражна угода обов,язкова для виконання сторонами як і будь-яка інша цивільно-правова угода. Відповідно і спроби використати свою незгоду як апеляційний чи касаційний довід судами не сприймаються. Інша річ, що за наявності відповідних підстав таку угоду можна визнати недійсною або нечинною.

Арбітражна угода може бути укладена у вигляді арбітражного застереження в договорі та/або у вигляді окремої угоди. Арбітражне застереження визнається таким, що має юридичну силу, незалежно від дійсності договору, складовою частиною якого воно є.

Дедалі частіше на практиці виникають ситуації, коли сторона взагалі не укладала арбітражної (третейської) угоди і категорично проти цього заперечує, попри це спір за її участю стає предметом третейського розгляду. Подібне характерне для деяких відомчих третейських судів і таких, що створені при громадських організаціях. Це слід вважати суттевим порушенням третейської процедури.

Оскарження і виконання рішень
третейських судів

Суттеві зміни у процесуальному законодавстві та судоустрії призвели до фактичної ліквідації інституту оскарження рішень третейських судів. Зараз подібного не передбачає ані Господарський процесуальний кодекс України (далі — ГПК), ані Цивільний процесуальний кодекс України. Втім, і за часи існування СРСР п.14 Положення про третейський суд встановлював, що рішення третейського суду є остаточним та не передбачав механізму його оскарження. Так, одним з третейських судів Дніпропетровської області було розглянуто спір з приводу розірвання договору оренди. Невдоволена рішенням сторона подала апеляційну скаргу до Дніпропетровського апеляційного господарського суду. Постановою від 28.12.2001 р. скаргу залишено без розгляду через неподвідомчисть таких справ апеляційним судам (ст.91 ГПК). З тих же підстав постановою від 5.03. 2002 р. Вищий господарський суд України як касаційна інстанція також залишив касаційну скаргу без задоволення.

Статья в тему:  По какому адресу подавать в суд

Зараз вже не має необхідності звертатись до судових органів аби отримати виконавчий лист. На підставі п.1.1., 1.3. Інструкції про проведення виконавчих дій виконавчим документом слід визнати саме рішення третейського суду.

З урахуванням ст.85 Закону України «Про виконавче провадження» завуальованою формою оскарження рішень третейських судів можна вважати оскарження дій державних виконавців, які виконують рішення таких судів. У цьому випадку фактично йдеться не про скасування рішень третейських судів, що взагалі не передбачене чинним законодавством, а про заборону на їх виконання. Судова практика розгляду цих справ свідчить, що найчастіше суб,єкти оскарження посилаються на порушення третейської процедури. Нажаль поки що єдиної судової практики з цих питань немає. Зрозуміло, що рішення третейського суду як виконавчий документ між іншим має відповідати і вимогам ст.19 Закону України «Про виконавче провадження». Так, у деяких судах підставою для задоволення скарг ставала відсутність печатки на рішенні третейського суду про що вже йшлося вище. В інших судах вимагають надання регламенту такого суду. Останній довід слід вважати спірним, бо він не має прямого відношення до виконання судового рішення. Крім того, чинне законодавство не містить вимог про обов,язковість регламенту.

Сергей Теньков,
Правовой центр «Профконсалтинг»

Практические советы по составлению арбитражного соглашения

Форма третейского соглашения

Арбитражное соглашение обязательно должно быть в письменном виде, однако форма вариативна. Самая распространенная – классический договор. Реже встречается заключение соглашения путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами или электронными документами, передаваемые по каналам связи, которые достоверно устанавливают, что документ исходит от другой стороны.

Третейское соглашение также может заключаться через обмен процессуальными документами (в том числе исковым заявлением и отзывом на исковое заявление), в которых одна из сторон заявляет о наличии соглашения, а другая не возражает против этого.

Кроме того, если в договоре содержится ссылка на документ, содержащий арбитражную оговорку, он тоже представляет собой арбитражное соглашение, заключенное в письменной форме, но при условии, что указанная ссылка позволяет считать такую оговорку частью договора.

Еще один способ заключить третейское соглашение – включить его в правила организованных торгов или правила клиринга, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ. Для корпоративных споров допускается заключение арбитражного соглашения путем включения его в устав.

Обязательные условия третейского соглашения

«В арбитражных соглашениях существуют условия обязательные, без которых вы никогда не сможете заключить соглашение, и есть условия дополнительные, которые включать можно по усмотрению. Обязательные и дополнительные условия нигде не прописаны, это вопрос аналитической работы», – говорит советник международной юридической фирмы Андрей Панов.

По мнению юриста, существуют «три с половиной» обязательных условия третейского соглашения. Первое – в обязательном порядке должна прописываться договоренность о передаче спора в арбитраж. Она должна быть сформулирована четко и ясно. Например, предложение «все споры по настоящему договору могут быть переданы в МКАС при ТПП РФ» сразу же аннулирует все соглашение, так как в нем используется модальность. Так же и фраза «все споры по настоящему договору передаются на разрешение в Арбитражный суд г. Москвы или в Арбитражный третейский суд города Москвы» тоже не будет засчитана – она допускает альтернативность.

Статья в тему:  Отп факторинг подал в суд что делать

Второе, что обязательно стоит прописать, – объем арбитражного соглашения, то есть какие споры будут переданы в арбитраж. «Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в…» – именно так выглядит максимально широкий объем арбитражного соглашения, который чаще всего формулируется сторонами.

«Вы можете сократить объем своего арбитражного соглашения: какие-то споры будут рассматривать в арбитраже, а какие-то в государственном суде, но я бы не рекомендовал этого делать. Если вы попытаетесь сузить объем арбитражного соглашения, вы попадете в ловушку: как только у вас возникнет спор, с вероятностью 98% у вас будет еще спор юрисдикционный. Невозможно прописать объем арбитражного соглашения настолько четко, чтобы не возникло разногласия по поводу того, в правую или левую колонку тот или иной спор попадает», – объясняет Андрей Панов.

Третье обязательное условие – отсылка к применимым правилам арбитража/регламенту, и оставшаяся «половина обязательного условия» – наименование арбитражного учреждения, если оно есть. Половина, потому что только в российской практике это стало негласным правилом.

«В России сложилась практика, когда нам недостаточно ссылаться только на регламент того или иного арбитражного учреждения – его еще нужно отдельно назвать в оговорке. Долгое время российские суды исходили из того, что если написано только, например, «международное арбитражное разбирательство по регламенту международной торговой палаты», то этого недостаточно для того, чтобы арбитражная оговорка была действительна и исполнима. ВС РФ пытается намекать, что нужно смотреть на то, что написано в регламенте арбитража. Если из него будет ясно, какое это арбитражное учреждение, то пусть так остается. Однако риск того, что оговорка будет признана неисполнимой, есть», – предупреждает юрист.

Так что лучше всего указывать и регламент, и наименование учреждения. Например: «спор администрируется Российским арбитражным центром при автономной некоммерческой организации «Российский институт современного арбитража» в соответствии с положениями Арбитражного регламента».

В случае если стороны договорились на арбитраж ad hoc, то никакое учреждение указывать не нужно, потому что его просто нет. Тем не менее, Андрей Панов отдельно отмечает, что в подобных ситуациях следует отдельно прописывать, что договоренность базируется на арбитраже ad hoc по конкретному регламенту.

Дополнительные условия третейского соглашения

Дополнительные условия называются такими, потому что, как правило, они так или иначе прописаны в регламенте. В определенных ситуациях сторонам стоит принципиально прописать отдельные моменты:

  • количество арбитров/порядок их назначения/требования к их квалификации;
  • место арбитража;
  • язык арбитража;
  • место проведения устных слушаний;
  • порядок направления уведомлений (например, посредством электронной почты);
  • передачи всех или части споров на рассмотрение по ускоренной/упрощенной процедуре.
Статья в тему:  Что говорить на суде при лишении водительских прав

С точки зрения Андрея Панова, что точно не стоит прописывать в арбитражной оговорке – это место слушаний. «Сейчас в разгар пандемии место проведения слушаний может стать в одночасье эфемерным. Если будет, например, указано, что место слушаний – Москва, вы рискуете тем, что слушание будет отложено на неопределенный срок, пока все не смогут приехать в Москву физически. Но даже до пандемии всегда считалось, что место слушаний в арбитражном соглашении лучше не прописывать – это сильно усложняет работу арбитров», – говорит юрист.

Действительно полезно при этом прописать порядок урегулирования спора – претенциозный или иной доарбитражный. Обычно это делают, чтобы сократить расходы. Арбитраж – удовольствие долгое и дорогое, поэтому, чтобы не обращаться в него по каждой мелочи, предусматривают тот или иной способ доарбитражного регулирования: например, переговоры или медиацию.

Также в России может быть полезным дополнительно отметить изменение подсудности дела об отмене арбитражного решения (по месту нахождения стороны против или в пользу которой принято решение) или о выдаче исполнительного листа (по месту арбитража или по месту нахождения стороны, в пользу которой будет принято решение).

«У нас страна большая, за каждым исполнительным листом не налетаешься. Если ваш потенциальный ответчик находится где-то в Хабаровске, а вы в Москве, то нет никакого смысла летать за исполнительным листом на Дальний Восток. Вы можете договориться, что арбитраж будет в Екатеринбурге или вовсе в Москве, там же оспаривать решение арбитража и подавать заявление о выдаче исполнительного листа», – советует юрист.

Если все дополнительные и обязательные условия кажутся запутанными и неясными, лучше не накручивать свой договор лишними ограничениями и запомнить золотое правило составления любого арбитражного соглашения – использование типовой (рекомендованной) оговорки с сайта выбранного арбитражного учреждения. В таком случае соглашение как минимум точно будет рабочим и исполнимым.

Прежде чем начать составлять арбитражное соглашение, важно определиться, какой арбитраж использовать – администрируемый или ad hoc. Разницу, преимущества и подводные камни каждого вида можно узнать в вебинаре Андрея Панова «Практические советы по составлению арбитражного (третейского) соглашения». Узнать больше об арбитраже в российской и международной практике – в онлайн-курсе «Арбитраж (третейское разбирательство)».

Что такое третейский суд. Объясняем простыми словами

Третейский суд — негосударственный юридический орган, который решает гражданско-правовые (в основном коммерческие) споры.

Третейский суд может быть представлен либо единоличным арбитром (третейский судья), либо коллегией арбитров. Членов третейского суда избирают стороны спора или назначает арбитражное учреждение.

Как правило, третейские суды решают корпоративные споры, связанные с внутренними делами компании, договорами, защитой деловой репутации и финансовыми отношениями между разными организациями.

Проще говоря, помните, в сериале «Как я встретил вашу маму» двое друзей Маршалл и Барни выбрали Лили судьёй спора на пощёчину? Она единолично выбирала победителя и санкции проигравшему. Можно сказать, что Лили была третейским судьей.

Пример употребления на «Секрете»

«Компетенция гражданских судов (да и их загруженность) вряд ли позволит рассмотреть дело в деталях, венчурные инвестиции — слишком специфичный бизнес. Это мог бы делать специальный венчурный третейский суд, если размер третейского сбора не окажется слишком обременительным для «физиков». Подобные третейские суды есть на Западе. Например, в Германии дела, связанные с инвестиционными спорами, решает третейский суд при Комиссии по ценным бумагам». (Гендиректор краудинвестинговой платформы StatTrack Константин Шабалин — о том, зачем бизнесу нужен третейский суд).

Статья в тему:  Как обжаловать суд мед экспертизу при дтп

Нюансы

«Экспресс-правосудие» — так характеризуют работу третейских судов. В России их несколько тысяч. Их главное преимущество перед государственными судами — быстрота. В среднем, третейский суд выносит решение всего за десять дней. Оно — окончательное.

Государственные суды решают споры по месту регистрации ответчика. Третейские же работают по своему адресу, а иногда даже готовы проводить заседания онлайн.

Третейские суды не имеют права разглашать информацию и публиковать свои решения.

Гонорар третейских судей определяется в размере 1% от цены иска, но не менее 20 000 рублей. В городах федерального подчинения (Москва, Санкт-Петербург) гонорар выше — 2% от цены иска, но не менее 50 000 рублей.

В ноябре 2020 года в Уголовном кодексе РФ появилась статья, устанавливающая ответственность за подкуп третейского судьи. Максимальная санкция — 12 лет лишения свободы с выплатой штрафа в размере до девяностократной суммы подкупа.

Если подписываемый документ имеет оговорку, что в случае спора его будут рассматривать в третейском суде, то пункт с этой оговоркой называется «третейская клаузула», или «третейская оговорка».

Третейский суд

Максим Иванов
Автор статьи
Практикующий юрист с 1990 года

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский суд не может рассматривать дела, подсудные арбитражному.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Статья в тему:  Кто назначает суд мед экспертизу

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Срок рассмотрения заявления на выдачу листа об исполнении составляет 1 месяц.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

  • Институт современного инструктажа;
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»;
  • Международный коммерческий арбитражный суд;
  • Морская арбитражная комиссия.

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Источники:

http://www.garant.ru/article/864734/

http://cons.parus.ua/_d.asp?r=01F0L1fbbf0df66e3cccc7863d2e7949e6085

http://legalacademy.ru/sphere/post/prakticheskie-sovety-po-sostavleniyu-arbitrazhnogo-soglasheniya

http://secretmag.ru/slova/chto-takoe-treteiskii-sud-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm

http://pravoved.ru/journal/treteyskiy-sud/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector